Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия. Европейская культура ХХ века

Европейская культура ХХ века

В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления. На историческую сцену вышел потребитель массовой культуры. Модернизм характеризует культуру индустриального общества первой половины XX века, в котором главенствуют рационализм, урбанизация, «искусство для искусства».

Экономика от серийного перешла к мелкосерийному производству, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям фирм. Появился термин «постмодернизм», которым стали обозначать тенденции в культуре постиндустриального общества. Ей присущи такие черты как отход от рационалистических схем, отказ от догмы капиталистического пути развития, признание плюрализма и разнообразия культур, единение с природой, защита окружающей среды и т.п.

Западная культура XX века фактически представляет собой три самостоятельные культурные эпохи. Период до первой мировой войны – «прекрасная эпоха», между двумя мировыми войнами – «эпоха потерянного времени», а послевоенное мирное пятидесятилетие – «эпоха духовных поисков». В XX веке создаются величайшие философские, литературные, архитектурные, художественные шедевры и достижения в области науки и техники. Вместе с тем, именно это столетие породило массовую культуру и антикультуру.

Сложность и противоречивость бытия XX века на первое и особое место, среди культурных форм поставила философию. Великий европейский философ, итальянский мыслитель Б. Кроне (1866 - 1952) ее миссию видел в том, чтобы найти «путь к ясному суждению и соответствующему действию». Он отмечал, что философом является только тот, кто расчищает путь идущим, а «культура и моральная жизнь, благодаря их усилиям, обретают больше стабильности». Выполнение такой миссии стало возможным благодаря обретению философией статуса искусства, осмысливающего проблемы человеческого существования.

В западной философии XX века развивается «неопозитивизм» в формах феноменологии, герменевтики, структурализма и постструктурализма. Большинство европейских философов онтологическую проблематику заменяют на аксиологическую и культурологическую. Крупный представитель «философии жизни» С А. Бергсон (1859 - 1941) ввел в философскую мысль новые идеи и новые понятия – «длительность», «жизненный порыв», «творческая интуиция», «открытое общество», «поток сознания» и др.

Другой представитель «философии жизни», испанец Ортега-и-Гассет (1883 - 1955) причину кризиса культуры XX века связывает с враждебностью масс к возникшему модернизму. Он ставит проблему противоречия массовой и элитарной культур, показывая опасность, как в условиях тоталитаризма, так и в условиях демократии. Существующая по законам рынка массовая культура, ориентируясь на максимально широкий сбыт, на простейшие потребности и вкусы толпы, утрачивает всякую уникальность. Опасность массовой культуры, самоуверенной и агрессивной, проникнутой стремлением лишь к чувственным наслаждениям и удовольствиям, заключена во враждебности к недоступной элитарной культуре.

Наиболее влиятельным направлением философии XX века явился «экзистенциализм» М. Хайдеггера (1889 - 1976), поставивший в своей работе «Бытие и время» проблему субъективизма и заброшенности человека в «чуждом» мире. Стремление защитить человека от существующего в мире зла вынудило философов-экзистенциалистов не пренебрегать любыми жанрами литературы как средствами выражения идей. В «эпоху поиска» хлынула довольно абстрактная метафизика, мало доступная читателю, лишенному специальной подготовки.

Эта метафизика распространялась либо профессиональными философами, бывшими одновременно талантливыми писателями, такими как Ж.П. Сартр, Г.О. Марсель, Э. Мунье, Симона де Бовуар, Г. Башлар, Мерло Понти, либо деятелями литературы, как А. Мальро и А. Камю. Их произведения приобрели характер философских ценностей по причине значимости трактуемых в них проблем. Они писали об отношениях между человеком и миром, жизнью и смертью, счастьем и страданием. Из картин ужасной действительности складывалось представление о современных предельных основаниях бытия, о современной метафизике, о «неотвязном присутствии зла».

Литература

Европейская литература XX века сохраняет верность классическим традициям. Английский романист Джон Голсуорси (1867 - 1933) создает социально-бытовой роман трилогию «Сага о Форсайтах». Немецкий писатель Томас Манн (1875 - 1955) пишет философские романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус», раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента. Французский писатель Ромен Роллан (1866 - 1944) в романе «Жан Кристоф» отобразил духовные искания и метания гениального музыканта.

Работа Бергсона «Творческая эволюция» принесла ему славу не только философа, но и писателя (Нобелевская премия 1927г. по литературе). У многих писателей первой половины XX века его «поток сознания» из философского метода познания превратился в художественный прием. Знаменитый роман французского писателя Марселя Пруста (1871 - 1922) «В поисках утраченного времени» в 14-ти томах имел большое значение для многих писателей XX века.

Австрийский писатель Франц Кафка (1883-1924) в романах «Процесс» и «Замок» показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875 - 1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции.

Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты Альберт Камю (1913 - 1960) и Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) в своих произведениях ставят проблемы человеческого существования. Камю в повести «Посторонний» и в романе «Чума» доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. Он же в философской книге «Миф о Сизифе» утверждает свободу нравственного выбора человека. В основных произведениях Сартра «Мухи», «Дьявол и Господь Бог» выражено одиночество, проблема жизни и смерти, случайности и судьбы, страха и надежды.

Большое влияние на мировую культуру XX столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), являющийся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. В работе «Время и бытие» он ставит вопрос о подлинной форме существования человека, а знаменитом «Письме о гуманизме» развивает идею языка как о «доме бытия». Во второй половине XX века европейская литература становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной.

В это время активно заявляет о себе массовая культура, формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, отвергая рационализм и экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, которое взаимодействует со всеми стилями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная организация | Искусство. Изменения общей социокультурной ситуации и достижения научно-технической революции в Европе отразились на архитектуре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.