Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные графические ошибки

Требования к уроку письма в I классе

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

1. Оргмомент. Разминка для рук и пальцев.

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение её с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

6. Чтение и звукобуквенной анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.

10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока нужно 2-3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы. Большое значение имеет индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие затруднения.

 

В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в 1 классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона:

Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов одной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.

 

 

2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

 

 

3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мелких зигзагов, – ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

 

 

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Общие для всех ошибок причины – недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, недостаточное освещение, неудобная мебель и т.п.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.

 

Литература:

1. Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997.

2. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. С.70- 73.

4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 69-79.

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С.67-76.

 

Дополнительная литература:

 

1. Агаркова Н.Г. Русская графика. 1 кл.: Кн. для учителя. М.: Дрофа, 2000.

2. Агаркова Н.Г. Тетради по письму. 1 кл.: Комплект из 4-х раб. тетрадей. (Система Эльконина – Давыдова). М.: Вита-Пресс, 2003.

3. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: Учеб. пособие. М.: Моск. гос. пед. инст., 1987.

4. Андрианова Т.М., Остроумова А.В., Андрианова И.Л. Русский язык: Тетрадь по письму 1 кл. (1-4). В 4 ч. Самара: Изд-кий дом "Федоров", 2001.

5. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Методическое пособие к Прописям. М.: Просвещение, 2002.

6. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи к "Русской азбуке". В 4 ч. М.: Просвещение, 2005.

7. Илюхина В.А. Письмо с "секретом". М.: Новая школа, 1994.

8. Илюхина В.А. Чудо-прописи

9. Олисова Л.Г. Методические рекомендации по работе с тетрадью к букварю (авт. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.): В 3 ч. Томск: Пеленг, 2000.

10. Олисова Л.Г. Тетради к букварю В. Репкина. Учебн. пособие для 1-го кл. (программа развивающего обучения).В 3 ч. Томск: Пеленг,1999.

11. Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.

12. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебн. "Моя любимая Азбука" в пяти тетрадях. М.: Баласс, 1998.

13. Уроки обучения грамоте по учебнику "Моя любимая Азбука" и прописям "Мои волшебные пальчики". Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М.: Баласс, 1999.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка | Уроки чтения и письма и их типы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.