Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология познавательных процессов и психическая регуляция деятельности человека




27.02.12

Установлено, что человек познаёт мир разными способами, но все ученые единодушны в том, что существуют в психике человека следующие познавательные процессы:
1. Ощущение. Под ощущением понимается отражение человеком свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира». Ощущение как психическое явление, обладает способностью отражения в сознании человека свойств, предмета или объекта.
Учеными выделяется следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные.
Не смотря на разнообразие ощущений при работе органов чувств, существует нечто общее, это приём и анализ информации о процессах, происходящих в организме человека и за его пределами.
2. Восприятие. Оно рассматривается учеными как процесс и как результат. Восприятие объединяет информацию, полученную в процессе ощущения. Таким образом, результатом восприятия является целостное отображение объекта, интегральная (обобщённая) картина мира.
Важнейшей характеристикой восприятия является соотнесенность образа и реального мира.
Предметом восприятия являются пространства (форма, величина и расстояние до предмета), формы предмета, а так же его величины.
Восприятие человеком предмета формирует его представление. Представление – это субъективный образ объективного мира.
Представление накапливает в себе признаки разных объектов, формируя,таким образом, представление человека. Представление человека основано на реальности.
3. Воображение. Это психический процесс создания образа или ситуации путём преобразования, представлений. В настоящее время известно, что воображение включает в себя не только образ, но и абстрактное содержание. Воображение отражает фантазии человека, представляет собой вымысел, аллегорию, ассоциацию.
4. Мышление. Его определяют как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях.
Мышление как процесс осуществляется в 2х или следующих основных формах:
1. Формулирование и освоение понятий. Понятие – это выделение и фиксация существенных признаков изучаемого объекта. Понятия, так как такового в природе не существует, а существует в понятии человека.
2. Решение проблем. Проблема – это затруднение, которое призван разрешить человек. Проблема и её решение осуществляются в 4 этапа:
1) Видение проблемы. Этот этап характеризуется постановкой вопросов, задач.
2) Перебор вариантов решения проблемы. Чем больше вариантов, тем вероятнее правильное решение.
51 способов к применению гранёного стакана.
3) Выдвижение гипотез или предположений.
4) Принятие решения (ответ на вопрос, действие, поступок и т.д.).
Мышление осуществляется по средствам мыслительных операций:
1) Анализ – выделение существенных признаков объекта или предмета.
2) Сравнение – это выделение сходства и различия.
3) Синтез – это объединение нескольких объектов в группу и выделение их общих характеристик.
4) Абстракция и обобщение. Абстракция означает отказ или игнорирование существенных признаков, обобщение обозначает подведение итога, вывод.
5) Классификация и систематизация. Классификация – это упорядочивание имеющихся в наличии объектов; систематизация помогает прогнозировать развитие данной системы.

Мышление содержит в себе такие характеристики, как конвергентность и дивергентность. Конвергентное мышление линейно, стереотипно, алгоритмично. Дивергентность означает много вариантность, ассоциативность, образность.

Креативное мышление характеризуется следующими признаками:
- оригинальность (необычность).
- гибкостью.
- оперативностью (быстротой).
- беглостью.

5. Память. Лежит в основе любого психического процесса, и выделяют следующие этапы или стадии памяти:
1. Мгновенная память. Она не поддаётся управление со стороны человека.
2. Кратковременная память. Она сохраняет часть информации, полученной на первой стадии. Кратковременная память имеет определенный объём 7 +/- 2.
3. Буферная или промежуточная память. Она выступает в качестве водораздела между кратковременной и долговременной памятью.
4. Долговременная память. Она не ограничивается объёмом и временем сохранением информации. Однако трудность заключается в том, чтобы извлечь нужную информацию из долговременной памяти.
Память напрямую связана с вниманием, внимание – это сосредоточенность на изучаемом человеком объекте. Внимание характеризуется устойчивостью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.