Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II Формирование художественного и проектного образа

Классификация одежды в зависимости от стиля

Классификация одежды по назначению и использованию

Классификация одежды по сезону

Классификация одежды по способу изготовления

Классификация одежды по половозрастному признаку

I Типология объектов проектирования

Подразделение одеж­ды выполняется, прежде всего, по половому признаку: на мужскую и женскую.

Однако, в современном костюме не всегда можно провести четкую границу между мужской и женской одеждой: женщины теперь повсеместно носят брюки, а муж чины – иногда юбки. Во второй половине 1960-х г.г. сформировалось новое направление в моде, получившее название «унисекс», явившееся симптомом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в обществе. «Унисекс» предлагает одни и те же формы одежды для представителей разных полов, например джинсы, трикотажные майки и джемперы, кроссовки и стеганые куртки. Уже не имеет большого значения, на какую сторон застегивается одежда: на мужскую (слева направо) или женскую (справа налево). Дальнейшее стирание границ между мужской и женской одеждой прогнозирует итальянский дизайнер одежды Дж. Армани: «Дизайнеры уже активно используют «мужские» ткани в женской одежде. В общем, мода идет к тому, чтобы полностью смешать понятия мужского и женского в тканях, цветах конструкциях».

В отдельную группу выделяется детская одежда.

Во второй половине ХХ в. появляется молодежная одежда. В 1950-х гг. формируется новая особая социальная группа – молодежь, занимающая промежуточное положение между подростками и взрослыми. Уже в 1960-х г.г. появляется понятие «молодежная мода», и основными потребите­лями модных товаров становятся молодые люди. Так как молодежь принимает самое активное участие в моде, то самые оригинальные решения дизайнеры адресуют именно молодым.

Одежду так же разделяют на возрастные группы: детская, молодежная, средняя и старшая.

Одежду для детей должны проектировать с учетом особенностей развития ребенка в каждом возрасте, детской психологии, требований гигиены (детская одежда должна способствовать правильному физиологическому развитию дет­ского организма). Детская одежда должна быть, прежде всего, удобной и красивой, так как именно в детском возрасте формируются эстетические представ­ления личности. В отличие от взрослой одежды форма детской одежды не столь зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции присутствуют преж­де всего в рисунках и фактурах тканей, цветовой гамме, при этом существуют стабильные формы детской одежды, не меняющиеся в течение длительного времени (ползунки, детский комбинезон, платье с кокеткой и т. п.). Всех детей условно подразделяют на шесть возрастных групп:

· 0 – грудничковая (0-1 год);

· I – ясельная (1- 3 года);

· II – дошкольная (3-6 лет);

· III – младшая школьная (7 - 11лет);

· IV – старшая школьная (подростковая - 12-15 лет);

· V – юношеская (16-18 лет).

Чем старше возрастная группа в детской одежде, тем активнее проявляются модные тенден­ции: особенно это важно в одежде, предназначенной для тинейджеров (старшей школьной и юношеской групп). При этом необходимо учитывать не толь­ко и не столько модные тенденции «взрослой моды», сколько актуальные сти­ли молодежных субкультур.

В отличие от детской не существует специальной одежды для пожилых людей. Однако, люди старшего возраста составляют значительный сектор на потребительском рынке (который в будущем будет только увеличиваться, если учитывать прогрессирующую тенденцию старения населения в развитых стра­нах), поэтому при проектировании одежды необходимо учитывать и интересы этой группы потребителей, у которых должен быть выбор самой разнообраз­ной одежды, соответствующей требованиям данной возрастной группы.

Одежда для взрослых подразделяется на возрастные группы:

ü младшая (20-29 лет);

ü средняя (30-44 года);

ü старшая (старше 45 лет);

ü для пожилых (старше 60 лет).

По способу изготовления одежда подразделяется на швейную и трикотажную.

Швейная – одежда, вы­кроенная и сшитая из ткани или из какого-либо другого материала (меха, кожи и т. п.).

Трикотажная – одежда, связанная вручную или на вязальной машине, сшитая из вывязанных вручную или на машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине. Трикотажная одежда попала в женский гардероб из мужского благодаря Габ­риэль Шанель.

Сейчас практически все виды одежды могут быть выполнены из трикотажа: летняя и зимняя одежда, белье, платья и костюмы, верхняя одежда, разнообразные дополнения (шарфы, шапки, перчатки, детали обуви и аксессуары, например сумки). Недаром трикотаж называют одеждой будущего, так как пока у него не существует конкурен­тов, столь же универсальных и комфортных.

Деление одежды по сезону предопределяет различие климата в разные времена года. Европейская одежда также традиционно подразделяется на летнюю, зимнюю и демисезонную (для весны и осени). Существуют понятия «осеннее паль­то» (пальто без утепленной подкладки) или «весенний костюм» (уличный ко­стюм из светлых шерстяных тканей), «летнее платье» и т. п. Рассмотрим характерные признаки композиционной структуры сезонной одежды.

Летняя одежда характеризуется:

· покрой: платья с короткими рукавами либо без рукавов; мужские сорочки с короткими рукавами; «мини»; длины «миди» и «макси» согласуются с выбранным ассортиментом

· ассортиментные группы материалов: легкие гигиеничные ткани или трикотаж (шелк, хлопок, лен или смесовые тканей, вискоза); для мужчин так же неотбеленная плотная шелковая ткань – че­суча; яркие цветные рубашки с набивными рисунками

· цветовая гамма: белый; светлые тона; насыщенные оттенки; доминирование теплой гаммы; в мужской одежде – песочный и светло-серый,

· аксессуары: соломенные шляпы; тонкие кружева с более мелкими узорами; обувь на высоком каблуке, босоножки; цветная кожа в аксессуарах, лаковая обувь

Зимняя одежда характеризуется:

· покрой: одежда с длинным рукавом; «миди», «макси»

· ассортиментные группы материалов: теплые шерстяные ткани; ратин, плюш, бархат и атлас; утепленные материалы, мех и т. п.

· цветовая гамма: сложные темные цвета; ахроматическая гамма; пастельные тона; доминирование холодной гаммы

· аксессуары: шляпы из меха или драпа, плотного фетра; плотные и рельефные кружева; обувь на небольшом каблуке или без каблука; кожа темных цветов: коричневая, черная, бордо.

Демисезонная одежда характеризуется:

· покрой: одежда с рукавом 3/4, 7/8; одежда с длинным рукавом; «мини», «миди»

· ассортиментные группы материалов: легкое сукно; более плотные, чем для летней одежды ткани

· цветовая гамма: умеренные цвета и сочетания; температурные предпочтения – относительно близости сезонов

· аксессуары: шляпы из плотной шерсти или плотного шелка, фетровые; обувь на среднем каблуке; закрытые носок и пятка; цветная кожа в аксессуарах

Постепенное сти­рание различий между одеждой для разных сезонов прогнозирует американс­кий модельер М. Корс: «Первым шагом стала разработка летней замши и зим­него лака. Будущее приведет нас к той точке в моде, в которой не существует сезонных изменений, и ткани реагируют на окружающую среду, но в то же время и напоминают о прошлом».

В зависимости от назначения современная одежда подразделяется на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зре­лищную, форменную.

Бытовая одежда, которую носит современный человек, подразделяется на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю.

Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (уче­бы, прогулок, посещений выставок, совершения покупок и т.п.), ее носят в течение дня.

Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы – не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм».

Люди, работающие в таких местах, где не требуется ношения специальной одежды или униформы (например, преподаватели в выс­ших учебных заведениях, сотрудники различных контор и т. п.), могут позво­лить себе более свободный стиль одежды.

Так называемые лица свободных профессий (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и др.) предпочитают одежду в свободном стиле, комфортную и удобную.

Своеобразной униформой повседневной одежды стали джинсы в сочетании с разно­образным трикотажем.

В современной моде можно определить основные требования, которые необходимо учитывать при моделировании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простоту форм, возможность комбинирования различных элементов костюма. С начала 1970-х г.г. в повседневной одежде преобладают комплекты, появляется понятие «рационального», или «базового», гардероба, состоящего из разнообразных вещей, относящихся к единичному ассортимен­ту (юбки, брюки, блузки, джемперы, жилеты, жакеты и т. п.) и хорошо сочетающихся между собой.

Нарядная одежда – это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра и т.п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу. По на­значению нарядная одежда подразделяется на одежду для домашних торжеств, посещения театров и концертных залов, официальных торжеств (премьера, вручение премии и т. п.), официальных приемов, встречи Нового года, выпуск­ного бала, свадьбы и т.д. В современной моде присутствует как традиционный подход к моделирова­нию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают подразделение одежды на нарядную и повседневную (минималисты и деконструктивисты). Однако, традиции по-прежнему сохраняются в наряд­ной одежде определенного назначения: свадебной (белые платья невест), для официальных торжеств (для мужчины в таких случаях обязате­лен смокинг, для женщины – длинное платье), официальных приемов (особенности одежды определяются протоколом).

Одежда для отдыха – одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клу­бов. Основные требования к одежде для отдыха – ее функциональность и удобство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуаль­ность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды и трикотажа.

Домашняя одежда – одежда, которую человек носит дома для отдыха и для работы. Несмотря на «закрытость» домашней одежды для оценки окружающими она должна определяться все-таки самостоятельными композиционными признаками. Недопустима небрежность в структуре домашней одежды, т.к. быт является неотъемлемой частью существования человека и так же формирует его сознание, как и активная деятельность в социуме.

Спортивная одежда – это специальная одежда для занятий спортом. При этом одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, существенно отличается от спортивной одежды для любителей. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут применяться и в одежде для массового потребителя. Из спортивной одежды в бытовую одежду перешли такие материалы, как трикотаж, ткани с лайкрой, многослойные ткани-бутерброды (непромокаемые и ветронепроницаемые, водо- и воздухопроницаемые ткани с мембранным покрытием, «дышащие» и сохраняющие тепло). В 1970-е г.г. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха» (спортсвер), связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для разнообразного активного, но и для пассивного отдыха.

Производственная одежда – это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п. Производственную одежду проектируют с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности: она должна максимально соответствовать своей функции: в производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде, которая должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определенных действий: одежда сталевара, шахтера, работника химического производ­ства, строительного рабочего, работника нефтегазовой промышленности, скафандр космонавта и т. п. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т. п. К ней обязательно добавляют специальную обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски, рукавицы и т.п.). Часто предусматривается «аппаратная часть», например лампочка, вмонтированная в каску шахтера.

Зрелищная одежда – это различного вида костюмы: театральный, для кино, эстрадный, цирковой, карнавальный, фольклорный для танцевальных и музыкальных коллективов. К зрелищной одежде предъявляются особые требования: она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение и, как правило, в малой степени учитывать требования сезонной моды.

Форменная одежда – это униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план вы­ступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защитную функцию (военная форма). Военная форма - это максимально удобная и функциональная одежда, предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется полевой); в парадной военной форме большее значение имеет знаковая функция.

Можно выделить ведомственную форму, которую носят работники опреде­ленных ведомств и организаций (прокуроры, судьи, летчики, стюардессы гражданской авиации, проводники поездов и т. п.). Она отличается по цвету и по­крою, имеет знаки различия, прежде всего форменные пуговицы. Также можно выделить школьную форму, которая обозначает принадлеж­ность к определенному учебному заведению.

В зависимости от использования одежда подразделяется на белье, платье и верхнюю одежду.

Белье – надевается на тело (повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье).

Платье – обозначает одежду, надеваемую на белье. Это может быть костюм, собственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т.п.

Верхняя одежда – это то, что надевается на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ, куртка и т.п.). Кроме того, одежда в зависимости от того, как она крепится на фигуре, подразделяется на плечевую, нагрудную, поясную.

К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, куртка, са­рафан и т.п., к нагрудной жилет, безрукавка, к поясной – фартук, юбка, штаны.

Нормы стилеобразования были рассмотрены ранее.

Типология объектов проектирования отвечает на вопрос «Что проектируем?», т.е. конкретизирует ассортимент. А на вопросы: «Как проектируем?» и «В каком направлении проектируем?» отвечает образостроение.

Когда мы погружены в созерцание какого-либо природного явления – будь то сумерки над озером, лес, пронизанный лучами солнца, или кружение снежинок под фонарем – и нас оно захватывает, сообщает нам особое эмоциональное состояние, тогда в нас рождается образ наблюдаемого.

Создавая костюм, проектировщик всегда кодирует в его структуре тот или иной образ. Это кодирование осуществляется через форму, цвет или фактуру и далее – с помощью законов, средств и свойств композиции.

Наша склонность к образному восприятию и образному мышлению позволяет нам пережить транслируемый костюмом образ, отметить для себя его эмоциональную окраску и запечатлеть в памяти. Если костюм создан без образной структуры или образ в нём передан слабо, дисгармонично, то такой костюм не будет воспринят, а, значит, не будет куплен потребителем.

В теории проектирования костюма различают:

· художественный образ и

· проектный образ.

Художественный образ – возникает на пересечении заключенной в предмете художественной информации и нашего восприятия. Образ имеет эмоциональную окраску и является результатом и выражением нашего отношения к явлению.

ü художественный образ глубоко укоренен в культуре, поэтому его формирование и восприятие возможны лишь внутри определенной эстетической системы;

ü художественный образ рождается в акте коммуникации на пересечении воплощенного художником замысла и восприятия этого замысла зрителем (потребителем), оценка образа зависит от подготовки и ориентации воспринимающего сознания;

ü художественный образ целостен, он одномоментно воспроизводится в воспринимающем сознании;

ü художественный образ всегда эмоционально окрашен.

Художественный образ реализуется в костюме направления «кутюр», авторских работах, сценических или театральных костюмах. На стыке художественного и проектного образов рождено направление «прет-а-порте-де люкс».

Для индустрии моды художественный образ очень важен, т.к. через него дизайнер осмысливает состояние общества, «озвучивает» это в тенденции и определяет вектор развития популярной моды на несколько лет вперёд.

На основе художественного образа выстраивается проектный образ.

Проектный образ – соотносится с культурой потребления и не реализуется вне ее пространства.

Различие между художественным и проектным образом в том, что потребитель

воплощенного проектного образа входит с ним в практическое взаимодействие, он им попросту пользуется в своей обыденной жизни. Мерило качества проектного образа – потребитель и готовность его пользоваться воплотившей этот образ вещью или системой вещей.

Проектный образ более приземлен, чем художественный, т.к. он «обслуживает» реальность повседневного существования. Однако повседневная жизнь нисколько не менее нуждается в гармонии, красоте и порядке, в реализации своих ценностей в предметной форме.

Основные характеристики проектного образа:

ü идеальность (способность к существованию в идее);

ü целостность;

ü осмысленность.

На основании этого сложились и три аспекта методики так называемого «образного подхода» в дизайн-проектировании костюма:

Ø художественное моделирование – воспроизведение идеальной жизни вещи в художественном воображении;

Ø композиционное формообразование – построение вещи как композиционной формы, обладающей внутренней завершенностью, гармоничностью, соразмерностью, целостностью и т. п.;

Ø смыслообразование – постижение смысла вещи, раскрывающего проектные вопросы «Для чего?», «Для кого?», «Зачем?», «Где будет применён проект?»

В проектном образе реализуется отношение к качествам объекта проектирования потенциальных адресатов (потребителей).

Проектный образ реализуется в одежде направления «прет-а-порте» и далее – в линиях одежды.

Качественные признаки проектного образа определяются на этапе предпроектного исследования с помощью технологий маркетингового анализа потребительского рынка и потребительских предпочтений. Подробно вопросы маркетингового исследования будут рассмотрены в ходе изучения экономических дисциплин. Здесь же остановимся лишь на характеристике основных направлений маркетингового исследования для формулировки проектной задачи для производства моделей одежды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Установочная лекция. Изменения в культуре и религии | III Направление маркетингового исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.