Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ч то такое экономика. Ее проблемы




Экономика как наука

1. Что такое экономика. Её проблемы.

2. Экономика и другие экономические науки.

3. Содержание дисциплины и задачи по ее изучению.

 

 

Вы одержимы идеей иметь собственный бизнес или сделать хорошую карьеру. У Вас есть прекрасная экономическая задумка. Вы умеете безупречно и эффективно работать. Вы прекрасно налаживаете контакты, у Вас даже есть первоначальный капитал или вы знаете, где можно получить кредит, но не хватает экономических знаний, и Вы слабо владеете экономической терминологией. Поэтому перед курсом «Экономика организации (предприятия)» стоят две задачи:

1) ввести в мир экономических понятий, дать практические навыки самостоятельных экономических расчетов и умение ориентироваться в экономической ситуации в стране;

2) побудить стремление постоянно наращивать свой потенциал экономических знаний, прислушиваясь по образному выражению современного классика менеджмента профессора Мюнхенского технического университета Хорста Вильдеманна «ко всем шорохам окружающего мира».

Было время, когда недостаток образования не был серьезной помехой в бизнесе. Вполне хватало живого ума и железной хватки. Именно эти качества позволили легендарному греку Аристотелю Онассису создать империю стоимостью 10 млрд долларов, вложенных в 20 странах мира в недвижимость, в 1,5 тысячи современных танкеров, туристических лайнеров и грузовых судов, а также в контрольные пакеты акций 87 крупнейших компаний мира. Отец конвейерных форм организации производства Генри Форд и один из богатейших нефтяников мира Гаральдсон Хант не имели высшего образования, но сегодня им нечего было бы делать в сфере большого бизнеса, где доминируют выпускники самых престижных университетов и школ бизнеса. Как показывает западный опыт, самые обнадеживающие перспективы открываются для заканчивающих технические и естественные факультеты, а в последние годы во все большей степени для финансистов, адвокатов, специалистов в области организации и управления производством.

Вузы России ждут вас! И среди них – Тульский государственный университет, в стенах которого с 1992 года читается курс лекций по экономике организаций (предприятий), ставшей основой для написания этой книги.

 

 

Экономика в переводе с греческого (oikos nomos) означает «правила ведения хозяйства». Это наука о хозяйственной деятельности различных экономических систем, способах ее ведения людьми и отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.

В зависимости от уровня экономической системы сформировался ряд направлений в экономической науке:

- экономика семьи;

- экономика организации (предприятия);

- муниципальная экономика;

- региональная экономика;

- национальная экономика;

- мировая экономика.

Возникновение экономики как науки связано с ограниченностью природных, материальных, финансовых и иных ресурсов, а также ограниченностью физического ресурса людей. Именно ограниченность времени, территории, денег, здоровья заставляет людей изыскивать наиболее рациональные варианты производства, распределения и потребления продуктов. Поэтому сегодня под термином «хозяйствование» понимают процесс принятия решений об использовании ограниченных ресурсов в семье, на предприятии, в регионе или в государстве. Помогают в принятии правильных решений экономические знания, которые дает экономическая наука.

Несмотря на большое многообразие конкретных экономических ситуаций, которые требуют поиска рациональных решений и разрешаются с помощью знаний экономики, в каждой ситуации зримо или незримо присутствуют три основных вопроса, которые встают перед товаропроизводителем:

1. Что производить.

2. Как производить.

3. Для кого производить и как произведенное доводить до потребителя.

Эти вопросы получили название «классические проблемы экономики». Рассмотрим их более подробно, понимая, что каждый вопрос имеет несколько ответов, а их сочетание дает комбинацию различных экономических решений для выбора.

1. Содержание первой проблемы проиллюстрируем известным примером американского экономиста, лауреата Нобелевской премии

1970 г., автора учебника «Экономика» Пола Самуэльсона «о пушках и масле». Будучи приверженцем кейнсианского толкования роли государства в экономике, он утверждал, что государству необходимо ставить перед экономикой цели и использовать свою власть для решения проблем, связанных со здравоохранением, образованием и охраной окружающей среды.

Предположим, что у общества есть ограниченный ресурс финансовых средств, который общество может направить на- производство двух видов продуктов: военного (пушек) и гражданского (масла). Варианты расходования ресурса представлены в табл.1.

Таблица 1.

 

  Возможности     Производство
  пушек, тыс. т   масла, млн. фунтов
А    
В    
С    
Д    
Е    
F    

Среди шести представленных ситуаций две крайние:

«А» - ситуация войны, когда все финансовые ресурсы уходят на производство вооружений, При этом общество оказывается на грани самовыживания.

«F» - ситуация идеального мира, когда ни единого рубля, ни

единого доллара или евро государство не тратит на военные расходы, а направляет на развитие национальной экономики. Так, в 1945г. ФРГ и Япония по международным соглашениям как страны агрессоры были лишены права в течение нескольких десятилетий иметь военные бюджеты. И это во многом способствовало им добиться быстрого экономического роста.

Между ситуациями «А» и «F» есть другие, для которых характерно разное соотношение объемов производства пушек и масла,

При этом решение сколько производить тех и других продуктов остается за правительством страны, и это одна из сложнейших проблем по распределению экономических ресурсов. Таким образом, любой товаропроизводитель, имея ограниченные ресурсы, вынужден жертвовать выпуском одних товаров, чтобы расширять производство других.

В примере просматривается тенденция, которая иллюстрирует з а-

к о н у б ы в а ю щ е й д о х о д н о с т и: при ограниченных ресурсах выпуск каждой дополнительной единицы новой продукции требует все больших жертв по свертыванию производства уже производимой продукции. Так, в примере о пушках и масле, если производить 5000 пушек, это обойдется сокращением производства масла на 1 млн, фунтов. Жертва второго миллиона фунтов масла дает прирост производства пушек только в четыре тысячи единиц, жертва третьего миллиона фунтов масла - еще меньший прирост в три тысячи единиц.

Рассмотренную зависимость следует обязательно учитывать при проработке любых идей предпринимательства, касаются ли они производства продукции, либо обслуживания клиентов в оздоровительных центрах, либо прокладки новых дорог. Представьте себе, например, ограниченную площадь магазина, большое количество

видов товаров, которые надо разместить так, чтобы их увидел и захотел купить покупатель, рассчитайте свои расходы в создание первоначального интерьера и расходы в его модернизацию в перспективе при увеличении количества видов продаваемых товаров. Расходы будут значительно больше, чем первоначальные. И это во многом влияет на необходимость распродаж залежавшегося товара.

Следует, однако, иметь в виду, что закон убывающей доходности «работает» при конкретном размере ресурса, когда изменяются только некоторые факторы производства (например, количество видов выпускаемой продукции). Как только происходит изменение объема ресурса, увеличивается и размер дохода, получаемого от использования этого ресурса.

Поиск решения первой проблемы экономики во многом определяется запросами потребителя, каковыми могут быть человек, организация или общество в целом. И каждое решение будет отличаться уровнем расходов, дохода и риска его получения.

2. Для иллюстрации второй проблемы экономики менеджеру или экономисту необходимо рассмотреть все предлагаемые варианты

производства товара и выбрать наилучший по установленным экономическим критериям. Например, основание настольной лампы можно изготовить из различных материалов, используя различные технологии: литье металла, обточку деревянной заготовки, литье пластмассы под давлением, ковку металла, обточку металлической заготовки и т.п. Каждый из этих вариантов характеризуется различным уровнем единовременных и текущих затрат. При одинаковой цене продажи лампы выбор способа технологии и материала будет осуществляться по минимуму совокупных расходов. Поэтому вторая проблема экономики - выбор ресурсов и технологий производства товаров.

Как это не парадоксально звучит, доход можно увеличивать и сокращая потребление ресурса, правда для этого придется использовать другую технологию, другое оборудование, а, может быть, и другой ресурс. И каждый раз с помощью экономических показателей Вам придется оценивать выгоду или проигрыш от принимаемого решения. А в условиях конкуренции использовать наиболее эффективные методы производства товара.

3. И, наконец, третья проблема экономики - кому и как распределять производимые товары. Ответ на этот вопрос зависит от системы, в которой Вы, как товаропроизводитель, работаете.

В мировой экономике сложились две принципиально разные системы распределения благ: плановая и рыночная. Исторически более ранняя - плановая (централизованная, командная) свой отсчет ведет с тех времен, когда внутри племени и рода происходило распределение выращенного урожая, добытого мяса и других ресурсов. Сохраняется в настоящее время в семье, а также в государстве через систему государственных и муниципальных заказов. В развитых странах мира она используется при производстве тех видов товаров, которые находятся под «присмотром государства»: отдельных лекарственных препаратов, вооружений, детского питания, подготовки на бюджетной основе специалистов в высших учебных заведениях и т.п. (государственный заказ), приготовлении школьных завтраков или организации пассажирских перевозок в городах (муниципальный заказ).

Государство в лице правительства или муниципальная власть выставляет на конкурс перед товаропрозводителями заказ на изготовление определенной продукции или оказание определенных услуг в определенном количестве для конкретных потребителей. Поэтому у товаропроизводителя не возникает проблем с поиском покупателей, т.к. вопросы: что, сколько и для кого производить решают органы государственной или муниципальной власти. Его задача – производство конкурентоспособного товара для победы на конкурсе с целью получения предлагаемого заказа.

Рыночная экономика – более молодая. В ней каждый производитель на свой страх и риск выходит со своим товаром на свободный рынок в поисках покупателя. На этот же рынок устремляются и покупатели для удовлетворения собственных потребностей. Встреча продавца и покупателя и обмен благами происходит при согласовании обоюдных интересов. При этом отсутствие централизованного руководства не приводит к хаосу и анархии, потоки товаров и финансовых средств сами направляются друг к другу.

Впервые эту закономерность обнаружил известный английский экономист Адам Смит, чья работа «Исследования о природе и причинах богатства народов», появившаяся в 1776 г. и имевшая большой успех, положила начало разработке теории рыночной экономики. Адам Смит сформулировал основной принцип функционирования рынка, назвав его принципом «невидимой руки». В соответствии с ним каждый товаропроизводитель, выходящий со своим товаром на рынок и преследующий лишь собственные эгоистические интересы, как бы направляется чьей-то невидимой рукой к покупателю в интересах достижения наибольшего блага для всех. Движет этой невидимой рукой особый механизм, основным элементом которого являются цены.

Для функционирования механизма цен необходимо соблюдение двух условий:

а) свободная конкуренция, когда нет монопольного давления на установление цены со стороны производителей-монополистов;

б) стимулирующая политика государства для развития конкуренции, в том числе для поддержки предпринимательства, создающего массу субъектов рынка и являющегося отцом многих идей научно-технического прогресса.

Начало антимонопольной политике и переход к рыночной экономике в СССР в конце 80-х годов ХХ века было положено выходом в свет ряда постановлений Правительства (овета Министров) СССР: «О мерах по демонополизации народного хозяйства СССР» (№835 от 16 августа 1990 г.) и «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (№ 790 от 8 августа 1990 г.). Они ввели понятие предприятий-монополистов, производящих более 70 % общего объема продукии или занимающих более 70 % союзного, республиканского или регионального рынка своей продукцией (сегодня – более 35 %). Для них был установлен ряд ограничений в деятельности и формировании цен на производимые товары и предоставлены льготы нарождающимся малым предприятиям, формирующим среду для свободной конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.