Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие личности




Общее представление о личности

Личность в психологии понимается 1) как индивид, т. е. субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) как определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы; направленностью, т. е. устойчивой системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д.; глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение и степенью осознанности своих отношений к действительности. Развитя личность обладает развитм самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых сторон её активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» или «Я»-концепция, т. е. система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Обращение к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть личностью», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них.

Формирование личности — это процесс её становления в конкретных условиях жизни общества. Развитие личности – это процесс её формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. В процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, которые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, формами и особенностями поведения.

В качестве предпосылки развития личности выступает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой группы. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

В случае, если индивид входит в стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления как личности. Первая фаза (адаптация) предполагает уподобление индивида членам общности через усвоение действующих в ней ценностей и норм. Вторая (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением к максимальной персонализации, поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями в общности и потребностью общности принять лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию. При успешном прохождении фазы интеграции у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие, справедливость, коллективистское самоопределение, требовательность к себе и другим, и т. д. Тип развития личности определяется типом группы, в которую она интегрирована.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.