Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции бюджета




Сущность бюджета

Тема 1. Экономическая сущность бюджета и ГВФ.

Первоначально под бюджетом понимали роспись доходов и расходов государства. Позже формируется отделение казны государства от казны правителя.

В российской империи бюджет до начала 20 века был закрытым документом.

Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов, поэтому бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций.

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, который формируется на том или ином уровне для обеспечения выполнения функций соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления (ОГВ и ОМСУ).

Материальное содержание бюджета имеет сложную структуру и находится в постоянной динамике. В материальном смысле бюджет является материальным носителем экономических отношений.

Бюджет рассматривают как правовой акт – основной финансовый план, утвержденный соответствующим представительным органом и имеющий силу закона – для ОГВ (решения для ОМСУ).

Как экономическая категория.

Наряду с основным финансовым планом действуют и другие финансовые планы (предприятий и др.)

Бюджет характеризуется универсальностью (охватывает все области и сферы экономического и социального развития).

Бюджет – как политическая категория (итого 4 подхода). Бюджеты развитых стран выражают на политическую и социально-экономическую сущность. Реализовать цели любой политической партии или фракции невозможно без достижения приоритетов в государственном финансировании, а также без подчинения своему контролю процессов утверждения главного финансового документа.

 

/гл 5 БК речь идет о принципах бюджета, чем о бюджетной системе/

На функции есть много точек зрения, некоторые не разделяют функции бюджета и функции финансов:

Распределение – 1) формирование, образование продукта – распределение доходов в натуральной и денежной форме 2) использование – расходы

Другие авторы говорят, что все финансовые категории выполняют помимо общих функций специфические.

Существует несколько подходов к определению функций бюджета:

1. Бюджет выполняет такие функции, как распределительная и контрольная.

2. Бюджет выполняет функцию образования фондов денежный средств, использование фондов и контрольную.

А) Распределение можно рассматривать как двуединый процесс, состоящий из формирования денежных фондов и использования. Этапами реализации первой функции являются: 1. создание финансовой теории, адекватной состоянию развития экономики для обеспечения экономического роста 2. необходимость формирования финансовой политики в области доходов 3. формирование финансового механизма и аппарата, обеспечивающего сбор дохода 4. прогнозирование и планирование доходов бюджета 5. рассмотрение и утверждение доходов бюджета 6. Исполнение бюджета по доходам в бюджеты и ГВФ 7. Формирование бюджетных фондов финансового обеспечивающих цели функционирования государства

В результате реализации данной функции образующие бюджеты разного уровня бюджетной системы, то есть формируется их доходная часть.

Б) Использование денежных средств Ее этапы:

1) создание и выбор финансовой теории, определяющей приоритеты и уровни государственных расходов

2) формирование финансовой политики

3) прогнозирование и планирование расходов государства для включения в проект бюджета

4) рассмотрение и утверждение бюджета по расходам

5) исполнение бюджета по расходам (ст 219, 232, 236)

Статья 219. Исполнение бюджета по расходам

1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете

 

Действие пункта 1 статьи 232 в части нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлено до 1 января 2015 года Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ (ред. от 06.10.2011).

1. Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.

2. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) сверх утвержденных законом (решением) о бюджете общего объема доходов, могут направляться соответствующим финансовым органом без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) на замещение государственных (муниципальных) заимствований, погашение государственного (муниципального) долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 17.12.2009 N 314-ФЗ.

3. Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

Статья 236. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление

1. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Действие настоящей статьи не распространяется на Российскую Федерацию, а также на субъекты Российской Федерации в части размещения бюджетных средств на банковских депозитах, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

3. Срок размещения бюджетных средств на банковских депозитах субъектами Российской Федерации не может превышать шесть месяцев.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за обеспечение возврата средств соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом происходит финансирование расходов в соответствии с утвержденным бюджетом.

Результат реализации этой функции – обеспечение финансирования расходов, принятых в утвержденном бюджете.

Кроме этого называют аналитическую функцию (она состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей государства и общества), критическую функцию (в процессе бюджетных отношений выявляются недостатки и пробелы в действующем законодательстве, несоответствие правовых норм реалиям экономической действительности или задачам государственного регулирования), распределительная функция (формирование и распределение гос финансов через бюджет, распределение и перераспределение ВВП, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значении), контрольная функция (бюджет позволяет осуществлять мониторинг).

Фискальная функция. (фискус – корзина)

В условиях современного государства под казной понимается совокупность финансовых и материальных ресурсов государства. Государство юридически выступает как субъект имущественных прав и интересов.

Фискальная функция представляет собой образование бюджетного фонда за счет бюджетных доходов, в том числе за счет государственной фискальной монополии).

Основной источник бюджетных доходов – полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов (з.п. доходы лиц не работ по найму, прибыль, рента, ссудный процент и др.)

Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов.

Эту функцию выполняют фискальные доходы, то есть доходы гос казны (в широком смысле).

Кроме того, термин фискальные доходы применяемы для определения доходов государства от государственных фискальных монополий (ГФМ), то есть монополии государства на производство и реализацию товаров массового потребления и на доходы от этих товаров.

ГФМ может быть полной (когда государство монополизирует и производство и реализацию какого-либо товара) и частичной (государство монополизирует или только производство или только реализацию какого-либо товара). В любом случает государство получает не только предпринимательский доход, но и высокие налоги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.