Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие




 

Надзор прокурора за исполнением законов в рассматриваемой сфере осуществляется в определенных формах. Под формами надзора понимается целенаправленная деятельность прокурора по предупреждению, выявле­нию и устранению нарушений закона при осуществлении ОРД, производ­стве дознания и предварительного следствия путем предоставленных ему полномочий.

Полномочия прокурора устанавливаются УПК, Законом о прокуратуре и другими нормативными правовыми актами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер.

В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

- проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, неглас­ных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказываю­щих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение опера­тивно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом;

- продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;

- требовать письменные объяснения от должностных и иных лиц о нарушениях законодательства, допущенных при осуществлении ОРД;

- знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудни­ках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной ос­нове, только в случае их обращения с заявлениями и жалобами на незаконные действия работников органов, осуществляющих ОРД, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, преду­смотренном законодательством;

- отменять незаконные постановления о проведении оперативно-ро­зыскных мероприятий;

- требовать от руководителей органов, осуществляющих OРД, прове­дения проверок исполнения законодательства при осуществлении ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор, уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорско­го реагирования:

- опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД;

- в установленном порядке вносят представления, выносят предписа­ния и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД;

- выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

- выносят постановления о возбуждении уголовных дел.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № ЗЗ «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительно­го следствия и дознания», при проведении проверок необходимо обра­щать внимание на следующие обстоятельства:

а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД;

б) обязательность заведения и регистрации дел оперативного учета;

в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;

д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом;

е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

з) своевременность уведомления судьи в проведении оперативно- розыскных мероприятий, которые по закону проводятся на основа­нии постановления судьи, но проведены без судебного решения в слу­чаях, не терпящих отлагательства;

и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.

Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, регулируется специальными приказами Генерального прокурора.

Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:

- истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и доку­менты, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования; изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголов­ное дело; передавать уголовное дело от одного органа предваритель­ного следствия другому в соответствии с подследственностью, опре­деленной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

- участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процес­суальные действия или предварительное расследование в полном объе­ме по любому уголовному делу;

- поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;

- отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, ру­ководителя следственного подразделения, органа дознания;

- давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о при­менении мер по обеспечению безопасности;

- применять, изменять или отменять меры пресечения;

- прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основа­ниям, предусмотренным УПК;

- разрешать отводы и самоотводы;

- разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмот­рение которых отнесено законом к компетенции суда;

- отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя орга­на дознания и дознавателя от производства предварительного рассле­дования по данному уголовному делу, если ими были допущены нару­шения законности при его расследовании;

- обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обви­няемых;

- санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмот­ра жилища;

- наложение ареста на почтово-телеграфные и иные от­правления и их выемку, выемку документов, содержащих государ­ственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушива­ние и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгу­мация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержа­щихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела ниже­стоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими пись­менными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;

- направлять уголовное дело в суд;

- использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.

Полномочия прокуроров, содержащиеся в УПК, можно разделить

на три группы:

- направленные на выявление нарушений закона;

- направленные на устранение нарушений закона;

- направленные на предупреждение нарушений закона.

Особенностью этих полномочий является то, что они носят властно­распорядительный характер.

Полномочия, направленные на выявление нарушений законов:

1) требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и доку­менты, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования (ч. 1 и 5 ст. 34 УПК);

2) проводить проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях (ст. 172-174 УПК);

3) рассматривать жалобы на действия и решения следователя, органа дознания (ч. 5 ст. 34 УПК).

Полномочия, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона:

1) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения;

2) давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и ОРД, а также о применении мер по обес­печению безопасности;

3) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия и иных процессуальных действий (ч. 5 п. 14 ст. 34 УПК);

4) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя орга­на дознания и дознавателя от производства предварительного рассле­дования по данному уголовному делу, если ими были допущены нару­шения законности при его расследовании (ч. 5 и 11 ст. 34 УПК);

5) вносить представления об устранении нарушений закона, допущен­ных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД (ст. 199 УПК, ст. 35 Закона о прокуратуре);

6) изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголов­ное дело, передавать уголовное дело от одного органа предваритель­ного следствия другому в соответствии с подследственностью, опре­деленной ст. 182 УПК, а также от одного следователя к другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 5 п. 2 ст. 34 УПК);

7) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процес­суальные действия или предварительное расследование в полном объ­еме по любому уголовному делу (ч. 5 п. 3 ст. 34 УПК);

8) выносить постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 34 УПК), о прекращении производства по уголовному делу (ч. 5 п. 8 ст. 34 УПК);

9)применять, изменять или отменять меры пресечения (ч. 5 п. 7 ст. 34 УПК).

Большинство полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, должны использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.

Основным способом предупреждения нарушения закона следователями и лицом, производящим дознание, является сплош­ная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая долж­на проводиться в следственном подразделении. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда оно поступает к прокурору для направления его в суд, а в процессе расследования.

К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что является и обязаннос­тью прокурора); участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать применение мер пресечения; передавать уго­ловные дела от органа дознания следователю, от одного органа предвари­тельного следствия другому или от одного следователя другому в целях обес­печения всестороннего, полного и объективного расследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.