Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налогового законодательства

Уголовная ответственность за нарушение

В настоящее время составы, относящиеся к преступлениям в сфере предпринимательской деятельности, содержатся в гл. 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК Республики Беларусь). Особо следует отметить составы, предусмотренные ст. 233 "Незаконная предпринимательская деятельность":

1) предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно (незаконная предпринимательская деятельность), сопряженная с получением дохода в крупном размере;

2) незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере либо лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное данной статьей;

3) незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая организованной группой;

Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов".

1) Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере,

2) то же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере.

Следует заметить, что уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) наступает не только в случаях осуществления ее без лицензии, но и когда действие лицензии просрочено, приостановлено, аннулировано либо когда субъект предпринимательской деятельности лишен ее.

Из вышеизложенного видно, что уголовная ответственность наступает в случае причинения ущерба (получения дохода) в крупном (особо крупном) размере.

В связи с этим следует знать, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда от 28.06.2001 г. (в ред. 26.09.2002 г.) № 6 "О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности" под доходом следует понимать всю сумму выручки в денежной либо натуральной форме без учета затрат на ее получение. А под ущербом, надлежит понимать не величину самого объекта налогообложения, сокрытого или заниженного виновным, а сумму налога, которую ему следовало уплатить.

Определение крупного или особо крупного размера дано в гл. 25 УК Республики Беларусь. В настоящее время это соответственно 250 (и более) и 1000 (и более) базовых величин.

Налоговые органы, согласно п. 2 «Правил направления налоговыми органами в органы Финансовых расследований КГК Республики Беларусь сообщений о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности», утвержденным Постановлением МНС Республики Беларусь №41 от 02.04.2002 г. (в ред. 20.02.2003 г.), в случае установления фактов причинения ущерба государству в крупных (на момент совершения правонарушения) и особо крупных (на момент совершения правонарушения) размерах, а также нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности (незаконной предпринимательской деятельности), сопряженной с получением дохода в крупном либо особо крупном размере, составляют акт проверки, протокол об административном правонарушении и выносят постановление о прекращении дела производством в связи с передачей материалов в орган финансовых расследований.

Орган финансовых расследований, получив материалы проверки, принимает решение по ним в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

В случае если в возбуждении уголовного дела будет отказано либо оно будет прекращено, орган финансовых расследований направляет материалы в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. Административное взыскание в этом случае может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

То, что факты ухода от уплаты налогов - явление достаточно распространенное в республике, ни для кого не секрет. Несмотря на их высокую латентность ежегодно суды республики осуждают несколько десятков граждан по статье 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Так, согласно данных Министерства юстиции Республики Беларусь в 2001 и 2002 годах число таких осужденных оказалось одинаковым и составило 74 человека, в 2003 году был осужден 71 человек, а в первой половине 2004 года (по состоянию на 1 июля 2004 года) - 29 человек.

В 243 статье УК уклонение от уплаты сумм налогов, сборов представлено в следую­щих альтернативных формах:

1) сокрытие налоговой базы;

2) умышленное занижение налоговой базы;

3) уклонение от представления налоговой деклара­ции (расчета);

4) внесение в налоговую декларацию (расчет) заве­домо ложных сведений.

Термины, примененные законодателем при описа­нии данного преступления, отсутствуют в уголовном за­коне и заимствованы им из налогового права, то есть норма ст. 243 УК является бланкетной.

Так, под «налоговой базой» в ст. 41 НК понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она устанавливается при­менительно к каждому налогу, сбору. Налоговая база и порядок ее определения по республиканским налогам, сборам устанавливаются налоговым законодатель­ством. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам и сборам устанавливаются местны­ми Советами депутатов в соответствии с НК.

Согласно ст. 63 НК налоговая декларация (расчет) — это письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о получен­ных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме нало­га, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходи­мых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины). В этой же статье НК определен порядок представления налоговой декларации (расчета), имеющий большое значение для определения признаков анализируемого преступления. Согласно этому порядку налоговая де­кларация (расчет) представляется каждым плательщи­ком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору, в отношении которых он признан плательщиком, если иное не установлено налоговым законодательством. Она представляется плательщиком (иным обязанным лицом) лично или направляется по почте в налоговый орган по месту постановки его на учет в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством. Налоговая декларация (расчет) должна быть выполнена только по установленной законодательством форме.

Состав уклонения от уплаты сумм налогов, сборов представлен в качестве материального.

С учетом положений налогового законодательства уклонение от уплаты сумм налогов, сборов может быть охарактеризовано с объективной стороны следующим.

Сокрытие налоговой базы— это умышленное невнесение в налоговую декларацию (расчет) и иные документы представляемые в налоговый орган, фактических данных (сведений) о наличии объекта налогообложения.

Занижением налоговой базыследует признавать внесение в указанные документы, представляемые в налоговый орган, сведений о характеристиках объекта налогообложения, заведомо не соответствующих дей­ствительности, корректирующих его величину в сто­рону уменьшения.

При определении того, совершено ли лицом сокры­тие или занижение налоговой базы, следует иметь в виду, что в соответствии с указанием законодателя, со­держащемся в части третьей п. 6 ст. 2 Закона Респуб­лики Беларусь от 31.12.1997 № 121-3 «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого пред­принимательства», сокрытие налогоплательщиком обстоятельств, предусмотренных п. 1 указанной статьи, либо неинформирование им налогового органа о таких обстоятельствах, повлекшее неправомерное примене­ние плательщиком упрощенной системы налогообло­жения, - рассматривается как неуплата или неполнаяуплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенные путем занижения, сокрытия налоговой базы.

Уклонение от представления налоговой деклара­ции (расчета)выражается в непредставлении ее в установленный срок в налоговый орган при наличии возможности выполнения лицом соответствующей обязанности, предусмотренной налоговым законода­тельством.

Внесением в налоговую декларацию (расчет) за­ведомо ложных сведений является включение в нее лицом сведений, заведомо не соответствующих действительности, которые влияют на исчисление упла­чиваемого им налога, сбора в сторону его уменьшения.

Субъективная сторона преступления. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов характеризуется виной в форме прямого умысла. Арифметические ошибки, ошибочное применение норм налогового права при исчислении налоговой ба­зы (например, ввиду неправильного толкования вновь принятого нормативного акта, по-новому определяющего порядок ее исчисления) и иные подобные слу­чаи, не связанные с наличием вины в форме прямого умысла, не могут влечь ответственности по ст. 243 УК. О том, что в анализируемом преступлении (деянии) не может иметь место вина в форме неосторожности, свидетельствует норма п. 7 ст. 63 НК, в которой гово­рится, что «при обнаружении плательщиком (иным обязанным лицом) в поданной им налоговой деклара­ции (расчете) неполноты сведений или ошибок, приво­дящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), плательщик (иное обязанное лицо) должен представить налоговую декла­рацию (расчет) с внесенными изменениями и дополне­ниями». Сопоставление этой нормы с приведенной вы­ше нормой части третьей п. 6 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 31.12.1997 № 121-3 «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпри­нимательства» не оставляет сомнений в умышленном характере деяний виновного, описанных в ст. 243 УК.

Субъектами преступления могут быть лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность представлять полную информацию о прибыли, доходах и иных объектах налогообложения и вносить установленные суммы налогов, сборов в доход государства. К ним относятся должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговых деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов (руководители предприятий и организаций, их заместители, главные бухгалтеры и должностные лица бухгалтерий).

Субъектами данного преступления являются также физические лица-плательщики налогов и сборов, обязанные в соответствии с законодательством представлять по установленной форме отчетные документы и платить налоги и сборы.

Другие лица, не являющиеся плательщиками не могут быть субъектами этого преступления (например, продавцы, работающие по найму у индивидуального предпринимателя, которые в нарушение установленного порядка осуществляют прием денежных средств при реализации товаров за наличный расчет без их оприходования в кассовой книге). Они могут нести ответственность по ст. 243 УК лишь будучи соучастниками данного преступления, но не его исполнителем.

К уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства в силу части 1 ст. 27 УК могут быть привлечены лица достигшие шестнадцатилетнего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальные различия административной и экономической ответственности за налоговые правонарушения | Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.