Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура сознания в психологии




Сознание – это единство всех форм познания и переживаний человека, его отношения к осознанному, к коллективному и индивидуальному социальному опыту. Без него невозможны такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, речь. Левое и правое полушария головного мозга играют различную роль в восприятии и формировании образа. Для правого полушария свойственно чёткое и быстрое опознание, сличение образа с некоторыми уже имеющимися эталонами. Для левого полушария характерен аналитический подход к формированию образа. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Безусловно, оба полушария головного мозга принимают участие в сознательной деятельности человека. Учёные утверждают, что мы можем управлять своим сознанием. При этом выделяется несколько уровней сознания, для того чтобы понять, что же такое сознание.

Мы можем говорить о том, что сознание человека в психологии – это высшая форма отражения действительности, которая свойственна только людям и связана с развитием речевой функции мозга, и управляет фактически всеми процессами, например, такими, как преодоление своей неуверенности, застенчивости.

Основой сознания является знание. Проще говоря, если рассматривать сознание и бессознательное в психологии, сознание – это субъективный образ (воспринимается исключительно через призму нашего восприятия) объективного мира (окружающие нас события, мысли других людей и т.д.). Это - субъективная сторона психики.

Основные положения и функции сознания в психологии:

1. Сознание – высшая форма отражения действительности, связанная с развитием речевой функции, абстрактным мышлением, логическими обобщениями.

2. Основа сознания – знание.

3. Сознание – это функция мозга.

4. Труд, активное познание себя и окружающего мира развивает сознание.

5. Сознание состоит из многих входящих в него компонентов.

На основе сознания происходит формирование поведения человека. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Всем живым существам присущи типы поведения различной степени сложности. Только поведение человека обусловлено наличием сознания. В поведении человека проявляется «Я-концепция» - представление о себе, мире, своем месте в обществе. На ее основе происходит саморегуляция поведения, критические оценки человеком своих действий, нравственные оценки ценностного характера (хорошо – плохо). «Я-концепция» свойственна самосознанию человека и всегда индивидуальна.

В поведении человека значительную роль играют сознательные и бессознательные процессы. Бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, механизмов, знаний, структур, в действии и влиянии которых человек не отдает себе отчета. Данная категория введена З. Фрейдом, первым обратившим внимание на то, что многие действия человека направляются мотивами и комплексами, которых он не осознает. Бессознательное включает в себя сон, мечты, гипнотические состояния, неврозы, произведения искусства.

Наиболее полно и обстоятельно феномен бессознательного изучен К. Юнгом. Он трактовал бессознательное как глубокое хранилище первичных знаний о мире, общечеловеческого и трансперсонального опыта, архетипов, коллективных представлений, ценностей культуры, родовой памяти. В бессознательном коренятся истоки творческих способностей, научных открытий, интуиции. На обнаружении контакта с самим собой и своим бессознательным строится современная психотерапия.

Известно, что в человеке сочетаются биологические и социальные качества. Поведение человека имеет в своей основе генетические корни. Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон ввел в науку понятие наследственности. В сочинении «Наследственность таланта, ее законы и последствия» он обосновал идею генетического происхождения интеллекта человека, заложил основы дифференциальной психологии. Тем самым была открыта новая отрасль психологической науки – психогенетика. Подробнее познакомиться с проблемами психогенетики можно по книге В.В. Рубцова «Основы социально-генетической психологии» (М.- Воронеж, 1996).

Развитие ребенка представляет собой результат взаимодействия врожденных биологических особенностей организма и приобретенных жизненным опытом. Для овладения социальным опытом требуется определенный уровень биологической зрелости. Дети копируют поведение взрослых, в первую очередь родителей, основываясь на механизме подражания. Замечено, что, находясь в окружении взрослых, ребенок быстрее взрослеет, чем в окружении сверстников. К биологическим факторам относятся врожденная способность человека улыбаться. При удивлении ребенок поднимает брови, от страха – зажмуривается.

К социальным (приобретенным) особенностям поведения человека относятся типы поведения мальчиков и девочек. Взрослые нередко говорят сыновьям: «что ты ведешь себя, как девчонка», или дочерям: «веди себя хорошо, ты – девочка». Тип поведения зависит от доминирования в семье матери или отца.

Человек обладает способностью регулировать собственное поведение с помощью механизмов контроля и самоконтроля, самоуправления социальной организацией, в которой он функционирует в качестве субъекта деятельности. Культура поведения человека в обществе зависит от национальных исторических традиций, обычаев, нравственных норм и правил поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.