Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одаренность и генеальность

Рассмотренные выше методы оценки способностей позволяют не только выявить их, но и оценивать количественно, то есть характеризовать уровень развития способностей.

В жизни различают три общих таких уровня.

Многие люди имеют существенно выраженные творческие способности, проявляющиеся часто в одном или нескольких направлениях или видах деятельности. При этом говорят, что такие люди талантливы.

У некоторых из них повышенные творческие способности являются врожденными и наблюдаются еще с детства, таких людей называют одаренными. И, наконец, весьма редко, но встречаются люди, известные исключительными творческими достижениями, их называют гениями.

Высокие творческие способности могут развиться и реализоваться в значимые творческие результаты, а могут — при неблагоприятных условиях, — остаться и невостребованными. О гениальности же говорят только по результатам творчества.

Широко известно, как много значат гениальные мыслители — такие, как Леонардо да Винчи, Ломоносов, Эйнштейн и другие, — для развития науки и общества, а гениальные художники, писатели, композиторы — для разви-

тия культуры. Считается, что на появление гениев влияют также потребное ти и условия развития данной эпохи.

И просто талантливые люди, и гении развиваются преимущественно из одаренных детей. Для практики существенны два основных вопроса: какие факторы определяют одаренность и какой должна быть стратегия общества по отношению к одаренным. (Последний, третий вопрос — об основных методах раннего выявления одаренности и развития способностей — рассматривается в другой, специально посвященной этому литературе).

Из определяющих одаренность факторов наибольшее число исследований посвящено наследственности. Выводы исследователей здесь противоречивы, но в целом сходятся на том, что вероятность появления одаренных детей выше в семьях, поколения которых включали немало талантливых людей.

Так, генеалогическое дерево И.С.Баха включает 56 музыкантов, 14 ученых было только в одном поколении родственников щвейцарского математика Бернулли. Сестры Головины, Ольга и Евдокия, были прабабками: первая — Льва Толстого, а вторая — А. С. Пушкина. В родстве между собой были 5 крупнейших немецких мыслителей: философы Шеллинг и Гегель, поэты Шиллер и Гильдерман, физик Макс Планк. Общего прадеда имели К.Маркс и Г.Гейне. В истории есть много и других примеров такого рода.

Другим значимым фактором в формировании одаренности является временной. У человека, особенно маленького, существуют так называемые сен-зитивные периоды жизни, когда он буквально "впитывает" все окружающее. Такие периоды наиболее благоприятны для развития той или иной способности. (Каждый такой период может длиться до года и наступать раз в несколько — от 3 до 6 лет).

Незнание или игнорирование этого периода и, соответственно, преждевременное или запаздывающее развитие определенной способности (например, музыкальной — с помощью обучения музыке) может неблагоприятно сказаться на психике человека в целом и сделать такое развитие малоэффективным.

Для развития многих врожденных способностей и качеств человека такие периоды приходятся на первые, дошкольные годы. Для способностей же приобретенных (или сильно развиваемых из задатков, начально слабо выраженных) эти периоды могут приходиться и на молодые, и на зрелые годы жизни — тем дальше во времени, чем сложнее способность и больше в ней доля приобретенного опыта и умений, формируемых обучением и практикой. К таким способностям относятся, например, наблюдательность, пунктуальность, деловитость и т.п.

Отвечая на второй вопрос — о стратегии общества по отношению к одаренным, — можно ее кратко сформулировать так: приоритетные внимание, поддержка и развитие одаренных.

Требование приоритетности здесь определяется тем, что одаренныеи дети, и взрослые, — являются ценнейшим достоянием любой нации, любого общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диагностика и развитие способностей | Лекционного курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.