Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксизма




Предпосылки и источники формирования философии

Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 4/3. «ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить содержание основных предпосылок и источников развития философии марксизма.

2. Определить содержание социально-философских идей К.Маркса, Ф.Энгельса.

3. Определить значение идей и взглядов, выдвинутых и разработанных в марксисткой философии для дальнейшего развития философской мысли.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Предпосылки и источники формирования философии марксизма. 25 мин.
2. Диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. 55 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание философии марксизма, ее зарождение, становление и развитие, а также круг основных проблем и роль в дальнейшем развития философии.

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА»

Возникновение марксистской философии – необходимое следствие определенной стадии исторического развития общества, экономической жизни, политических отношении, науки и культуры. Главное отличие диалектико-мате­риа­листической философии от традиционных доктрин заключается в обогащении философских идей политико-экономическими и научно-со­ци­альными идеями.

Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более организованный характер.

 

Марксистская философия начинает свое развитие со второй половины ХIХ в. Основными ее представителями являются немецкие философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). Маркс учился на юридическом факультете в немецком университете, изучая право, философию и историю. В 1841 г. защитил докторскую диссертацию и с 1842 г. стал редактором «Рейнской газеты», в которой активно провозглашал идеи революционной демократии. Высланный из Германии в 1949 г., он поселился в Лондоне, где написал свой основной труд «Капитал». Энгельс рос в семье текстильного фабриканта в городе Бармене, работал на фабрике отца в Англии, где познакомился с жизнью рабочего класса и написал работу «Положение рабочего класса в Англии» (1844), а кроме того, «Анти-Дюринг» (1878), «Диалектика природы» (1872–1882) и др. Свои обширные энциклопедические знания Энгельс приобрел благодаря самообразованию.

Марксизм включает в себя философское, экономическое и социально-политическое учения. В нем синтезировались ответы на острые проблемы социального развития XIX – XX вв., представлена новая концепция коммунистического мироустройства. История развития тех или иных философских учений наглядно показывает, что их возникновение не случайно, а детерминировано объективными обстоятельствами. Так, возникновение марксизма было обусловлено социальными, естественнонаучными и теоретическими предпосылками.

Социальные предпосылки в своем содержании отражали изменения, которые происходили в жизни мирового сообщества и проявлялись в следующем:

– возникновении социально-классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом. Буржуазия присваивала материальные ценности, которые производились трудящимися, и богатела, а в среде пролетариата господствовала нищета;

– кризисе буржуазной идеологии ХVII – ХVIII вв., в которой будущее человечества изображалось единством свободы, равенства и братства, всеобщим благополучием капиталистического общества. В действительности же интересы капитала и труда оказались противоположными;

– в социальном статусе буржуазии, которая, став политическим лидером, превращается из движущей революционной силы в консервативную.

Естественнонаучные предпосылки были обусловлены величайшими открытиями в науке в 30–50-е гг. ХIХ в., способствовавшими преодолению метафизического взгляда на природу и показывавшими ее диалектический характер:

– создана клеточная теория строения растений и животных, представившая их морфологическое и генетическое единство;

– открыт закон сохранения и превращения энергии, установивший ее константность и переход из одной формы в другую;

– открытие Ч. Дарвина в естествознании, объяснившее, что виды живых организмов изменчивы, а не постоянны.

Возникновение марксизма было обусловлено также теоретическими предпосылками, т.е. состоянием развития предшествовавшей общественной мысли, главными из которых являются:

– распространение материалистической философии (особенно атеистическо-материалистической концепции Л. Фейербаха);

– немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах);

– английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо);

– идеи утопического общества всеобщего равенства (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

Считается, что идейным источником философии марксизма является философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Взяв за основу философскую идеалистическую систему Гегеля, в частности, диалектику, Маркс и Энгельс переработали ее на материалистических принципах. Они считали великой заслугой Гегеля разработку им диалектики, где впервые явления природные, исторические и духовного порядка представлялись в виде единого процесса. Виды бытия беспрерывно развиваются, изменяются, преобразовываются, имеют в своем движении внешние и внутренние взаимосвязи. Однако, взяв за основу идеалистическую диалектику Гегеля, марксисты, по выражению Ф. Энгельса, поставили ее «с головы на ноги», т.е. на материалистическую основу.

В гегелевской системе содержалось противоречие между диалектическим методом и во многом надуманной философской системой. Так, с одной стороны, Г. Гегель писал о том, история развития человечества – это процесс, который по своей природе обречен на невозможность открытия абсолютной истины, а с другой – претендовал на то, что именно в его системе отражается абсолютная истина и никакой умственный прогресс более не нужен.

Марксисты переработали диалектику Г. Гегеля и предложили диалектический метод, основанный на материалистическом решении первой стороны основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Само сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство индивида отражать себя и окружающий мир. Сознание идеально, но «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[1].

К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм и основанный на нем материалистический метод. Диалектический материализм базируется на следующих положениях:

– движение является атрибутом материи и рассматривается как «изменение вообще»;

– в самой природе заложен внутренний механизм, который включает в себя как перспективу развития неорганического мира до разумного человека, так и деградацию, упрощение «естественного» развития;

– любые изменения в природе и обществе подчиняются действию законов диалектики: основных – закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания, а также неосновных законов, выраженных парными категориями.

Диалектические идеи философии марксизма отразились и в гносеологии. Сам процесс познания они определяли как активное и целенаправленное взаимодействие субъекта с объектом. Познание представляет собой диалектический процесс нахождения истины. Истина является процессом восхождения от относительной истины до истины абсолютной, которая выступает гносеологическим идеалом, а относительная истина представляет собой достоверное знание о какой-либо части познаваемой объективной действительности.

Истина в философии марксизма имеет свои критерии, главным из которых является общественно-историческая практика, представляющая собой целеполагающую чувственно-предметную деятельность общественного человека. В структуре практики марксизм выделял: потребность, стимулирующую цель, мотив деятельности, средства, способствующие достижению цели, и результат. Формами практики являются материальные блага и создание орудий труда; научный эксперимент, производимый с помощью технических средств (приборов, установок), социальная деятельность, которая способствует изменению политических систем и общественных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.