Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как биологический процесс

Мышление как мотивированный процесс

Мышление как акт переструктурирования ситуации

Мышление как функционирование интеллектуальных операций

Мышление как действие

Мышление

 

 

Мышление – акт усмотрения отношения.

Мышление – процесс решения задач, в результате чего образовывается проблемный комплекс, в котором:

а) выделены характеристики известного

б) определено место неизвестного, искомого

 

Незавершенность комплекса = суть проблемности. «Сколько будет 4+5=9?» - завершенность комплекса, нет проблемности.

 

Структурная единица мыслительной деятельности – выделение «предметных отношений».

 

«Антиципация» - антиципируется искомое. Если бы оно вообще было неизвестным, оно не могло бы быть найденным.

 

При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и антиципацией результатов этих операция.

 

 

Интеллектуальные операции:

- дополнение комплекса

- абстракция

- репродукция сходства

 

Дополнение комплекса – может включать в себя визуализацию предмета.

Абстракция – выделение различных характеристик предметов и вычленение отношений между членами комплекса.

Репродукция сходства – расчленение данного предмета или понятия на определенные признаки.

 

 

Центральное положение гештальтпсихологии: первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы (ощущения), а целостные образования (конфигурации, формы, «гештальты»).

 

Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают воспроизводиться в новом гештальте, в новых отношениях. Проблемная ситуация переструктурируется, в результате предметы поворачиваются новыми сторонами, обнаруживают новые свойства.

 

Решение задачи выступает как гештальт, как целостное образование, которое определяет конкретные шаги.

 

Применительно к человеку были введены:

- Метод «думания вслух»

- Метод наводящих вопросов

 

Решение одной и той же задачи состоит из качественно различных фаз:

  • Фазы нахождения принципа, основной идеи решения
  • Фазы её проверки или реализации

 

 

Мышление (сновидение, остроумие, творчество) трактуется как область проявления мотивации.

 

Когнитивная мотивация: анализ проявлений мотивов в мышлении, значимость бессознательного в мышлении.

Аутистическое мышление: то, что соответствует аффекту.

 

Обычные сновидения, грезы наяву, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышление – проявление аутистического мышления, в котором мысли подчиняются аффективным потребностям.

 

 

Интеллект – дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, неотделимых от жизни.

 

Основные функции интеллекта, функциональные инварианты:

  • Организация: В каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями
  • Адаптация

- Ассимиляция: воссоздание субъектом в ходе его познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта

- Аккомодация: процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Риторика и гомилетика | Тема 1. Предмет и задачи психофизиологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.