Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 20. Социология конфликта

Классификация адаптации.

По критерию адекватности выделяют адекватные и неадекватные.

Адекватные адаптации возникают в том случае. Когда субъект адаптации верно понимает «вызовы среды», суть происходящих в ней изменений и соответствующим «адекватным» образом корректирует своё сознание и поведение. Если этого не происходит, то правомерно говорить о неадекватных или не вполне адекватных адаптациях.

По критерию вертивности (обращённости) адаптации делятся в социологии на 1) внутренние и) внешние.

Приспособление субъекта адаптации, к «самому себе» образует внутренние адаптации, к внешней среде – внешние. Такое деление предложено французским социологом Г. Тардом, который выделял две группы адаптаций: 1) приспособления друг к другу или к какой – либо общей функции, иными словами, приспособления к внешней среде; 2) внутренние приспособления, поддержание взаимосвязи между различными структурными элементами и функциями. По критерию вида дифференциация адаптаций осуществляется в зависимости от характера изменений во внешней среде. Изменения могут быть связаны, во-первых, с появлением «нового признака» - новых социальных институтов, процессов, социальных групп, явлений и пр. в этом случае адаптации являются «ответом на инновации». Во-вторых – с модификацией уже «существующих признаков», их усложнением или упрощением. Это – адаптивный «ответ на трансформации». В соответствии с такого рода принципом адаптации и подразделяются на два вида.

Существует дифференциация адаптаций по их «глубине», с выделением 1) глубоких и 2) поверхностных.

Глубокие адаптации – это такие адаптации, при которых процесс приспособления вызывает глубокие структурные изменения в адаптанте: в его целях, ценностях и мотивации поведения и т.д.

Поверхностные адаптации, напротив, сопровождаются лишь незначительными переменами во внутренней структуре адаптанта, в способах и характере его взаимодействия со средой.

Адаптации различаются также и по тому, в какой степени они являются закономерными, а в какой случайными.

Под закономерными адаптациями понимают такие, которые отражают «всеобщий ход вещей», «происходят с необходимостью», а под случайными – адаптации, возникающие случайно, непредполагаемо.

По критерию императивности адаптации делятся на 1) добровольные и 2) вынужденные.

Добровольные адаптации в большей мере присущи эволюционно развивающимся средам: с начало, как правило, у адаптанта возникает положительная установка на новое явление, привыкание, а затем уже формируется новая адекватная форма поведения.

Вынужденные адаптации сопутствуют, как правило, бифуркационным средам, а также средам, которые, будучи значительно «сильнее» адаптанта, жёстко диктуют ему свои условия, почему диалог оказывается невозможен.

3. В структуру социальной модели организационной адаптации входят три группы элементов: 1) субъективные, 2) объективные и 3) субъективно-объективные. Субъективные элементы организационной адаптации характеризуют непосредственно персонал организации, его субъективное (внутреннее) состояние. Субъективную сторону организационной адаптации образуют четыре элемента: когнитивный, информационный, ценностный и мотивационный.

Когнитивный элемент выражает понимание персоналом новых условий деятельности и вытекающих из них требований.

Информационный элемент адаптации заключается в информационной обеспеченности адаптационного процесса.

Ценностный элемент выражает статус адаптации в ценностных представлениях персонала организации, который может колебаться между точками фанатичного желания перемен, стремление к этим переменам и не менее фанатично желая сохранить существующий порядок вещей.

Мотивационный элемент адаптации означает актуализированные побуждения персонала к переменам в собственной деятельности с целью успешной адаптации к новым условиям и требованиям.

Объективную сторону социальной адаптации образуют также четыре элемента: технологический, ресурсный, организационный и инновационный.

Технологический элемент адаптации выражает овладение персоналом организации действиями, необходимыми и достаточными для успешного приспособления к новым условиям и требованиям деятельности. Этот элемент является центральным в структуре адаптации, т.к. все остальные элементы служат формированию и развитию у персонала соответствующих действий, которые называют адаптационными действиями. В составе адаптационных действий выделяют три элемента: нормативный, операциональный и инструментальный.

Нормативный элемент – выражает внешнюю регламентированность действия посредством соответствующих правил, предписаний, ограничений и запретов.

Операционный элемент выражает внутреннюю регламентированность адаптационных действий в виде перечня операций подлежащих к исполнению в определённой последовательности.

Инструментальный элемент – проявляется в совокупности новых методов и приёмов действия, которыми должны овладеть сотрудники организации.

Ресурсный элемент организационной адаптации фиксирует наличие ресурсов, необходимых и достаточных для успешной адаптации персонала к новым условиям и требованиям деятельности.

Организационный элемент адаптации обозначает совокупность структурно-функциональных изменений организации, необходимых и достаточных для её успешного приспособления к новым условиям и требованиям деятельности.

Инновационный элемент выражает совокупность тех нововведений, которые необходимы в процессе социальной адаптации.

Приспособление организации к изменившейся внутренней среде деятельности связан с двумя структурными элементами – коммуникативными и социально-психологическим названными субъективно-объективными элементами социальной адаптации.

Коммуникативный элемент социальной адаптации означает налаживание и укрепление взаимопонимания сотрудников организации в условиях переоценки и логику привычных (традиционных) профессионально трудовых представлений и установок.

Социально-психологический элемент адаптации выражает сплочение и консолидацию сотрудников организации для успешного решения адаптационных задач, следовательно, позитивное изменение внутренней среды организации.

Для оптимального выбора варианта условий организационной адаптации выделяют три критерия: содержательный, функциональный, собственно социальный.

Содержательный критерий оптимальности выражает освоение работником или рабочей группой определённой совокупности знаний, умений и действий, полагаемой на каждой стадии адаптационного цикла.

В качестве операциональных показателей содержательного критерия выделяют:

1. Адекватность знаний, умений и действий, соответствующих той или иной стадии адаптационного цикла.

2. Полнота этих знаний, умений и действий, определена их необходимостью и достаточностью для адекватного освоения содержания той или иной стадии и успешного перехода на новую стадию.

3. Поступательность перехода от одной стадии адаптационного цикла к последующей стадии.

4. Продолжительность адаптационного цикла в целом и каждой его стадии в отдельности.

5. Завершённость адаптационного процесса.

Функциональный критерий оптимальности адаптации связан с исправным или неисправным выполнением работником своих производственных функций.

Операциональными показателями функционального критерия служат результативность и функциональность.

Функциональность элемента производственной системы выражает чёткую скоординированность его действий с действиями других элементов и поведением системы в целом.

Что касается результативности, то она не ограничивается одной только функциональностью, выходит за её границы, влияет на поведение системы в целом и её отдельных элементов. Если критерий функциональности связан больше с устойчивостью, стабильностью системы, то критерий результативности – с её изменением, развитием.

Социальный критерий оптимизации адаптационного процесса связан с тем, что участвуют реальные люди, со своими установками, притязаниями и переживаниями.

В качестве операциональных социальных показателей оптимальности выделяют:

1. Удовлетворённость человека своей производственной, профессиональной деятельностью.

2. Чувство социального комфорта: человек не просто удовлетворён своей деятельностью, но и чувствует благодаря ей свою социальную значимость, находит одобрение и признание среди окружающих.

3. Приоритетность деятельности в пространстве реального или потенциального альтернативного выбора, т.е. человек не намерен менять свою деятельность, специальность или место работы на другие.

С учётом критериев оптимальности адаптационного процесса осуществляется его оптимизация, т.е. обеспечение условий для выбора его оптимального варианта.

5. Способом оптимизации адаптационного процесса выступает его технологизация.

4. Выделяют следующие адаптивные механизмы, обслуживающие разные адаптивные стратегии.

1. Механизм адаптации-развития имеет место в тех ситуациях, когда субъект адаптации конструктивно относится к прогрессивным общественным изменениям, готов к корректировке жизненных целей и средств их достижения. В основе этого механизма лежат процессы освоения инноваций – новых целей, новых средств достижения старых целей, новых средств достижения новых целей, овладения новыми ролями, моделями поведения. Процессы эти, в свою очередь, осуществляются посредством обучения, подражания «успешным другим» и т.д. в результате происходит совершенствование внутренней структуры субъекта адаптивного процесса.

2. Механизм адаптации-защиты включается тогда, когда индивид 1) не в состоянии достичь старых целей в новых условиях, в том числе новыми средствами, 2) не считает возможным или не способен интернализировать новые цели, новые средства либо то и другое вместе. Механизм этот многолик и объединяет в себе достаточно разнородные процессы:

ü Социальную агрессию (применение силы, активное противодействие).

ü Социальное сопротивление.

ü Социальную мимикрию (внешнее «подстраивание» под социальный ландшафт при внутреннем его отторжении и сопротивлении ему).

В ходе актуализации данного механизма субъект адаптации стремиться сохранить свою внутреннюю структуру.

3. Механизм адаптации-ухода, как и предыдущий, задействуется тогда, когда субъект адаптации 1) не в состоянии достичь старых целей в новых условиях, 2) не хочет или не способен интернализировать либо новые цели, либо новые средства, либо то и другое вместе. Определяющими здесь являются ощущение бессилия, потребность в самоотстранённости, самоизоляция.

К способам такого выхода относятся:

ü Поиск и обретение социальной ниши.

ü Физическое перемещение в иную среду.

ü Отчуждение и т.д.

Использование данного механизма приводит к деформации внутренней структуры субъекта адаптации.

4. к механизму адаптации – реверсии – субъект адаптации прибегает в том случае, как и в двух предыдущих. Составляющими данного механизма выступают следующие процессы:

ü Занижение требований к себе.

ü Занижение уровня потребностей.

ü Ограничение социальной сети.

ü Утрата значимых социальных позиций в обществе и др.

Действие этого механизма провоцирует упрощение, примитивизацию внутренней структуры адаптанта.

5. Выделяют следующие технологии социальной адаптации:

1. Технология проблемной актуализации. Проблемность жизненной ситуации работника заключается в том, что он хотел бы избавиться от некоторых неудобств, но не знает, как это сделать. Основной способ в данной технологии – разработка стратегического плана антикризисных действий (мер) и доведение этого плана до каждого ответственного исполнителя с указанием его конкретных функций, обязанностей.

2. Технология когнитивно-информационной оптимизации.

Выделяют следующие проблемы, вызывающие необходимость когнитивно-информационной оптимизации:

I. Информационная нагрузка – это состояние индивида или системы, при котором поступающая к ним информация не может быть переработана и использована, что ведёт к сбоям в процессе коммуникации, снижению её эффективности.

Для уменьшения информационных перегрузок используют методы:

1) фильтрация – информация, предназначенная для вышестоящего руководителя, поступает предварительно к его заместителям, которые выполняют роль «сторожа», предотвращая информационную перегрузку руководителя;

2) установление очерёдности в переработке сообщений в зависимости от их значения;

3) регулирование потоков информации.

II. Искажение и потери информации. Искажение – это такая передача информации, при которой искажается её смысл. Потеря – недополучение всего или части сообщения.

Для ограничения информационных потерь и искажений применяются, три метода:

1) избыточная информация, т.е. повторение сообщения в различных формах, по разным каналам или в разное время;

2) верификация, т.е. подтверждение правильности предыдущего сообщения;

3) выпрямление связей, т.е. устранение посредников в потоках информации.

3. Технология целевого ориентирования. Эта технология направлена на повышение ценностно-ориентационного уровня адаптационной готовности персонала. При регулировании процесса социальной адаптации важно обеспечить баланс основных целевых ориентаций, а именно: 1) закрепить то, что уже освоено и 2) освоить то, что приближает к конечной цели.

4. Технология стимулирования.

Выделяют группы стимулирующих факторов:

1. стимулирующие факторы, связанные с содержанием труда (функциональное обогащение труда, разнообразие труда);

2. стимулирующие факторы, связанные с организацией труда (гибкое рабочее время, гибкий рабочий день и др.);

3. факторы социальной безопасности (социальные гарантии);

4. стимулирующие факторы, связанные с условиями труда (совершенствование санитарно-гигиенических условий труда);

5. факторы социального обслуживания;

6. факторы профессионального продвижения;

7. факторы социальной перспективы и т.д.

5. Технология коммуникативной оптимизации. Эта технология направлена на улучшение взаимопонимания между сотрудниками и вследствие этого повышение адаптационной готовности персонала. Основана она на психологических механизмах идентификации, эмпатии, рефлексии и стереотипизации.

Для решения адаптационных задач важное значение имеют методы:

1. Метод коммуникативного включения направлен на установление и расширение непосредственных контактов между сотрудниками на предварительное информирование человека о ситуациях, в которые он включается, и о людях, с которыми он вступает во взаимодействие.

2. Метод неформальной конвенции – требует правильного выбора времени и места для разговора с сотрудниками; исключение формальной атрибутики общения и др.

3. Метод коммуникативной изоляции – сотрудники демонстративно избегают контактов с человеком, «не понимающим», чего от него требуют, не замечают, отвергают его.

6. Технология групповой консолидации. Эта технология направлена на повышение групповой сплочённости и, в частности, чувства причастности сотрудников к «одной команде».

В данном процессе выделяются три стадии.

Первая стадия сплочения – это стадия ориентирования и знакомства.

Вторая стадия взаимной адаптации. Члены группы хорошо ориентируются здесь в социально-психологических особенностях каждого человека, строят свои взаимоотношения и поведение с учётом этих особенностей.

На третьей стадии консолидации выделяется ядро групповых интересов. Основой данной стадии выступает непосредственно общая цель деятельности.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

 

Список литературы:

1. Корель Л.В. Социология адаптации: этюды аналогии. – Новосибирск, 1997.

2. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

3. Фролов С.С. Социология. – М., 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. – Красноярск, 1991.

 

 

 

Цель: получение знаний о сущности, типах, уровнях, функциях социального конфликта, а также о способах его предупреждения и конструктивного разрешения.

План:

1. Конфликт и различные подходы к его изучению.

2. Структурные элементы и функции конфликтов.

3. Типология и уровни конфликтов.

4. Основные периоды и этапы в развитии конфликта.

5. Управление конфликтом.

 

1. В самом общем виде термин «конфликт» (от лат. соnfliсtus — столкновение) означает столкновение мнений, убеждений, сил.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Георг Зиммель (1850–1918) рассматривал развитие общества как процесс порождения новых культурных форм, которые, постепенно устаревая, окостеневают и «сносятся» жизнью. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. Социализация индивида происходит также через столкновение личных и общественных интересов. На групповом уровне функции конфликта проявляются в поддержании границ социальной группы, отторжении чужаков. Во внутригрупповых отношениях конфликт играет роль предохранительного клапана, «стравливающего» враждебные настроения и сохраняющего единство группы.

Герберт Спенсер считал, что социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая, в свою очередь, определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов. Социальный дарвинизм вообще склонен механически переносить законы животного мира, борьбы за выживание в ограниченном пространстве на человеческое общество.

Карл Маркс утверждал, что существует постоянный конфликт между производительными силами и характером производственных отношений, который по мере развития техники и производительных сил становится всё более острым, пока не приводит к смене способа производства. В социальной сфере К. Маркс отдавал ведущее место противостоянию антагонистических классов. Именно классовая борьба, классовый конфликт является, по его мнению, движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития, вступает в следующую общественно‑экономическую формацию.

Макс Вебер придавал конфликту ценностный характер. Для него общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни не разрушает, а в конечном счёте стабилизирует общество, представляющее собой определенную иерархию статусных позиций.

Существуют две парадигмы современной социологии с точки зрения роли конфликта в обществе.

1. Парадигма консенсусного общества. С точки зрения этой парадигмы социальная система стремится к равновесию. Социальный конфликт существует как одна из форм социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением, ассимиляцией. Отсюда вытекает, что социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии.

2. Парадигма конфликтного общества. С этой точки зрения социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в обществе. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт не только имманентно присущ каждому обществу, он выполняет определенные социальные функции. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, он открывает дорогу новым формам — инновациям. По мнению Л. Козера, в любом обществе существуют потенциальные возможности для конфликта, так как индивиды и социальные группы выдвигают определенные притязания на ресурсы и престижные позиции в социальной структуре. Ограниченность количества престижных статусов и объема ресурсов и служит постоянным источником конфликтов. По мнению Р. Дарендорфа, конфликтность общества детерминируется неопределенностью человеческого существования, неоднозначностью, вероятностным характером общественного развития. Общество по природе своей многообразно, противоречиво и находится в постоянном изменении, конфликте нового со старым. Изменения и конфликт являются не только необходимым злом, но и необходимым условием существования общества. Социальный конфликт по ‑ разному проявляет себя в разных социальных условиях. В открытых обществах, где проблемы ставятся и решаются публично, где существуют альтернативные программы развития, конфликты протекают и разрешаются плавно, ламинарно. Такое общество предохранено от социального взрыва своей открытостью, плюралистичностью. Здесь конфликт регулируемый. В закрытых обществах социальный конфликт протекает подспудно, скрытно накапливая критическую массу, он разделяет людей на два враждебных лагеря и через революционное насилие «взрывает» социум.

2. В социологии выделяют следующие структурные элементы конфликта:

1) Участники конфликта с их характеристиками.

2) Причины и источники конфликта.

3) Взаимодействие, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действий участников, направленные на разрешение конфликта.

4) Физическая и социальная среда, или условия, в которых протекает конфликтный процесс.

5) Последствия конфликта.

Среди основных конструктивных функций конфликта выделяют следующие.

1. Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников и т.п. Он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 65% случаев удаётся полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

2. Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нём. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке. Приблизительно в 10 — 15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

3. Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

4. Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту; расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

5. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности руководителя (в 17% случаев качество деятельности руководителя ухудшается).

Конфликт имеет и деструктивные функции:

1. Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние участников.

2. Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом.

3. Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту.

4. Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов.

5. Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем.

3. Рассмотрим классификации конфликтов по различным основаниям. Большинство ученых считает, что конфликты можно различать по сфере общественной деятельности на политические конфликты, которые в свою очередь разделяются на внутриполитические и внешнеполитические; национальные конфликты, которые разделяются на территориальные, языковые, межконфессионые; производственные конфликты, которые связаны с проблемами подчинения и подчиненности, забастовок, поведения конфликтующих сторон; семейные конфликты, которые имеют эмоционально-психологические истоки: противоречия отцов и детей, разводы и их социальные последствия, в частности воспитание детей в неполных семьях; бытовые конфликты, возникающие на улицах, в очередях, в транспорте и т.д.

В научных исследованиях разработана типология изучения этого социального явления, включающая метод научного познания конфликтных явлений и создания теории; результата типологического описания и сопоставления конфликтов.

В социологии и социальной психологии принято классифицировать конфликты по таким критериях, как тип участника и вид отношений. Данной классификации придерживаются Р.Дарендорф, К.Боудинг, Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Мак и Р.Снайдер, Г.Левинджер, М.Дойч. Наиболее последовательная теория типов конфликтов по данным критериям разработана Дж.Гальтунгом, который выделяет внутриличностный, межличностный, внутринациональный и интернациональный конфликты. М.Дойч предложил классифицировать конфликты по виду участников (личность, группу и нацию) и по видам отношений (внутри- и межсистемные уровни) следующим образом: внутри- и межличностный (индивидуально-психологический уровень); внутри- и межгрупповой (социально-психологический уровень) и внутринациональный и международный (социальный уровень).

Типология М. Дойча позволяет определить уровни конфликтов, что может быть полезно на практике.

1. Личностный уровень конфликта. Проблемы, возникающие в этом случае, ограничиваются уровнем индивидуального сознания, ареной борьбы становится внутренний мир человека, т.е. этот конфликт можно назвать чисто психологическим. Конфликт данного уровня имеет все признаки конфликта, в том числе и фундаментальный — наличие факта существования какой-либо формы противоречия, носящего антагонистический характер. В этом случае фрустрация приводит к изменению поведения человека в результате разрешения его внутренних противоречий.

2. Межличностный уровень. Между двумя или несколькими членами определенной группы возникает конфликт, в который включается несколько личностей, не входящих в данную группу. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимного влияния друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Нарушения отношений, возникновение конфликта изменяют сложившийся социально-психологический климат.

3. Межгрупповой уровень конфликта. Характеризуется нарушением обычных отношений между социальными группами, т.е. нарушением объединения индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; так, одна социальная группа может вступить в конфликт с другой, в результате чего могут изменяться представления, ранее обладавшие устойчивостью к внешним влияниям. Нарушается восприятие одной группы другой по отдельным или всем параметрам взаимоотношений.

4. Конфликт на уровне отношений группы с внешней по отношению к ней средой. Конфликт данного уровня характеризуется неприятием норм других социальных институтов, экономической среды, национального окружения и т.п.

Известный социолог А.К.Зайцев дает весьма чёткое и полное определение социального конфликта в сложных условиях перехода к рыночной экономике, которое может служить для операционных целей, т.е. для практического управления этим процессом: социальный конфликт есть силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим число индивидов или социальных групп на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов. Рас-сматривая вопросы деструктивного, патологического, конфликта, имея в виду, что социальная патология — это существенное отступление от норм, их нарушение, А.Зайцев выделяет простые формы конфликтности (бойкот, саботаж, травля (преследование), словесная и физическая агрессия), а также сложные формы конфликтности (общественный протест, бунт, революция, война), представляющие собой переплетение простых.

Бойкот — борьба, которая состоит в полном или частичном отказе, прекращении или уклонении от действий, которые могут быть полезными для противоборствующей стороны. Различают экономический, политический, товарищеский бойкот. Забастовка как форма бойкота означает сознательный отказ от экономического, технического, политического, профессионального сотрудничества, а также замалчивание достижений соперников.

Саботаж — борьба, чаще всего скрытая, «диверсионная» по своему характеру, в ходе, которой используются такие средства, как дезинформация, подрыв авторитета противника, уничтожение его материальных средств ведения борьбы, всяческое противодействие возможным успехам противника.

Травля (преследование) — борьба, в которой ослабляется, компрометируется противник, что ограничивает его возможности поведения борьбы за свои интересы.

Словесная агрессия — форма борьбы, использующая обвинения, оскорбления, дискредитацию, распространение сплетен, слухов о его негативных качествах как политика, руководителя, семьянина, т.е. говоря кратко, ведение «черной» пропаганды.

Физическая агрессия — форма борьбы, имеющая в своем арсенале насилие, драки, убийства, террористические акты.

Общественный протест — публичные действия с целью выражения неодобрения в отношении кого-либо или чего-либо.

Бунт по своей природе близок к общественному протесту, но его отличают стихийность и, как правило, кратковременность и крайняя агрессивность.

Социальная революция — процесс быстрых качественных изменений, существенных преобразований общественно-политического характера.

Война — тотальная борьба между большими общественными группами, ведущаяся посредством вооруженного насилия.

4. Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы — начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

1. первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физические движения, так и передача информации);

2. второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

3. в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта может иметь различные формы и ходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы

Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность её искажения оппонентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуациюнеконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причём действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достачно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе – борьба накаляет эмоции – эмоции увеличивают ошибки восприятия – это ведёт к интенсификации борьбы и т.д. такой процесс получил название «эскалация конфликта».

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не даёт результата, но действия по достижению согласия ещё не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

5. К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра: 1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей, 2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиска решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

 

Список литературы:

1. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. – М., 2000.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология.- М., 2001.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1994.

4. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.

Тема 21. Мировая система и процессы глобализации.

Цель: изучить процесс формирования мирового сообщества к началу XXI века; уяснить понятие глобализации, её социальные последствия.

План:

1. Мировое сообщество, глобализация, антиглобализм.

2. Цивилизации, мировые системы и процессы глобализации.

 

Сегодня понятие «общество» стало более широким. Под обществом можно понимать отдельную страну, а можно все страны мира. В таком случае говорят о мировом сообществе.

Таким образом, если общество понимают в двух значениях – узком и широком, то неизбежен переход от отдельно взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу или мировой системе, подразумевающей всё человечество как сущностное целое.

Представление о глобальном единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в 20 веке. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга.

Сегодня можно говорить лишь о географической отдалённости или отдельном существовании стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство.

Центральным органом управления мирового сообщества выступает Организация Объединённых Наций (ООН). Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн. человек, объединённых экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.

Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации освещают различные события, происходящие в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о мировом сообществе, то подразумевают процесс глобализации, следствием которого такое сообщество и стало.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.

Глобализм – создание общего мирового пространства для современного совместного решения общемировых и частных государственных проблем.

К числу объективных причин, обусловливающих глобализацию мирового пространства, относятся следующие:

1. Размывание границ между внутренней и внешней политикой государств.

2. Создание международных политических организаций, которые во многом определяют международные отношения.

3. Создание общего мирового экономического пространства и мировой банковской системы.

4. Формирование общего информационного поля.

5. Необходимость объединения всех государств для решения глобальных проблем современности, в том числе и для борьбы с мировым терроризмом.

6. Тенденция к демократизации и закреплению в международных отношениях общих нравственных и правовых норм.

7. Формирование глобального гражданского общества, основой которого являются неправительственные организации.

Несмотря на то, что глобальное мироустройство сулит человечеству всякого рода преимущества, у глобализации имеются не только сторонники, но и противники – антиглобалисты.

Антиглобализм – международное общественное движение, которое выступает против глобализации в её современном виде. По мнению антиглобалистов, процессами глобализации управляют наиболее развитые страны мира, преследуя при этом, прежде всего собственные интересы, а глобалисты в лице наиболее развитых стран беспардонно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств и устанавливают там свои порядки.

Наряду с термином «мировое сообщество» в науке используются и другие понятия, очень похожие на него, но обладающие своими отличительными особенностями.

Термин “мировая система” ввел в научный оборот Иммануил Валлерштайн. (Мировая система (концепция) историко-социологический подход к политической экономии, предполагающей рассмотрение мира как целостности. Мировую систему можно рассматривать как единое глобальное общество). Он полагал, что привычное слово “общество”, позаимствованное учёными из обыденной практики, слишком неточное, поскольку его почти невозможно непротиворечивым способом отделить от термина “государство”. Вместо того и другого он предложил понятие “историческая система”, благодаря которому, как ему верилось, наконец-то воссоединятся два рода наук — исторические (идеографические) и социальные (номотетические). Старый термин “общество” их разъединял, а новый их призван объединить. В понятии “историческая система”, уживаются социологический и исторический взгляды на мир.

Кроме него о мировом обществе писал Никлас Луман. Он определял общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Но если это так, то единственной закрытой системой, не являющейся частью другой, построенной на принципах коммуникации является только мировое общество.

И. Валлерштайн и Н. Луман считаются самыми влиятельными теоретиками мирового общества. Они ставят явления производства и воспроизводства неравенства в центр своей концепции.

Согласно И. Валлерштайну, существуют всего три формы, или разновидности, исторических систем, которые он назвал мини-системами, мировыми империями и мировыми хозяйствами (хотя можно выделить и другие их разновидности). Мини-системы небольшие по размерам, недолговременные (жизненный путь примерно шести поколений) и гомогенные с культурной точки зрения. Мировые империи являются крупными политическими структурами, в культурном плане они гораздо более многообразны. Способ существования — изымание дани с подведомственных территорий, прежде всего сельских округов, которая стекается в центр и перераспределяется среди немногочисленной страты чиновников. Мировые хозяйства — это огромные неравные цепи интегрированных производственных структур, разделенных многочисленными политическими структурами. Логика их существования заключается в том, что прибавочная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех, кто смог захватить временную монополию на рынке. Это — “капиталистическая” логика.

В ту далекую эпоху, о которой мы можем судить только по археологическим раскопкам, когда на земле обитали собиратели и охотники, преобладающей формой были мини-системы. На раннем этапе истории одновременно существовало множество общественных систем. Так как эти общества являлись, в основном, племенными, следует исходить из существования многих тысяч общественных систем. Позже, в связи с переходом к земледелию и изобретению письменности, а именно в период между 8000 г. до н. э. и 1500 г. н. э. на земле сосуществовали одновременно все три разновидности “исторических систем”, но господствующей являлась мировая империя, которая, расширяясь, разрушала и поглощала как мини-системы, так и мировые хозяйства. Но когда мировые империи распадались, на их развалинах вновь появлялись мини-системы и мировые хозяйства. История, похоже, напоминает круговорот веществ в природе.

Большая часть того, что мы называем историей этого периода, — это история рождающихся и умирающих мировых империй, полагает И. Валлерштайн. Мировые экономики в то время были еще слишком слабыми, чтобы конкурировать с тремя формами “исторических систем”.

Примерно в 1500 г. из консолидации разрозненных мировых хозяйств, чудом уцелевших после очередного нашествия мировых империй, родилась современная мировая система. С тех пор “она достигла своего полного развития как капиталистическая система. По своей внутренней логике это капиталистическое мировое хозяйство затем расширилось и захватило весь земной шар, впитывая в себя все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существуем в этом положении”.

Теория мировой системы, созданная И. Валлерштайном в середине 70-х годов, позволяет объяснить многие исторические факты, которые не поддавались объяснению традиционной теории общества. Несомненно, весьма эвристична гипотеза циклического возникновения и распада мировых империй, в число которых необходимо отнести и нашу страну, принимавшую форму то царского самодержавия, то советского тоталитарного государства. Из вечного круговорота исторических форм общества следует не только неизбежность распада социальных гигантов и возникновения социальных карликов. Но также гипотеза о внутренней нестабильности “слабо упакованных”, неплотных по удельному весу грамма “социального вещества” на единицу площади мировых империй. Внутренняя культурная разнородность не позволила просуществовать СССР до третьего тысячелетия, несмотря на жесткий внешний политический контроль.

Весьма зыбкой и неустойчивой являлись все мировые империи. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, как негетерогенное и внутренне противоречивое объединение, где власть держалась только “на штыках”?

Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то такое объединение обречено на распад. Не спасает даже наличие единого политического центра и органов управления. Хотя русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление, данный ритуал оставался пустой формальностью, поскольку никто из монгольских “топ-менеджеров” никогда не вмешивался во внутренние дела удельных князей.

Мировые империи включали несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляли очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже — религиозно), обширные по территории, политически непрочные образования. Они создавались принудительно и быстро распадались.

Европейцы давно уже практиковали трансокеаническую торговлю и экономику. Именно они стали пионерами новой формы “исторической системы” — мировой системы. Со временем по всему миру люди попали в европейскую сферу влияния. Начало европейской гегемонии прослеживается с крестовых походов — христианских военных экспедиций, предпринятых между XI и XIV веками в целях отвоевания “священной земли” у мусульман. Итальянские города-государства использовали их для расширения торговых путей. В XV веке Европа установила регулярную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя туземцев в глухие районы.

С освоением внеевропейских территорий изменился не только характер экономических связей, но весь уклад жизни. Если раньше, буквально до середины XVII века, рацион питания европейца составляла продукция натурального хозяйства, т. е. то, что было выращено внутри континента сельскими жителями, то в XVIII и XIX веках в ассортимент предметов, в первую очередь высшего класса (он всегда идет в авангарде прогресса), входит импорт. Одним из первых заморских товаров стал сахар. После 1650 г. его употребляют в пищу не только высшие слои, но также средние, а затем и низшие. На столетие раньше похожая история случилась с табаком. К 1750 г. даже самая бедная английская семья могла попить чай с сахаром. Из Индии, где впервые производственным способом получили сахар, европейцы завезли его в Новый Свет. Климат Бразилии и Карибских островов создавал идеальные условия для выращивания сахарного тростника. Европейцы основали здесь плантации, удовлетворяя растущий спрос на сахар по всему миру. Спрос на сахар и его предложение привели к международному рынку, а в след за этим и к работорговле. Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступала Африка. Сахар и хлопок стали основным предметом международной торговли, связав континенты по разные стороны океана.

В XVII веке сложились два торговых треугольника, включающих в себя торговлю сахаром и рабами. Во-первых, производимые Англией товары продавались в Африке, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропические товары (особенно сахар) продавались Англии и её соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии кораблями доставлялись в Африку, африканские рабы — на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спиртных напитков. Труд африканских рабов увеличивал американское богатство, которое большей частью возвращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из Северной Америки — хлопок и спиртное.

Постепенно международная торговля превратилась в господствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие мировой капиталистической экономики — единой мировой системы, вовлеченной в производство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения благосостояния народа. Теперь она указывает, в каком направлении двигаться отдельным странам. Современный мир — это мировая система, базирующаяся на капитализме, поэтому она и называется “капиталистическая мировая система”.

“Единицей анализа современной мировой системы является капиталистическое мировое хозяйство”, — пишет И. Валлерштайн.

Мировая экономическая система — совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Это понятие шире, чем мировая капиталистическая экономика, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но же, чем понятие мировой системы.

Мировая капиталистическая экономика — высшая и последняя форма мировой экономической системы. Она существует чуть ли не 500 лет, но так и не превратилась в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60—80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна — суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы — мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

2. К типу мировых, или глобальных, систем относятся цивилизации. Но в отличие от мировой системы цивилизация отражает социокультурный, а не экономический и политический аспект развития человечества. Это понятие, как мировая империя или мировая система, шире, чем страна или государство. О цивилизации также целесообразно поговорить специально.

Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену “варварству”, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация — высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически — как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, Евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

И. Валлерштайн, разделил мировую систему на три части:

1) ядро, 2) полупериферия, 3) периферия.

Ядро — страны Западной Европы, Северной Америки, Японии — включает самые сильные и могущественные государства с совершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию эти страны экспортируют в периферию и полупериферию.

Государства полупериферии и периферии — это страны так называемого “второго” и “третьего” мира. У них меньше власти, богатства и влияния.

Термин “третий мир” придумали в 1952 г. французы для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответственно первым и вторым миром) не присоединились не к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х годов термин приобретает более широкое значение. Он стал обозначать все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а экономическим содержанием. К слаборазвитым странам начали относить всю Латинскую Америку, всю Африку (исключая ЮАР), всю Азию (за исключением Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африканской Сахары, Гаити и Бангладеш, обремененные чрезмерной бедностью и нищетой, и вовсе были зачислены в разряд четвертого мира. Их отделили от третьего мира, который уже выбрался на путь экономического прогресса.

Страны периферии — это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Поскольку их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего это диктаторские или авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки, Иране и Филиппинах. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства поворачивают к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность и вскоре их смещают.

Демографическую ситуацию стран третьего мира характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.

С 60-х годов страны третьего и четвертого мира взяли в долг у развитых стран несколько биллионов долларов. Кредиты брали в период экономического подъема Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 биллионов долларов, но не видно способов, какими заемщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финансовую систему.

Как показывает опыт, обильные вливания иностранных инвестиций в такие страны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений, которыми вооружается собственная промышленность, заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом.

Если передать классификацию Валерштайна в терминах теории постиндустриального общества Д. Белла, то мы получим такие соотношения:

- ядро — постиндустриальные общества;

- полупериферия — индустриальные общества;

- периферия — традиционные (аграрные) общества.

Как уже говорилось, мировая система складывалась постепенно. Соответственно разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупериферии.

Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV веке в мировой торговле господствовали североитальянские города-государства. Голландия лидировала в XVII веке, Англия после 1750 года, а Соединенные Штаты— после 1900 г. А в 1560 году ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Северо-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не могли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь натуральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам “второго мира”. Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полупериферии.

Выдвинутая в 80-е годы теория ядра и периферии И. Валерштайна сегодня считается в принципе правильной, но нуждающейся в известной корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современного международного сообщества, которое иногда именуют “транснациональным миром”, составляют ведущие международные организации, 50—60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тысяч ТНК. “Глобальная экономическая федерация” пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третьего мира, опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга.

На этом глобальном пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад — совокупность национальных экономик ведущих промышленного развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государств посткоммунистического мира.

Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономической или геополитической перестройкой планеты. Для нового международного пространства характерны две тенденции: а) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав, типа “Большой Семерки” (после присоединения к ней России ставшей “Большой Восьмеркой”), б) размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (пример — события в Югославии, Палестине и т. д.). Между двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Социология. Учебник для вузов. под ред. В. Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000- 407.

2. Кравченко А.И. Социология. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 508 с.

3. Радугин А. А., Радугин К. А. Р15 Социология: курс лекций - 3-е изд., — М: Центр, 2003. - 224 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 19. Социология адаптации | Тема 22. Методика проведения социологического эмпирического исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.22 сек.