Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия произведение и текст

Произведение – художественное целое во всей совокупности его формальных и содержательных составляющий. Текст – формальная грань произведения, сфера артефакта.

Хотя термин текст восходит к лгв термину (про литературу), но, поскольку законы знака везде одинаковы, понятие текст имеет смысл расширить до любой осмысленной совокупности знаков.

В совсем широком тексте под текстом можно понимать вообще любой формальный объект, даже изначально не обладающий значением, т.е. любой объект потенциально способный быть означающим.

Р. Барт предлагает другую трактовку этих понятий. Для него текст и произведение – это два способа восприятия, работы с некой единой сущностью. Когда мы нацеливаемся на восприятие набора знаков как завершённого целого, у которого есть творец и итоговый смысл, мы говорим о произведение. Тогда это мёртвый фрагмент книжного пространства. Текст же – постмодернистский способ восприятия, когда мы воспринимаем его как тотальность, признаём зыбкость границ между его сегментов. У Текста нет творца и нет и не может быть эталонного смысла. Текст – это непрестанное движение сквозь, в первую очередь, знаковые комплексы. Поэтому Текст в смысловом отношении бесконечен и неповторим.

Статья Барта «Произведение и текст». В финале автор завуалированно сравнивает их с двумя видами любви: произведение – любовь за деньги, а текст – нормальные отношения между мужчиной и женщиной.

 

25 ноября 2010 г.

лекция №

 

 

Идейно-тематический уровень в каком-то смысле высший в уровниевой иерархии, поскольку прочие формальные уровни работают на раскрытие определённого смысла.

Прежде чем отлиться в готовое произведение, идея находится на стадии авторского замысла. Он может носить как сознательный, так и неосознанный характер. Стандартная ситуация: автор накапливается впечатления и события в течение жизни à критическая точка à осмысление замысла à осознанная работа по сбору материала. Нередки случаи, когда изначально процесс формулирования авторского замысла осознанно, декларативно (заказ, автозаказ). Как правило, если замысел изначально носит осознанный характер, произведения получаются слабее.

Претворяясь в художественную ткань произведения, авторский замысел трансформируется в идею – обощающую эмоционально-образную мысль, лежащую в основе произведения. Она имманента, и извлечь её из произведения в виде набора тезисов невозможно.

Для обозначения разных пластов идеи есть понятия концепции и пафоса. Термин концепция не сильно устоялся, но её можно определить, как рациональную составляющую идею. Для обозначения эмоциональной составляющей идеи используется термин пафос – преобладающая эмоциональная тональность произведения. Есть устойчивые типы пафоса: идиллическая, героического. Для образной стороны идеи специального термина нет, поскольку она редко выходит на первый план. Соотношение ипостасей идеи в разных произведениях неодинаково. На первый план чаще всего выходит рациональная сторона (например, у Чернышевского). (Не всегда перекос в сторону одного из планов эстетически оправдан.) Эмоциональный план тоже может выступать на первый план – чаще всего в лирике. Бывают авторы, для которых важен не смысл, не переживания, а сама предметная сторона произведения (например, ранний Заболоцкий).

Помимо идеи, есть ещё понятие темы. Под ней понимается всё то, что стало в произведении предметом авторского осмысления и оценки, предмет повествования. Идея – ракурс видения темы. Тема – не самый событийный и человеческий материал, который лежит в основе произведения, это скорее событийный и иной материал произведения, но рассмотренный сквозь призму идеи (абстракция). Это не просто мёртвый материал, а вопрос, проблема по этому поводу.

Те аспекты тематики произведения, которые находятся в преимущественном фокусе идеи, называются проблемой. Это тема, явленная в своей антиномичности и противоречивости, одна из самых насущных в произведении.

И тема, и идея могут быть многосоставны: основная, центральная тема может быть разделена на меньшие тематические блоки. Тема более членима, идея скорее многоаспектна, но всё же представляет собой принципиально нечленимое явление.

Ещё один термин – смысл. Это понятие, близкое понятию идея. Смысл – это та информация, тот набор идиологем, эмоциональных состояний и т.д., который извлекается из произведения читателем. То есть идея произведения, но в рецепции – поэтому по определению множественен и субъективен.

 

Художественный образ.

Образный ряд произведения – один из аспектов реализации идеи произведения. По своей природе художественный образ – разновидность знака. Виды знаков:

· знаки-индексы, или индексальные знаки. Индекс представляет собой изначально несемиотический объект, но из которого посредством ментальных операций может быть извлечён какой-то смысл. В этом – сила и слабость таких знаков. Слабость: это сложное и ненадёжное средство коммуникации. Знак-индекс сложен в производстве; кроме того, он не гаранирует успешности коммуникации, поскольку смысл не задан изначально, а восстанавливается реципиентом посредством причинно-следственных операций. Чем точнее мы пытаемся конкретизировать значение конкретного сивола, тем больше вероятность ошибки. Сила: это универсальное средство коммуникации, культурно независимо; коммуникантам не нужно иметь общих процессов семиозиса;

· знаки-символы являются идеальным средством коммуникации, и таковыми они являются, потому что означаемое жёстко закреплено за означающим, и их связь произвольна (принцип конвенционализм). Быстрота и коммуникативность коммуникации покупается за счёт долгого и сложного изучения самой знаковой системы;

· иконические знаки преодолевают ограниченность знаков-символов, поскольку это проекция означаемого, означаемое всегда вытекает из означающего. Икончиеские знаки интуитивны, их не надо изучать. Минусы: сложность в производстве; сложность выражения абстрактных понятий. Выделяется две разновидности: заки-образы, которые в большем или меньшем объёме воспроизводят черты означаемого, и знаки-диаграммы (между иконическими и символическими), которые выражают то же, но с помощью символических знаков. Среди знаков-образов тоже выделяют три вида: фактографические (буквальное воспроизведение явлений действительности в чувственно воспринимаемой форме), научно-иллюстративные (воспроизводят реальные свойства объектов, но при этом происходит, но в параметрах каких-то свойств есть изменения) и художественные (близки к фактографическим, но, в отличие от них, назначение художественного образа не сводится к простой репрезентации объектов).

Сами художественные образы тоже распадаются на несколько категорий по соотношению означающего и означаемого:

· автологические образы (план выражения и план содержания совпадают). За автологическими образами тоже могут закрепляться более или менее абстрактными смыслами (ß типичность). Можно выделить образы индивидуальные (автологические в чистом виде) и типические (через единичный факт выражает представление о целом классе подобных явлений). Образ Остапа Бендера менее типичен, чем образ Онегина. Если типический образ востребован в культуре, он превращается в топос (выражает общие места, характерные для целой культуры) или вечный образ (выражает общечеловеческие надэпохальные универсалии). Онегин уже топос. Высшая степень обобщённости образов – это образы архетипические, которые выражают некие универсалии, заложенные в самой человеческой природе, её физиологии и психологии. они могут принимать разные обличия в зависимости от веяния времени, но сохраняют свои основные свойства. К таким образам относятся отношения верха-низа, права-лева, календарность, солярность;

· образы-символы. Означаемое уже может быть отделено от означающего и мыслиться в качестве рациональной формы, но не может быть отделено вполне. Эта диалектность слитности-раздельности означающего и означаемого приводит к тому, что этот знак обладает бесконечной смысловой глубиной, большей, чем у автологических образов. Поэтому же образы-символы выгодно отличаются от аллегорий. Отличие от знака-символа: независимость от контекста (смыслы не отбираются). Бесконечность смыслов во многом мнимая: просто мы не знаем, весь ли смысл извлечён из него. Это неуловимость значения.

· аллегории. Значение может быть извлечено из материальной формы и перенесено в другую, поэтому в образном плане они получаются бледнее. Авторское происхождение;

· эмблемы – выродившийся символ, стёршийся, обеднённый образ. За эмблемой значение закреплено изначально, в отличие от аллегории.

 

 

2 декабря 2010 г.

лекция №

 

Металогические образы строятся на других основаниях: ПВ и ПС строится по принципу контраста. К ним относятся тропы. В языке между этими значениями нет общего содержания. Троп соединяет эти разноплановые значения. Связь по принципу линзы: есть значение-линза (ПВ), через которую мы рассматриваем значение (ПС). У рассматриваемого значения обнаруживаются новые смысловые грани. Чем ближе исходные значения, тем слабее линза – тем слабее воздействие. Метонимия слабее метафоры. В эпитете линза рассматривается из самого рассматриваемого объекта.

При чрезмерном дистанцировании ПВ и ПС происходит семантический разрыв: образ тоже утрачивает свою силу. Метабола: ПС и ПВ совсем разнесены. Пр.: ботинки моей любви.

От долгого употребления ПС и ПВ в металогических образах слипаются. Троп превращается в языковой знак.

 

Специфика словесного образа: ПВ – это слово как знак, и у этого слова тоже есть ПВ и ПС. В отличие от образов других искусств, словесный образ допускает различного рода материальные трансформации. ололо

Полноценной метафорики, кроме литературы, нигде нет. Символы тоже нигде. кроме литературы, полноценно не существуют. Словесный образ позволяет разгружать произведение от излишней материальности.

я даша и это радость.

была бы я не даша, была бы печаль, а так радость.

от этого я радая-радая.

и пусть для вас это печаль.для меня-радость радостная.

 

Композиция

 

У композиции нет своих специфических элементов, поэтому о композиционном уровне говорить некорректно. Композиция, во-первых, бывает внешней (элементный состав произведения) и внутренней (смысл связи частей элементов произведения).

Помимо термина композиция встречается термин архитектоника. Также – структура. Последний лучше использовать не как синоним композиции, поскольку композиция предполагает субъектность. Понятие структура более объективно.

Понятие точьки зьрения. Аспекты: идеологический и психологический; пространственно-временной; речевой и стилистический.

Идеологический и психологический аспект. Может выстраиваться иерархия в отношении точек зрения героев. Два типа текстов: монологический и полифонический.

Аспект пространственно-временной. Ретроспекция, частичная ретроспекция, повествование в настоящем времени.

пиздит блять как дышит

эй

Речевой аспект. Субъекты м.б. носителями определённого типа речи. Современность предполагает его изменчивость. Феномен чужого слова: один субъект в свою речь включает элементы речи другого.

Элементы членятся на маркированные и немаркированные, но один элемент может быть носителем разных свойств, поэтому выстраиваются сложные цепи.

Сама возможность существования композиции как субъективного восприятия структуры – следствие «свободных валентностей» элементов структуры (не все связи прописаны).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Добавление к § 5.2. Модель Курно, как биматричная (и n-персонная) игра | Перевод в Древней Греции, Древнем Риме, Англии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.