КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальные различия административной и экономической ответственности за налоговые правонарушенияВ основу разграничения административной и экономической ответственности может быть положено и различие их процессуальных форм. В тех случаях, когда производство по делам о нарушении налогового законодательства осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством об административных правонарушениях, имеет место административная ответственность. Такая процедура определяется КоАП (раздел IV) и предполагает: составление протокола уполномоченным на то должностным лицом налогового органа, рассмотрение дела и вынесение постановления о наложении административного взыскания, которое обязательно для исполнения. Если взыскание осуществляется в рамках производства по делу об экономических правонарушениях, предусмотренных п. 1 Указа, следует говорить об экономической ответственности. Подобное производство регулируется Порядком и основывается на рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа и вынесении им решения о привлечении плательщика к экономической ответственности. Это решение дает право налоговому органу взыскать с плательщика — организации сумму недоимки, пени и экономические санкции в бесспорном порядке, с плательщика - индивидуального предпринимателя — сумму недоимки, пени — в судебном порядке на основании решения хозяйственного суда, экономические санкции в бесспорном порядке, с плательщика — физического лица сумму недоимки, пени, экономические санкции — в судебном порядке на основании решения суда общей юрисдикции. С учетом изложенного основная особенность экономической ответственности заключается в том, что помимо карательных санкций она предусматривает и правовосстановительные санкции, которые стимулируют исполнение плательщиками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, а также обеспечивают компенсацию ущерба, причиненного государству в результате их противоправного поведения. Нельзя обойти вниманием и субъективную сторону нарушений налогового законодательства. Теоретиками налогового права субъективная сторона налоговых правонарушений определялась как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному в налоговой сфере10. В ее основе лежит вина плательщика или иного лица. До настоящего времени данный элемент состава фактически не принимается во внимание при привлечении к экономической ответственности за налоговые правонарушения. Например, в соответствии с Порядком фактически допускается возможность привлечения плательщика к экономической ответственности за нарушение налогового законодательства без учета наличия его вины. В законодательстве об административных правонарушениях вина изначально была обозначена в качестве обязательного условия привлечения к ответственности за правонарушения. Кроме того, достаточно детально определялись и возможные ее формы. Так, в соответствии со ст. 10 КоАП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Неосторожная же форма вины имела место в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11 КоАП). Далее следует остановиться на рассмотрении обстоятельств, исключающих привлечение лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, смягчающих и отягчающих ответственность на налоговые правонарушения. Поскольку законодательство Республики Беларусь не содержит норм об обстоятельствах, исключающих привлечение юридических лиц к ответственности, смягчающих и отягчающих ответственность за налоговые правонарушения, будем вести речь только о должностных лицах и иных физических лицах, привлекаемых к ответственности за административные правонарушения, предусмотренные п. 2 Указа, по правилам, предусмотренным КоАП. К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении — нарушении налогового законодательства согласно ст. 227 КоАП относятся: 1) отсутствие события и состава административного правонарушения; 2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; 3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие; 4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; 5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; 6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность; 7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 37 КоАП; 8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного 9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу. Необходимо обратить внимание, что в отличие от административных взысканий (п. 7 ст. 227 КоАП), применяемых за нарушения налогового законодательства, налоговые органы не применяют срока давности по взысканию экономических санкций, то есть временных ограничений по привлечению лиц к экономической ответственности за нарушение налогового законодательства. Важное теоретическое значение имеет также вопрос, касающийся обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за нарушения налогового законодательства, влекущего административную ответственность (ст. 33, 34 КоАП). Относительно экономической ответственности, необходимо отметить, что в соответствии с п. 25 Порядка экономические санкции налагаются уполномоченными контролирующими органами с учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного вреда и характера допущенных нарушений. Налоговые органы при применении экономических санкций, относящихся к относительно-определенным, например, предусмотренных п.п. 1.1—1.3, 1.5, 1.10 п. 1 Указа, обязаны учитывать вышеназванные обстоятельства. В заключение следует остановиться на особенностях ответственности за совершение нескольких нарушений налогового законодательства. При нарушении одним лицом двух и более налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 Указа, экономические санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Несколько иной порядок предусмотрен в законодательстве об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 35 КоАП при совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Подводя некоторый итог, следует отметить, что общие условия и порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные пунктами 1 и 2 Указа, хотя и имеют некоторое сходство, тем не менее не совпадают. Все это дополнительно свидетельствует о различиях в правовой природе административной и экономической ответственности за налоговые правонарушения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |