Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение и мышление. Воображение и творчество

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле­нию, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сво­дятся различия между воображением и мышлением? Общее заключается в следующем:

воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

воображение и мышление мотивируются потребностями лич­ности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение по­требностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной фор­ме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирова­ния понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно по­знавать мир;

в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной.ситу­ации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начи­нается деятельность, существуют две системы опережения созна­нием результатов этой деятельности: организованная система об разов и представлений и организованная система понятий. В осно­ве воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышле­ния — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществля­ется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться дей­ствие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышле­ния, необходимо заметить, что проблемная ситуация может ха­рактеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи
подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то дей­ствует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет при­нять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необ­ходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволя­ет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключа­ется и слабость подобного решения проблемы.

Особенно важную роль воображение играет в научном и худо­жественном творчестве. Творчество без активного участия вообра­жения вообще невозможно (рис. 2).

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и на­ходить нетривиальные решения проблем. Так, например, в мате­матике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: "до­пустим, что...", "представим себе, что...". Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмече­ны, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантази­ровать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процес­сов творчества:

подготовка (зарождение идеи);

созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостаю­щих сведений);

озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

проверка.

Изучение роли воображения в процессах научного и техничес­кого творчества осуществляется специалистами по психологии на­учного творчества.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важ­нейшей особенностью воображения художника или писателя явля­ется его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающие в голове писателя, оказы­ваются пропущенными сквозь своего рода "обогащающее устрой­ство", которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы писа­тель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слу­шателей сопереживать, страдать и радоваться.

В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявля­ется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обес­печивается знаниями, подкрепляется способностями, стимули­руется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную слу­чайными, несущественными деталями.

ТЕМА 5 Мышление и речь

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции воображения | Сущность мышления как познавательного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.