Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели урока

ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ УРОКА

Создание проблемной ситуации на уроке литературы

Проблемная ситуация (ПС) создается с помощью острого, проблемного вопроса, который дает толчок к анализу текста. Этот вопрос задается в конце этапа проверки первичного восприятия и выполняет роль учебной задачи.

В условиях проблемной ситуации обнаруживаются позиции учеников. Учитель, не комментируя вопрос, должен помочь детям точно сформулировать свое мнение, довести точку зрения ученика до всего класса, воздерживаясь от оценок ответов, сохраняя объек­тивность.

Необходимо выслушать всех желающих высказаться, но пресе­кать повторения. При этом нужно чередовать аргументы «за» и «против», учить детей обосновывать свою позицию, задавая до­полнительно вопросы типа:

— Кто считает иначе? Есть ли другие мнения? Объясни, поче­му ты так считаешь.

Оценивать ответы одноклассников дети не должны: их задача — понять позицию товарища. Проблемный вопрос создает ПС, а мнения детей ее обостряют, требуя разрешения.

Созданная проблемная ситуация становится мотивом к перечитыванию текста и его анализу. Учитель руководит ходом анализа произведения, предлагая детям путь к ответу на ПВ, и называет этапы этого пути. Например: учитель, прочитав детям рассказ Л.Толстого «Косточка», создал ПС: «Почему же мы сочувствуем герою, хотя знаем, что он поступил нехорошо?» Затем он гово­рит детям: «Чтобы найти ответ на этот сложный, но очень инте­ресный вопрос, давайте обратимся к тексту и подумаем сначала над тем, что же заставило героя совершить такой неблаговидный поступок, потом посмотрим, что он чувствовал, и решим, поче­му не смог поступить, как должно».

 

 

Планируя свою деятельность, учитель должен знать, какие цели ставит перед ним программа литературного образования, по ко­торой он работает, т. е. исходить из того, какие знания он должен дать ученикам, какие умения у них сформировать, какой деятель­ности научить. Но любой урок подчинен конкретным целям, как содержательным, так и обучающим и развивающим. Они зависят от художественной формы и содержания произведения, которое предстоит осознать детям. Поэтому учителю необходимо проана­лизировать текст, выявить его художественную специфику, ра­зобраться в теме и проблемах, композиции и языковых средствах, независимо от того, по какой программе он работает. Затем следу­ет соотнести общие цели программы с возможностями, которые предоставляет для литературного развития ребенка художествен­ный текст.

 

Цели урока в общем виде сформулировать нетрудно:

1) освоить с детьми художественную идею произведения (со­держательная цель);

2) формировать систему читательских и речевых умений (обу­чающая и развивающая цель);

3) учить ребенка оценивать собственную деятельность и дея­тельность товарищей (обучающая);

4) способствовать развитию воображения, эмоциональной чут­кости к слову и мышления ребенка (развивающая);

5) повышать уровень культуры ребенка (развивающая цель).

 

Проблемы целеполагания связаны именно с тем, что из обще­го вида учитель не переводит их в конкретную форму. Результа­тивность урока связана с достижением поставленных целей. Как же проверить, достиг ли учитель желаемого результата, т.е. что именно он развил, сформировал, чему научил? Мы предлагаем посмотреть на итоги учительской деятельности с позиций ребен­ка, который в современном образовательном процессе становит­ся не объектом воздействия, а полноправным, наравне с учите­лем, субъектом образовательной деятельности: учитель учит — ре­бенок учится.

Поэтому цели урока нужно научиться формулировать как можно конкретнее, исходя из результатов деятельности ученика.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры проблемных вопросов | Постановка диагностических целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.