Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном процессе




Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в различных звеньях прокуратуры.

 

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, в первую очередь, их физической и умственной незрелостью, а следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948г.), ст. 10 Международного пакта об экономи­ческих, социальных и культурных правах (1966 г.), а 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Бела­русь приняла обязательства по приведению своего законодательства о пра­вовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами между­народного права.

Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Бела­русь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административ­ного и уголовного законодательства.

К конституционным правам несовершеннолетних относятся: право на гражданство (ст. 10 Конституции), право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (ст. 21), равенство перед законом (ст. 22), право на жизнь (ст. 24), право на свободу и неприкосновен­ность (ст. 25), презумпция невиновности (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приго­вором суда (ст. 26)), право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и до­стоинство (ст. 28), неприкосновенность жилища (ст. 29), свободу передви­жения (ст. 30), свободу вероисповедания (ст. 31), право на свободу мне­ний, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), свободу собраний, митингов, шествий (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право на труд (ст. 42), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 45), право на жилище (ст. 48), на образование (ст. 49).

Закон «О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этом дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуа­циях. Действие закона распространяется на лиц моложе 18 лет.

Законодательные акты Республики Беларусь, прежде всего УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов как при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием или затрагивающих их интересы, так и при рассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов, положения и взаимоотношений в семье.

Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершенно­летних, улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлять и укреплять причины и условия, им способствующие, добиваться возвращения к честной, трудовой жизни каждого оступивщегося подростка.

Генеральным прокурором Республики Беларусь с учетом возможнос­ти этого направления прокурорской деятельности 3 апреля 2002 г. издан приказ №4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних».

В органах прокуратуры для осуществления поставленных задач и осуществления данного надзора созданы специальные отделы, группы, в низовых звеньях прокуратуры выделяются работники, на которых возлагается осуществление надзора в этом направлении. В основном это должна быть работа по надзору за выполнением требований законов органами и должностными лицами, включая контролирующие органы местных ад­министраций. Вместе с тем это работа по координации различных отрас­лей прокурорского надзора и правоохранительных органов, которые обя­заны по положению осуществлять контроль за соблюдением законодатель­ства о несовершеннолетних, защите их прав.

Генеральный прокурор Республики Беларусь обязывает обращать внимание на эти вопросы в деятельности всех отраслей прокурорского надзора: при надзоре за следствием и дознанием; при участии в рассмотрении дел судами и надзоре за законностью судебных постановлений; при надзоре за соблюдением законности в местах лишения свободы и в учреждениях, исполняющих наказание, не связанное с лишением свобо­ды, и особенно при осуществлении общего надзора в ходе проведения про­верок исполнения законов о несовершеннолетних.

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует постоянно совершенствовать надзор за исполнением:

- законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обращая особое внимание на эффективность мер по предупреждению тяжких и особо тяжких, групповых и повторных преступлений;

- законодательства, направленного на предупреждение безнадзорнос­ти несовершеннолетних;

- законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, защиту их права на жизнь, здоровье, а также на за­щиту от экономической и иной эксплуатации;

- законодательства о борьбе с пьянством и наркоманией, добиваясь устранения причин и условий вовлечения в них подростков;

- законодательства о занятости, трудоустройстве и охране труда несовершеннолетних. Систематически анализировать и проверять исполнение законодательства о труде, обучении и занятости подростков, придавая первостепенное значение реализации программы по обес­печению их занятости. Проверять исполнение решений органов ис­полнительной власти об установлении на предприятиях квот рабочих мест для несовершеннолетних. Усилить надзор за исполнением зако­нодательства центрами (бюро) занятости, а также за соблюдением за­конности в деятельности предприятий негосударственных форм соб­ственности, использующих труд подростков;

- законодательства о воспитании детей в семьях и защите их прав, максимально используя правовые средства для укрепления семьи и повышения ответственности родителей за воспитание детей;

- законодательства, гарантирующего защиту детей и подростков, оказавшихся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях;

- Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», подвергая тщатель­ной проверке каждый случай усыновления (удочерения) детей, осо­бенно иностранными гражданами. Средствами прокурорского над­зора обеспечить надлежащую защиту прав сирот, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психо­физического развития и пострадавших от катастрофы на Чернобыль­ской АЭС;

- Закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Бела­русь, сосредоточив внимание на исполнении учебными заведениями и органами образования воспитательных функций, а также на обеспе­чении права на получение обязательного базового образования.

На органы прокуратуры возлагается надзор за исполнением Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и право нарушений несовершеннолетних».

На органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для педагогически запущенных подростков.

Важная роль в предупреждении нарушений закона и в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних. Надзор за законностью решений комиссий, деятельностью приемников-распределителей возлагается на прокуроров.

При реализации и осуществлении надзора прокурорам необходимо в совершенстве знать требования нормативных правовых актов в сфере регулирования защиты прав детей и подростков, а также отраслевых приказов, распоряжений и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь:

- регулярно истребовать в соответствии с Законом о прокуратуре в пре­делах своей компетенции от руководителей соответствующих органи­заций и учреждений необходимые информационно-аналитические ма­териалы, касающиеся основных направлений надзора за исполнени­ем законодательства о несовершеннолетних, регулярно проводить их анализ и обобщение;

- использовать материалы прокурорских проверок, обращений граж­дан, информацию в печати и других средствах массовой информации, материалы гражданских и уголовных дел; постоянно изучать методи­ческие рекомендации, положительный опыт организации работы в других регионах республики, недостатки и просчеты своих коллег;

- с учетом сведений о состоянии дел в этой сфере, накопленного мате­риала планировать работу по надзору за исполнением законодатель­ства о несовершеннолетних. Это позволит максимально определить задачи и правильно организовать проверку. При планировании орга­низации осуществления надзора следует не подменять ведомственные контролирующие органы, а сотрудничать и взаимодействовать с ними;

- при проведении проверок прокурорам необходимо поддерживать свою работу со специалистами контролирующих и иных органов, обеспечи­вать полноту и качество проводимых проверок, устранения выявлен­ных нарушений, по результатам проверок реализовывать принцип глас­ности (выступление с информацией, доклады и др.). Прокурорам не­обходимо систематически анализировать состояние преступности и иных правонарушений несовершеннолетних. Совместно с государ­ственными органами и общественными объединениями регулярно пла­нировать и осуществлять мероприятия, направленные на нейтрализа­цию причин правонарушений и условий, им способствующих. Обеспе­чить должный прокурорский надзор за законностью в деятельности:

- министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- органов местного управления и самоуправления по предупрежде­нию правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов. Оказывать им правовую помощь, инфор­мировать о состоянии правонарушений в подростковой среде, пред­лагать конкретные меры по совершенствованию в этой сфере;

- комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, добива­ясь, чтобы комиссии в полной мере осуществляли возложенные на них координационные и контрольные функции. Обеспечить участие прокуроров в заседаниях комиссий при рассмотрении вопросов общей профилактики и при обсуждении ходатайств о направлении несовершеннолетних в специальные воспитатель­ные учреждения. Проверять состояние законности при постанов­ке несовершеннолетних на учет в органах внутренних дел и про­ведении с ними профилактической работы, а также при примене­нии мер административного воздействия;

- приемников-распределителей для несовершеннолетних, пресекая факты необоснованного водворения в них подростков;

- специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершен­нолетних.

Принципиально реагировать на выявленные нарушения законности в деятельности должностных лиц названных органов и учреждений по обеспечению прав несовершеннолетних.

 

 

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетни­ми, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних явля­ется одной из наиболее актуальных задач.

Следователи ОВД, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны учитывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, порядка производства расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории.

При осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном процессе прокуроры должны исходить из определенных методиче­ских правил, которые сформировались на основе требований уголовно ­процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, других зако­нодательных актов, регламентирующих эти вопросы.

К ним относятся:

- надзор, особенно при возбуждении уголовных дел, за соблюдением требований закона о подследственности. В соответствии со ст. 181 УПК производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Осуще­ствляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы во всех случаях незави­симо от тяжести совершенного преступления, наступивших послед­ствий и от подследственности уголовных дел производилось предва­рительное следствие. В случаях, если в отношении подследственного производится дознание или досудебная подготовка по протокольной форме, прокурор обязан дать указание о передаче дела или материа­лов следователю органов внутренних дел или возбуждает дело сам и направляет его для расследования следователю;

- соблюдение требований о возрастных границах уголовной ответствен­ности, что уголовное дело подлежит прекращению в отноше­нии несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, когда может наступить уголовная ответственность, но в силу недостатков психического развития (при отсутствии психического заболевания) не мог осознать фактический характер и общественную опасность своих действий;

- особое внимание должно уделяться наличию данных о возможности прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В случае совершения малозначитель­ного или не представляющего большой общественной опасности пре­ступления при явной очевидности правонарушения к несовершенно­летнему могли быть применены меры общественного воздействия. В таких случаях прокурор дает согласие, не возбуждая уголовного дела, на передачу материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Выносится постановление об отказе в возбуж­дении уголовного дела.

При осуществлении прокурором надзора за законностью и обосно­ванностью возбуждения уголовного дела в поле зрения прокурора должна быть степень общественной опасности совершенного право­нарушения. В случае, если уголовное дело возбуждено в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представля­ющее большой общественной опасности, и оно носит характер озор­ства, прокурор выносит постановление о прекращении уголовного дела. Если прокурором в ходе проверки установлено, что отказано в возбуждении уголовного дела по непроверенным фактам, незакон­но или по надуманным поводам, прокурор обязан возбудить уголов­ное дело и поручить расследование следователю органов внутренних дел или следователю прокуратуры;

- необходимость установления точного возраста несовершеннолетне­го, в том числе в порядке, установленном для случаев, когда не имеет­ся соответствующих документов, - через судебно-медицинскую экс­пертизу;

- постоянный надзор за соблюдением прав, предоставляемых несовершеннолетнему в части защиты его интересов, особенно в случаях:

а) задержания в качестве подозреваемого;

б) предъявления обвинения;

в) решения вопроса об избрании меры пресечения;

г) о порядке допроса, в частности участие педагога, законного пред­ставителя, а в необходимых случаях - специалиста-психолога.

Пpoкypop должен постоянно знать и изучать уголовное дело, возбужденное в отношении несовершеннолетнего, чтобы:

а) обеспечить соблюдение законности;

б) быть готовым принять участие в рассмотрении дела судом.

Закон установил обязательное участие прокурора при рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

При осуществлении надзора за предварительным следствием, при уча­стии в судебных заседаниях прокурор должен особое внимание уделять выяснению причин совершения преступлений, условий, способствующих этому, особенно со стороны организаций, учреждений, предприятий, ко­торые должны осуществлять контроль или выполнять те или иные требова­ния закона. Это, несомненно, поможет затем в предупреждении наруше­ний законов об охране прав и интересов несовершеннолетних, в предуп­реждении преступных проявлений с их стороны.

Основания и порядок применения судом в отношении несовершеннолeтнегo обвиняемого принудительных мер воспитательного характера установлены ст. 440 УПК. Если по уголовному делу о преступлении, не представляющем большой общественной опасности, или о совершенном впервые менее тяжком преступлении будет признано, что несовершенно­летний, совершивший это преступление, может быть исправлен без приме­нения мер уголовного наказания, суд вправе постановить обвинительный приговор и назначить ему принудительные меры воспитательного харак­тера, предусмотренные ст. 117 УК. Копия приговора направляется в орган, ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. Контроль за исполнением несовершеннолетним осужденным требований, предусмотренных назначенной ему принудительной мерой воспитатель­ного характера, возлагается по постановлению судьи на орган, ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего осужденного в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характе­ра судья по представлению органа, ведающего ее исполнением, отменяет принудительную меру воспитательного характера и заменяет ее на более строгую, предусмотренную ч. 2 ст. 117 УК.

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон от 31 мая 2003 г.) определен порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

Статьей 26 указанного Закона предусмотрены основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежа­щих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

Осуществляя надзор за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, про­курор следит за тем, чтобы соблюдался порядок направления в суд заявле­ний о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответ­ственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитатель­ные учреждения, предусмотренный ст. 27 названного выше Закона.

В соответствии с Законом от 31 мая 2003 г. и в целях совершенствования деятельности инспекций по делам несовершеннолетних органов внут­ренних дел Министерство внутренних дел Республики Беларусь приняло Инструкцию по организации работы инспекций по делам несовершенно­летних органов внутренних дел, утвержденную постановлением от 27 ок­тября 2003 г. №2422. Инструкцией установлены порядок деятельности ин­спекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и осуще­ствляемые ими функции.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения органов внутренних дел. Обеспечение мер по оказанию ими постоянного содействия инспекциям по делам несовершеннолетних в этой работе возлагается на заместителя министра внутренних дел – начальника милиции общественной безопасности и специальной милиции, начальников главных управлений (управлений) Министерства внутренних дел Республики Беларусь, начальников Главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внут­ренних дел областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте, начальников управлений (отделов) внутренних дел в районах, городах, отделов внутренних дел на транспорте.

Контроль и надзор за деятельностью органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних, установлены ст. 11 Закона от 31 мая 2003 г., в соответствии с которой государственные органы в пределах своей ком­петенции осуществляют контроль за деятельностью подведомственных ор­ганов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в порядке, установленном законодательством.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный проку­рор и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

Участвуя в судебном разбирательстве уголовного дела, прокурор наряду с установлением обстоятельств совершенного преступления выясняет условия жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, школе, ПТУ, на производстве. Если преступление было совершено в состоянии опьяне­ния или вследствие применения наркотических веществ, подлежит выяс­нить источники их поступления, когда и под влиянием кого несовершен­нолетний приобщался к спиртному или наркотикам. При установлении фактов вовлечения подсудимого в пьянство прокурор заявляет ходатай­ство о привлечении виновных в этом к уголовной ответственности или о вынесении частных определений о применении к ним мер дисциплинар­ного или общественного воздействия.

В судебном следствии выясняется вопрос о возможном вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослым подстрекате­лем, который остался не разоблаченным. По групповым делам прокурор выясняет роль каждого из подсудимых в совершении преступления.

В обвинительной речи прокурору необходимо глубоко аргументировать возникновение преступного умысла у несовершеннолетнего, раскрыть обстоятельства, которые оказали влияние на формирование его личности.

При изложении предложений о виде и мере уголовного наказания прокурору надлежит исходить из закона о том, чтобы в полной мере использо­вать возможности перевоспитания подростков, совершивших преступле­ния, без изоляции от общества, прибегая к лишению свободы как к крайней мере.

В отношении несовершеннолетних закон запрещает применять высшую меру наказания - смертную казнь, срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применять в отношении их такую меру, как лишение свободы в виде заключения в тюрьму. При определенных условиях прокурор может поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения приговора.

Если приговор в отношении несовершеннолетнего является незаконным или необоснованным, прокурор приносит кассационный протест на предмет его отмены или изменения. Осуществляя надзор в стадии кассационного производства, прокурор обязан принять обязательное участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Прокурор проверя­ет уголовное дело в полном объеме, а не только в отношении осужденных, приговор о которых обжалован или опротестован.

Если по делу будут установлены существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, прокурор дает заключение об отмене приговора и в отношении тех осужденных, которых это касается. Прокурору надлежит использовать полномочия кассационной инстанции по прекращению дела производством, применению закона о более мягком наказании и другие, чтобы при наличии к этому оснований предлагать суду принять соответствующее решение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.