Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет актуальных потребностей детей разного возраста

Потребности ребенка (ученика, студента) не разделяются на хорошие и плохие, они лишь обеспечивают выживание личности и ее адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.

Непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. Способами реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения являются: воздействие на эмоционально-познавательную сферу воспитанника (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).

Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом. Смысл позитивного восприятия учащегося заключается в том, чтобы понять и воспринять его внутренний мир, выявить, раскрыть и дать проявиться природным задаткам, верить в его силы и возможности. При этом следует относиться к недостаткам ребенка как к его достоинствам, которым еще не найдено применение. В этой связи применяются:

1. Психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье;

2. Создание в воспитательном процессе ситуации «проживания», что предполагает использование педагогом знаний жизненного опыта воспитанника;

3. Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. (Под насилием понимаются методы воздействия, которые заставляют воспитанника совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, что сдерживает развитие сил и потенциала ученика, приводит к отставанию в физическом и нравственном развитии). Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением воспитанника, в признании его прав как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, свой путь к истине. Реализация идеи ненасилия включает следующие этические приемы общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию, подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему собственные поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. При этом система поддержки и помощи является основой реализации гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие:

1. Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что в организации воспитания следует идти от личности ребенка, учитывать его интересы, потребности, мотивы, возможности.

2. Доверять ребенку (учащемуся, студенту) через создание в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия.

3. Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, организатора воспитательного процесса. При этом строго соблюдать социальные и моральные правила воспитанника, быть снисходительным к нему, учитывать его возраст и небогатый жизненный опыт, половые различия учащихся, помогать избавиться воспитаннику от комплексов.

4. Поддерживать воспитанника в сложных жизненных ситуациях, что у творческих педагогов проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на ученика, предлагают ему необходимую «опору», дают ему право на свободный выбор; основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника.

Воспитывающие ситуации – один из эффективных методов воспитания без принуждения и насилия, который материализует творчество и свободу всех участников процесса воспитания. Воспитывающие ситуации в воспитательной практике имеют разную направленность: авансирование доверия, творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение, товарищеское доверие и т.д. Технологичность их заключается в том, что педагог целенаправленно создает эти воспитывающие ситуации и включает в них учащихся для коррекции поведения в коллективе.

Игра, игровая деятельность – важные формы гуманистической технологии. Творческое начало личности наиболее полно реализуется в игре и игровой деятельности. В их процессе ребенок осваивает социальные роли, приобретает сообразительность, сноровку, смекалку, развивает фантазию. Игра может выступать:

1) средством, методом, формой деятельности детей и подростков;

2) тренингом в формировании у воспитанников норм поведения; навыков выполнения правил, условий, ограничений в действиях; в осуществлении выбора и др.

3) условием самореализации и достижения высших показателей в развитии ребенка, которые в ближайшей перспективе становятся его нормой.

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ*.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания – самовоспитание.

Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.

– Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

– Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.

– Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера...

– Воспитательная система Международного детского центра «Артек»

– Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова).

– Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

– Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.

– Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

 

Литература

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006.

2. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе: пособие для директоров школ, учителей, кл. руководителей / К.В. Гавриловец. – Минск: Полымя, 2000.

3. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003.

4. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л.И. Маленкова. –М: Педагогическое общество России, 2002.

5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса | Тема 20. Внешняя политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.