Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития педагогической психологии




Этапы развития педагогической психологии.

Основные понятия педагогической психологии.

Лекция 2

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (продолжение)

 

 

Основные понятия педагогической психологии. УЧЕНИЕ – собственные действия ученика направленные на развитие у него способностей, а также ЗУН (Немов Р.С.)

Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, определяется как УЧЕНИЕ. (Зимняя И.А.)

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

УСВОЕНИЕ – приобретение ЗУН.

НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения человеком ЗУН.

Виды научения: оперантное, викарное, вербальное, подражание, метод проб и ошибок.

ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта.

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и научение им.

ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения.

ПОДРАЖАНИЕ - вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ –самостоятельная, междисциплинарная отрасль знания, основанная на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.

Анализ становления и развития педагогической психологии помогает понять сущность и специфику предмета ее исследования.

 

Становление и развитие педагогической науки можно представить 3 этапами.

1 этап –с середины XVII до конца XIX вв. –общепедагогический (необходимо психологизировать педагогику). Связан с именами Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Иоганном Песталоцци, Адольфом Дистервегом, К.Д.Ушинским, П.Ф.Каптеревым.

Рассматривались проблемы:

1.связь развития, обучения и воспитания;

2.творческая активность ученика;

3.способности ребенка и их развитие;

4.роль личности учителя;

5.организация обучения и др.

2 этап –конец XIX –середина XX вв.педагогическая психология начинает оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь на результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Пед.психология развивается одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем (система Марии Монтессори, Вальдорфская школа). Разрабатываются собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развитие интеллекта, особенности выработки навыков (Бине А., Б.Анри, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже).

2 этап развития пед.психологии ознаменовался:

1выделением ПП в самостоятельную отрасль науки;

2. широким использованием тестовой психодиагностики;

3.распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;

4. возникновением педологии;

5. попыткой научной рефлексии образовательного процесса.

 

3 этап –середина XIX в. по настоящее время –создание психологических теорий обучения. (т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии).

1954 –Б.Скиннер –идея программированного обучения;

50-е годы – П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина –теория поэтапного формирования умственных действий;

60-е годы XX в. Л.Ланда –алгоритмизированное обучение;

В.Оконь, М.Махмутов –система проблемного обучения;

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов – теория развивающего обучения, которая реализовалась в практике в развивающей системе Л.В.Занкова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.