Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Из истории развития идей обучения глухих речи




Впервые обучение глухих стали заниматься в Европе начиная с 14 – 15 века. Постепенно создавались различные системы обучения. Французская система вошла в историю сурдопедагогики как «мимический метод». Авторами этой системы являются Ш. Делепе и Р. Сикар. На эту систему оказало влияние направление философской мысли во Франции того времени: идеи природосообразности воспитания, заложенные Д. Дидро, философские мысли Кондильяни о значении чувств. Были разработаны методики обучения жестам, составлены словари мимических жестов.

Наряду с французской системой в Германии возник «чисто устный метод» (Ф. Вернер, С. Гейнике и др.). Немецкая педагогика того времени, основываясь на идеях Канта, стремилась обосновать, что формальное образование имеет большее значение в развитии ребенка, чем материальное.

Обе системы находились в постоянной борьбе. Особенно остро велась она между двумя представителями разных систем – С. Гейнике и Ш. Делепе. Возникшая позднее «комбинированная система» как в венском варианте («смешанный метод» - И. Май, Ф. Шторк и др.), так и в американских вариантах характеризуется использованием всех известных форм словесной речи. Современная система «тотальной коммуникации» содержит положения, близкие к комбинированной системе.

Развитие взглядов на проблему обучения глухих в России можно проследить, начиная с идей А.Н. Радищева. Он скептически относился к обучению мимическим способом и подчеркивал важность всех форм словесной речи для развития мышления. Деятельность В.И. Флери, одного из первых сурдопедагогов России, была направлена на развитие словесной речи у глухих. В то же время он признавал значение жестовой речи в качестве вспомогательного средства. В. И. Флери одним из первых высказал мысль о важности дошкольного воспитания и обучения глухих детей.

Г. А. Гурцов предложил использовать в обучении естественный язык жестов, который сначала «ограмматизируется» путем условных обозначений, а затем переводится в письменную словесную речь. Н.М. Лаговский пропагандировал звуковой способ обучения, основанный на устном методе. И.А. Васильев предложил графический метод обучения. Т.Д. Енько выдвинул идею слогового метода обучения произношению. Таким образом, в России достаточно активно и разнообразно развивались идеи специальной педагогической помощи в развитии глухих детей.

 

 

Большой вклад в обучение глухих внесли представители династии Рау. В 1900 году в Москве Ф. А. Рау и Н. А. Рау открыли первый в Европе детский сад для глухих, где уделялось внимание развитию устной речи. Развитие теории обучения языку в сурдопедагогике советского периода характеризовалось отходом от устного метода и обоснованием введения устной, письменной, дактильной форм речи в связи с малоэффективностью только устного обучения. Р. М. Боскис разработала педагогическую классификацию детей с нарушениями слуха, которая легла в основу дифференцированного подхода к обучению их речи. Под руководством С.А. Зыкова в 70-е годы двадцатого века была создана новая дидактическая система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. Разработкой подходов к развитию речи глухих детей раннего и дошкольного возраста занималась в середине прошлого столетия Б.Д. Корсунская. Разработанная под ее руководством Программа воспитания и обучения глухих дошкольников (1964) содержала ряд новых принципиальных положений. Одним из них было раннее введение дактильной речи как средства общения и обучения аналитическому чтению. При этом раннее обучение чтению рассматривалось как средство нравственного и умственного развития.

Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельной системы отражено в программах обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха 1991 года (Л.П. Носкова и др.).

Вопросы раннего обучения детей с нарушенным слухом исследовались в последние десятилетия 20-го века Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко. Современное пособие Н. Д. Шматко и Т. В. Пелымской «Если малыш не слышит…» используется широко родителями и сурдопедагогами. За эту работу авторы награждены Государственной премией.

 

Основная литература:

1. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. – М., 1984.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

 

Дополнительная литература:

1. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. – М., 1961.

2. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. – М., 1981.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.