Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы инновационного процесса

Классификация инноваций и их сущность

Понятие инноваций и инновационной деятельности

 

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, вне­дренного на рынке, нового или усовершенствованного технологиче­ского процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведе­ние) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, техно­логий, внедрение новых организационных форм и т. д.

Иннова­ция — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направлен­ных на совершенствование процесса деятельности или его результа­тов.

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью из­менения объекта управления и получения экономического, социально­го, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Во-вторых, новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопле­ния), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новше­ства их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

В-третьих, неправомерно в понятие «инновация» включать разра­ботку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы от­носятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

Можно выделить следующие структурные источники экономиче­ского развития страны:

1) развитие на основе факторов производства;

2) развитие на основе инвестиций;

3) развитие на основе инновационной деятельности.

Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

 

 

Разнообразие специфических условий, в том числе экономиче­ских, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем суще­ствует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Различия между радикальными и усовершенствующими, или модифицирующими, инновациями выражают качественные разли­чия в уровне новизны соответствующих новшеств и указывают на зависимость вторых от первых: радикальные инновации служат ба­зой для последующих усовершенствований. За этими различиями обнаруживаются два существенно разных типа субъектов иннова­ционной деятельности. Их организационные структуры во многом противоположны, а их соотношение весьма диалектично. После внедрения радикальной инновации усовершенствующая служит дальнейшему ее развитию и продлевает эффект. Но на начальных стадиях радикальные инновации наталкиваются на сопротивле­ние со стороны механизмов и структур усовершенствующей дея­тельности.

Особенности инновационных процессов, которые должен учи­тывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преоб­ладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков.

Классификация нововведений

Признак классификации Виды нововведений
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, ориги­нальности технического решения и т.д.) Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобре­тения, новые технические решения)
По характеру применения: • продуктовые; • технологические; • социальные; • комплексные; • рыночные Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и примене­ние новой технологии. Ориентиро­ванные на построение и функциони­рование новых структур
По стимулу появления (источнику) Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства и рынка
По роли в воспроизводственном процессе Потребительские и инвестиционные
По масштабу (комплексности) Сложные (синтетические) и простые
Для кого являются нововведениями Для производителя и потребителя; для общества в целом; для рынка

 

Автор разделил понятия «инновация» и «новшество». Новше­ство — это предмет инновации. Новшества и инновации имеют раз­личные жизненные циклы. Новшества — это разработка, проекти­рование, изготовление, использование, устаревание; инновации — это зарождение, диффузии, рутинизация.

По характеру общественных целей различают инновации:

1. экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);

2. экономические, не ориентированные на прибыль (экологи­ческие и др.);

3. специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).

 

 

Инновационный процесс можно определить как процесс по­следовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, — процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведе­ния от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования раз­работки и распространения нового вида продукта или услуги.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных зако­номерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относитель­но к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разра­ботки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная ин­теграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем так и технологий в целом.

Исполнителями работ на предварительном этапе являются твор­ческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятель­ности осуществляется на рыночном этапе, который включает: вне­дрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникно­вения инновационной среды определяется равновесным распрост­ранением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-тех­нической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее по­ложение новому технологическому укладу в общественном производ­стве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

 

Тема 15: «Комплексное обеспечение инновационной деятельности»

1. Правовое обеспечение инноваций

2. Нормативно-методическое обеспечение инноваций

3. Финансовое и материальное обеспечение инноваций

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы оценки эффективности инвестиционного проекта. Эффективность инвестиционного проекта понимается в дан­ном случае как категория, отражающая соответствие проекта | Нормативно-методическое обеспечение инноваций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.