Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация

Средневековый феодализм не оставил Новому времени в наследство рационального индивида, способного вписаться в социально-политические отношения и технологические процессы индустриальной эпохи. На первом этапе индустриальной эпохи складываются формы государственно-идеологического воздействия и социального контроля, которые были рассчитаны на удержание стихийной массы населения в «рамках». Переходные процессы в обществе порождает период «войны всех против всех».

В XVIII-XIX вв. промышленное производство, воздействуя на культуру рационализирующим образом, начинает изменять характер и структуру человеческого действия, способствует рационализации его поведения. На смену непосредственно личным социальным отношениям приходят отношения обезличенные и формализованные. Психология коллективизма замещается психологией личной независимости и гражданской свободы.

В новых социальных условиях религиозная картина мира оказалась не в состоянии объяснить сложный и меняющийся мир. Возникает острая потребность в новом концептуальном осмыслении условий жизни человека и мира. По представлениям просветителей, обеспечить самоидентификацию и самореализацию индивида способен рациональный способ отражения мира. Происходит разделение единой культуры на два ее пласта – традиционный мифологический и новый рационалистический.

Просвещение отражает стремление человека к поиску гармонии индивидуальной и общественной жизни, к земному благополучию, измеряя добродетель пользой. Главной ценностью индустриальной цивилизации становится научно-технический прогресс. Вырвав огромные массы людей из прежних социальных структур, индустриализация стала той движущей силой, которая ввела новые социальные отношения.

Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Ускоренное внедрение новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой стандартизированной продукции. Массовое производство приводит к урбанизации, т. е. переселению массы людей в города, поиску более комфортной жизни в условиях городской жизни.

Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обещанное просветителями «царство» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка. Свобода вылилась в беспощадное капиталистическое «выжимание пота», классы эксплуататоров и эксплуатируемых разошлись по разные стороны баррикад.

Новый тип буржуа – монополист был маниакально поглощен прибылями. Если в предшествующие века буржуа гордился своей принадлежностью к трудовому сословию, то теперь он брезгует им. Место нравственности в обществе определяется его зависимостью от социально-экономических классовых интересов. Всеобщее притупление нравственного чувства в Новое время связано с изменением места и роли христианской религии в обществе.

Тем не менее, в XIX столетии уровень благосостояния и качества жизни в городах существенно повысился. В городских домах появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация и т. д. В быт людей повсеместно входят телефон, фотография и кинематограф. Новые транспортные средства паровоз, пароход, автомобиль, трамвай, метро позволяют быстро преодолевать расстояния.

Формируется «средний класс» – служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия, которая достаточна и устойчива по материальному положению. Складывается система ценностей «чувственной» культуры – польза, достаток, комфорт, которые начинают доминировать в общественном сознании. Так начинается процесс неправомерного отождествления развития культуры с экономическим и научно-техническим прогрессом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наука и техника | Философия. Европейская культура ХХ века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.