Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология педагогического общения




Барьеры общения и качество личности важное для общения.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - не преодоленные смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Существует барьер общения полезных контактов. Нельзя быть совершенным человеком и показывать себя с хорошей стороны. Можно сократить дистанцию. (Заняться вместе каким-нибудь видом деятельности, сближают людей и стрессовые ситуации, можно показать собеседнику в чем вы достигли успеха).

Качества личности важные для общения.

1. Фасцинация (основа обаяния).

2. Прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении.

3. Импровизационный ум.

4. Эмпатия (способность поставить себя на место другого).

5. Доброжелательность.

6. Аутентичность (умение быть собой).

7. Инициативность в общении.

8. Непосредственность.

9. Принятие своих и чужих без страха.

10. Стремление к самопознанию.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение является предметом изучения многих наук. Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению.

Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.

В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный компонент общения); обмен информацией (коммуникативный компонент); осуществление совместной деятельности (интерактивный компонент).

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная; амотивная.

Механизмами межличностного восприятия являются: проецирование; децентрация; идентификация; эмпатия; стереотипизация.

А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические; этнонациональные; социально-статусные; социально-ролевые; экспрессивно-эстетические; вербально-поведенческие.

Существует ряд факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся. Основные из них таковы: эффект "ореола", безотчетное структурирование личности учащегося, эффект "проецирования", эффект "первичности"; эффект "последней информации" и др.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: личностные; социально-психологические; физические.

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.

Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п.

 

 

30. Подкрепление и наказание.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом подкреплений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда подкрепления и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности подкреплений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения подкреплений.

Эффективное подкрепление:

1. Осуществляется систематически.

2. Сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ученика заслуживает поощрения.

3. Связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика.

4. Соотносится с достижением учеником определенных результатов.

5. Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов;

6. Развивает у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов;

7. Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося;

8. Соразмерно затраченным учеником усилиям;

9. Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов к в будущем.

10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы и интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и

др.

11. Концентрирует внимание учащегося на то, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей.

12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.

Неэффективное подкрепление:

1. Осуществляется время от времени.

2. Делается в общем, без специальных разъяснений.

3. Связано с формальным отношением к подкреплению, при котором учитель не интересуется успехами ученика.

4. Отмечается лишь общее участие ученика в работе.

5. Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости.

6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы других учеников, на конкуренцию с ними.

7. Сравнивает достижения данного ученика с достижениями других учащихся.

8. Не соответствует затраченным учащимся усилиям.

9. Сравнивает достигнутый учащимся результат только с наличием у него способностей или показывает, что результат достигнут благодаря удачному стечению обстоятельств.

10. Опирается на внешние стимулы: похвалу, расчет на победу в соревновании, получение награды и пр.

11. Обращает внимание учащегося на то, что, его прогресс в учебе зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо еще из посторонних людей. 12. Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые задания еще до того, как будут завершены предыдущие.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать н обращать слишком пристальное внимание на лону щенные ими ошибки.

 

 

31. Коммуникативные навыки и их характер.

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением -- важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Прежде всего заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода:

1, Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.

2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, та) ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя, Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. В частности, познание человеком других людей» познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия» предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и на­мерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний» оценку своих способностей» оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильна оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения, умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства, умение извлекать из общения максимум пользы для себя.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

 

32. Характеристика общения школьников со взрослыми в разные возрастные периоды.

I. Подростковый тип общения.

Основным новообразованием в сознании ребенка считается чувство взрослости, которое ярко выражено у ребенка в пубертатный период его развития.

Особенности поведения подростков:

1. Преобладание у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению.

2. Чрезвычайно сильной тяге к разнообразной деятельности.

3. Проявление выраженного разделения отношений на деловые и межличностные.

4. В довольно частых конфликтах имеющих взрывной характер и закрытый от взрослых.

Подростковый тип общения, проявляется у отдельных ребят в 3м классе, характерен для учащихся 4-6 классов и сохраняется у некоторых, преимущественно у мальчиков до 7-го класса.

Эмоционально смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток, как объект деятельности.

Общение в школьном подростковом возрасте протекает в процессе совместной деятельности, спортивных занятий. Подросток ожидает от партнеров общительности увеличений и практических интересов, помощи в различных ситуациях. В 6 классе уже значительная часть подростков ожидают от партнера по общению – понимания. В это время происходит переход от подросткового типа к новому типу, который называется переходным (в кругу общения подростка появляются взрослые).

Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают их как источник организации и обеспечения их жизни.

Больше общаются подростки со сверстниками своего пола. Общение протекает в виде информационных и дискуссионных диалогов. Большое место в беседах подростков занимают обсуждения, пересказ приключения, детективы, темы связанные с личными проблемами.

В сфере жизнедеятельности, которая организуется педагогом, инициатором общения чаще выступают девочки. Мальчики стремятся свести к минимуму общение с девочками. Они охотно общаются с ними в связи с учебой, культурно-просветительной деятельностью. Проявляют нежелание в связи со спортом, занятиями и трудовой деятельностью также и девочки.

I. Переходный тип.

- кризисные явления в самосознании школьника

- особая неустойчивость «образа Я»

- повышенная ранимость => понижение самоуважения.

- неуверенность в различных ролях, отношениях

Особенно развита застенчивость, которая маскируется развязанностью.

Переходный тип появляется у небольшой части школьников в 6 классе, характерен для девочек 7-8 классов и сохраняется до 10 класса (у мальчиков).

В этом возрасте появляется тенденция явления поиска общения со сверстниками. Становление доминантного общения «Я» старшего подростка, как субъекта взаимодействия ведет к тому, что в старшем подростковом возрасте появляется новый вид диалога – фактический. Старший подросток может участвовать в деятельности, познании не вступая в актуальное содержательное общение, а ограничиваясь лишь общением на уровне поддержания контакта.

Происходит существенное расширение словарного запаса, в большинстве своем школьный жаргон, применяют его только в конкретных или дружеских группах.

В 7-8 классах возрастает интенсивность общение между девочками и мальчиками. Старшие подростки очень мало общаются с младшими, исключение если есть младшие братья или сестры.

Начиная с конца 7го класса у девочек и с середины 8 класса у мальчиков появляется новая тенденция: стремление к доверительному общению со взрослыми. Растет число ребят стремящихся к уединению.

III. Юношеский тип общения.

Круг общения старшеклассников расширяется за счет включения в него взрослых людей. Стремление к общению со взрослыми свойственно уже 70% старшеклассников, особенно растет необходимость общения с родителями.

Общение со взрослыми происходит неравномерно. После периода приглядывания происходит стремительная интенсификация общения, так как юноши или девушки стремятся обсудить со взрослыми все те проблемы и вопросы, которые у них накопились. По прошествии некоторого срока интенсивность общения слабеет, так как все проблемы и вопросы исчерпались. Новое обострение потребности в общении со взрослыми возникает спустя некоторое время, когда накопятся проблемы.

 

33. Педагогическая оценка как средство стимулирования.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые мож­но разделить на классы: предметные и персональные, материаль­ные и моральные, результативные и процессуальные, количествен­ные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и ре­зультаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педаго­гические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совер­шенствования учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные спосо­бы материального стимулирования детей за успехи в учебной и во­спитательной работе. В качестве материальных стимулов могут вы­ступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворе­ния материальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечно­му результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами дея­тельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конеч­ном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, на против, от носятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата. Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

Качественные педагогические.оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности н других аналогичных показателей ее совершенства.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из действенных форм его поощрения.

Педагог, обращающий особое, доброжелательное внимание на ученика, проявляющий к нему искренний, неподдельный интересуем самым как бы поощряет его, привлекая к нему внимание и окружающих людей. Дети в свою очередь ценят внимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей или воспитателей, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам, чтобы во что бы то н и стало стать объектом повышенного внимания.

Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду вербальную или же невербальную позитивную оценку действий и поступков человека. Вербальная оценка включает словесные высказывания, содержащие соответствующие оценочные суждения, а невербальная - жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Часто вербальные и невербальные способы выражения одобрения сочетаются друг с другом.

Признание представляет собой выделение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку.

Признание вместе с тем выступает - как выделение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в том числе и того, кто его характеризует.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий.

Чаще всего поддержка как средство стимулирования проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату.

Следующие способы поощрения - усиление социальной роли, престижа и статуса - являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся и воспитанников. Они связаны с.повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей.

Отведение ребенку более значимой роли среди сверстников и взрослых является действенным средством стимулирования, особенно в том возрасте, когда дети претендуют на взрослость, независимость и самостоятельность (напри мер, в подростковом возрасте).

Под престижем понимается степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей.

Статусом называется действительное положение ребенка в системе межличностных отношений (социо-метрический статус, например). Он может быть изменен с помощью описанных выше приемов. Все остальные способы стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам, намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельности детей.

Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.