Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бизнеса. Бизнес и экономика




Бизнес в экономике современной России

Котляров В.П.

Котляров В.П.

 

 

ОСНОВЫ БИЗНЕСА

 

 

Утверждено в качестве учебного пособия

Ученым советом Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

 

Комсомольск-на-Амуре 2003


УДК 338.45(07)

ББК 65.9(2) 09 я7

К 73

 

К Основы бизнеса: Учеб. пособие – Комсомольск-на-Амуре: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2003 – 173 с.

Рассмотрены общие вопросы бизнеса: его сущность, субъекты бизнеса, особенности бизнеса в рыночной экономике. Раскрывается понятие бизнеса как системы, связь бизнеса с экономикой, политикой, законодательством. Рассмотрены организационные и правовые формы предпринимательских фирм в России, показано, как осуществляется создание, регистрация, факторы успеха фирмы. Представлена инфраструктура и стратегия бизнеса.

Пособие предназначено для преподавателей, студентов и слушателей, обучающихся на всех формах обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

ББК 65.9(2) 09 я7

 

 

Ó Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2003

 

 

Ó Институт новых информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2003

 

 


Вся история человечества, так или иначе, связана с бизнесом. Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на наживе, деньги руководят их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.

Несомненно, устоявшееся в сознании некоторых людей представление о бизнесе, как стремлении любым способом (дозволенным или недозволенным) получить наживу (прибыль, доход), отражает существующее положение. Именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена.

Несомненно и то, что криминальный элемент в поведении, действиях, взаимных отношениях бизнесменов присутствует в различной степени в различных странах.

Доход является непосредственной целью бизнеса. Но бизнесмен понимает (и действует в соответствии с этим пониманием), что получить доход можно, лишь удовлетворив потребности своих клиентов (покупателей), производя необходимые товары, работы, услуги.

Самое первое и самое простое определение бизнеса можно дать, отталкиваясь от этимологии термина. Бизнес – это дело. Исторически «дело» и было тождественно «бизнесу».

Бизнес это не только само дело, а деловые отношения между людьми, участниками дела. Принимая участие в деле, люди являются деловыми людьми, или бизнесменами.

В экономике «дела», так или иначе, связаны с производством продукции (товаров, работ и услуг) и ее движением в сферу потребления. Процесс воспроизводства характеризуется многочисленными эпизодами хозяйственной жизни в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Деловые отношения представляют иное выражение общественного явления, которое принято называть производственными отношениями.

Деятельность любого субъекта производственных отношений, на первый взгляд, – его личное «дело», но в действительности он участвует в общественном процессе взаимного обмена деятельностью и результатами деятельности. Обмен «делами», деловой контакт (сделка) – проявление в жизни взаимного обмена деятельностью, существует при всякой форме общественного производства.

Понятие бизнеса рассматривается в узком и широком смысле этого явления. В узком смысле бизнес связывают с условиями рыночной экономики, с действиями ее субъектов. Мы придерживаемся расширенной трактовки бизнеса, полагая, что соотнесение его только с действиями субъектов рыночной экономики обедняет его содержание, сужает исторические рамки его существования. Бизнес – явление, присущее человеческому обществу.

Бизнес имеет родовые черты, присущие ему как таковому, т.е. антиисторическому понятию:

· обмен деятельностью между субъектами экономики;

· стремление каждого субъекта при взаимном обмене своей деятельностью реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы его контрагентов;

· стремление навязать свои интересы в процессе делового общения (сделки);

· способность и готовность рисковать ради проведения сделки на более выгодных условиях;

· способность, готовность и умение:

- проводить различные приемы делового общения ради достижения наибольшей выгоды;

- предпринимать различные шаги, в разных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения;

- дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового обучения.

В рыночной экономике родовые черты бизнеса приобретают видовые признаки, отражающие особенности хозяйствования на рыночной основе. В рыночной экономике бизнес получает наиболее полное свое развитие, обусловленное эволюцией товарно-денежных отношений.

Слово «бизнес» вошло в научный и бытовой обиход при переходе общества к капитализму, с его развитой рыночной экономикой. Но согласно нашему расширенному пониманию даже в первобытном строе были в рамках замкнутых экономических сообществ (родах, племенах и др.) и между ними своеобразные бартерные сделки (товар – товар) и сделки с использованием различных товаров, играющих роль эквивалента.

Родовые черты бизнеса несложно обнаружить в недрах рабовладельческого и феодального способов производства: войны ради добычи, работорговля, торговля крепостными, продуктами феодальной ренты и т.д.

Был изжит или нет бизнес в советской доперестроечной экономике, в период административно-командной экономики и почти полного ее огосударствления? Наиболее распространенные в тот период мнения:

1) бизнес существует во внешнеэкономической деятельности;

2) бизнесменов нет, как особой социальной группы;

3) люди занимаются бизнесом, поступая незаконно, и живут нечестно.

Отсутствие в советской экономике полноценных товарно-денежных отношений, при которых деловые контакты между субъектами экономики определялись не по личной инициативе, а по воле планирующего и распределяющего государства, естественно, придавало родовым чертам бизнеса свои особенности. Но вопреки этому бизнес был распространенным явлением в планово-распределительной экономике.

Он существовал в явлениях конкретной жизни:

· бизнес потребителей по поиску дефицитных, качественных и более дешевых товаров и услуг. Их действия фактически осуществляли дифференциацию рынков по региональным, ценовым, фирменным, товарным и иным признакам;

· бизнес хозяйственных руководителей проявлялся в «выколачивании» фондов и выгодных заказов, транспортных средств, корректировке планов, сокращению дефицита, даче взяток, «корректировке» отчетных показателей, особенно тех, согласно которым осуществлялось материальное стимулирование и поощрение. Предприниматели получали прибыль, главным образом, не в результате выгодных контактов с поставщиками и потребителями их продукции, а в результате получения планового задания по созданию прибыли. «Произведенная прибыль» была одним из главных оценочных показателей работы предпринимателей.

В современной России бизнесмен (предприниматель)*, способный функционировать в рыночной экономике, должен занять достойное место. В 1990 году в России был принят закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в 1991 году – закон «Об общих началах предпринимательства граждан». Эти законодательные акты исходили из понимания необходимости и значимости предпринимательской деятельности. В настоящее время предпринимательство в России в наиболее общем виде регламентируется Гражданским кодексом РФ. Бизнес в нашей стране находится под охраной закона.

«Бизнес» и «экономика» – достаточно близкие понятия. Экономические субъекты (субъекты экономики) выступают участниками разных сделок, становятся тем самым субъектами деловых отношений.

Между экономикой и бизнесом есть и различия. Экономика – это более широкое понятие, охватывающее макро- и микросферы производства, обмена деятельностью и потребления продукта, отражающие законы и закономерности развития отношений между людьми. Бизнес – более конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе форм индивидуального и группового соперничества, в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.