Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологии. 1) Общенаучные методы познания психики




1) Общенаучные методы познания психики

Наиболее полно изложены в «Методологических основах психологии» Ломов Б.В.

· наблюдение - метод визуальной психодиагностики, связанный с отслеживанием поведенческих реакций человека либо животного, накоплением статистики с последующей её интерпретацией:

ü включенное – наблюдатель и наблюдаемый находятся в одной пространственной системе (когда наблюдаемый осознает, что он находится под наблюдением);

ü невключенное - наблюдатель и наблюдаемый не находятся в одной пространственной системе (когда наблюдаемый не осознает, что он находится под наблюдением);

При наблюдении необходима программа!

· эксперимент - метод познания психики либо животного, основанный на контроле психических изменений объекта в специально организованных условиях;

Отличие от наблюдения – исследователь вмешивается в процесс.

2) Частные научные методы познания (используются только психологией)

· тесты (авторские, то есть должны иметь программу);

· метод беседы – метод изучения психики человека в процессе его вербальной активности (также должен иметь свою программу);

· метод экспертных оценок (метод обобщения независимых характеристик) – сбор информации о психики человека из разных источников; чем больше источников – тем более точный результат;

· проективный метод – метод изучения психики человека при предъявлении ему неоднозначных, непонятных стимулов (не стандартизованный метод).

Психика и сознание [S3]

1) Эволюция психики в процессе филогенеза

2) Форма поведения животных

3) Причины возникновения сознания

4) Особенности сознания человека

Инстинкт – врожденная программа поведения, обеспечивающая наилучшую адаптацию живого существа к условиям обитания.

Импритинг – следование живого существа наблюдаемому образцу.

Навыки – прижизненная форма поведения животных, связанная с индивидуальным научением (обеспечивает лучшую адаптацию жизнедеятельности через игровую деятельность).

Интеллектуальное поведение – способность животного решать 2-3 разные задачи.

Предпосылки возникновения сознания делят на 2 группы:

· биологические (освоение прямохождения, что позволило освободить передние конечности для трудовой деятельности, освоение огня);

· социальные (совместная деятельность).

Личность [S4]

1) Человек, индивид, личность

2) Социализация личности

3) Структура личности

4) Самосознание и самооценка личности

5) Профессионально важные качества личности инженера

1) Большой вклад внесли Леонтьев, Бажович, Осмолов, Маслоу, Роджерс, Олпард, Кэттел.

Индивид > человек личность

Личность – человек в его общественных связях и отношениях.

Группы людей, но не личностей:

1) новорожденные;

2) люди с психическими заболеваниями;

3) дети-маугли.

Аспекты личности, обусловленные уникальным генотипом человека:

· антропометрические данные;

· пол;

· возраст;

Социальная роль:

· производственные;

· семейные отношения;

· юридические (право-послушный\неправо-послушный гражданин);

· политические (гражданство);

· экономические (продавец, покупатель, продавец рабочей силы);

· этнические (осознание собственного Я);

· религиозные;

· нравственные.

Эриксон ввел в психологию понятие «социальная роль».

2) Социализация личности – процесс освоения человеком общественно-исторического опыта, проявляющийся во владении им нормами и правилами социального поведения.

Социализация может протекать в двух формах:

· стихийной (случайные группы, СМИ, интернет);

· целенаправленной (состоит их 2 программируемых процессов):

ü воспитание;

ü обучение.

Социализация может быть:

· в микросреде (семья);

· мезо-среда (в месте проживания человека);

· в макросреде (масштаб государства и глобальный масштаб).

3) Структура личности

К.К. Платонов:

· целенаправленность;

· личностный опыт;

· особенность психических процессов (интеллект личности, эмоции и чувства, волевые характеристики личности);

· индивидуально-типические особенности;

· тип высшей нервной деятельности.

4) Самосознание личности – знание человеком себя и отношения к себе.

Самосознание представлено в 2 формах:

· Я-образ;

· Я-концепция (совокупность социально-психологических качеств, социальных ролей).

Самосознание проявляется в самооценке:

· низкая;

· средняя;

· высокая.

Главное в самооценке – адекватность.

 

Психические познавательные процессы [S5]

1) Ощущения – психический познавательный процесс, связанный с отражением в сознании какого-либо одного свойства или признака предмета. Физиологические основы ощущений открыл Павлов, назвав систему ощущений рефлекторной дугой, состоящей из 3 этапов:

· возбуждение нервных окончаний – рецепторов;

· прохождение нервного импульса в соответствующую зону головного мозга;

· отклик из очага оптимального возбуждения на мышечную ткань.

Виды ощущений:

· зрительные;

· слуховые;

· обонятельные;

· осязательные;

· вкусовые.

Ощущения из внутренней среды организма – проприоцептивные.

Ощущения от внутренних органов – интероцептивные (голод).

Ощущения с поверхности кожи – экстероцептивные.

Свойства ощущений:

· порог ощущений – минимальная или максимальная величина раздражителя, способная вызвать или исключить какое-либо ощущение;

· синестезия – способность представлять образ предмета через информацию, полученную через другую анализаторную систему;

· индивидуальная чувствительность человека.

2) Восприятие – психический познавательный процесс, связанный с отражением в сознании комплекса свойств предметов, признаков и явлений действительности. Основан на синтезе различных ощущений.

Восприятие изучает по 3 уровням:

· перечисление;

· описание (восприятие цвета и форм);

· истолкование.

Свойства восприятия:

· предметность;

· целостность – способность человека достраивать какой-либо объект по его фрагментам, деталям;

· апперцепция – зависимость восприятие человека от его предыдущего опыта (позитивная и негативная);

Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие действительности при взаимодействии с ним.

Галлюцинации – видение того, чего нет в реальности.

Виды восприятия:

· восприятия пространства (зрение: глазомерная функция,;

· восприятие времени;

· восприятие человека человеком.

Существуют стереотипы восприятия.

3) Память – это высший психический познавательный процесс, связанный с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации.

Память состоит из 4 процессов:

· запоминание – запечатление информации в момент её непосредственного воздействия на органы чувств;

Реверберация – прохождение импульса по нейронным сетям.

· забывание;

· сохранение;

· воспроизведение: произвольное и непроизвольное.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение информации после нескольких неуспешных попыток ее вспомнить.

4) Мышление – высший психический познавательный процесс, связанных с определением общих существенных свойств окружающей действительности с установлением причинно-следственных связей.

Анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.

Виды мышления:

· наглядно-образный;

· абстрактно-логический;

· предметно-манипулятивный.

5) Воображение -

 

[S1]Лекция №1 (12.09.2011)

[А2]Лекция №2 (26.09.2011)

[S3]Лекция №3 (10.10.2011)

[S4]Лекция №4 (24.10.2011)

[S5]Лекция №6 (21.11.2011)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.