Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая монополия

Виды конкурентной борьбы

Экономисты различают 4 существенно отличающихся друг от друга вида конкурентной борьбы (модели рынка)

1. Чистая конкуренция (совершенная)

2. Чистая монополия

3. Монополистическая конкуренция (несовершенная)

4. Олигополия

Все виды конкуренции будем рассматривать на основании существенных критериев:

1. Число фирм

2. Тип выпускаемого продукта

3. Контроль над ценой

4. Условия вступления в отрасль

5. Неценовая конкуренция

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ:

Характерна для с/х продукции, фондовой, валютной биржи

1. Число независимых фирм очень велико, поэтому объединение фирм практически не возможно, все действуют разобщено

2. Продукция однородна, больших различий в уровне качества нет

3. Каждая фирма производит столь небольшую часть общего объема производства, что возможен лишь очень незначительный контроль над ценой. Цена складывается стихийно.

4. Для вступления или выхода из отрасли нет никаких организационных, правовых, финансовых или технологических ограничений.

5. Наличие рекламы товара, особое оформление, качество, надежность, дополнительные послепродажные слуги, гарантия.

Отсутствует неценовая конкуренция в условиях совершенной конкуренции.

 

Характерна для Метрополитена, энергетического, военного комплекса, единственное торговое предприятие в отдельном городе.

  1. Количество производителей на рынке один
  2. Продукт не имеет аналогов, заменителей, он уникален.
  3. Контроль над ценой абсолютный.
  4. Практически вступить невозможно, вступление блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими барьерами.
  5. Неценовая конкуренция отсутствует

Можно выделить 2 основных вида монополии:

· Естественную

· Искусственную

Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам (автомобильная, газовая, аллюминивая) где экономически оправдано крупное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, следовательно более низкие цены на товары. Также возникает там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (метрополитен, водоснабжение) естественная монополия так же возникает при добыче редких ископаемых, при производстве редких сортов вина, кофе, чая, табака.

Искусственная монополия – специально созданная монополия, путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверх прибыли отдельные компании укрупняют свое производство, поглащают конкурентов или объединяются в монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а а владеть рынком совместно.

Исторически сложились 3 основные формы союза:

  1. Картель - предполагает, что его участники договариваются о разделе рынков, о производственных квотах (кто и сколько производит)об уровне цен.
  2. Синдикат – страны, входящие в этот союз договариваются о совместном сбыте продукции и закупках сырья в определенных количествах и по определенным ценам.
  3. Трест – входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением (аэрофлот)

Среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны.

Концерн – главная форма современных хозяйственных объединений. Концерн представляет собой крупный, многоотраслевой (деверсифицированный) экономический комплекс, в который входят промышленный, торговый, банковский и другие предприятия, часто разбросанные по всему миру. Часто объединения таких разных предприятий обеспечивает холдинг.

Холдинг – головная компания сосредоточившая у себя акции участников концерна и поэтому имеющая возможность влиять на их деятельность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА № 2. Бюджет: сущность и принципы функционирования | Тема 2.1. Особенности эпохи Возрождения. Возрождение в Англии. Английский театр эпохи Возрождения. Предшественники, современники и продолжатели Шекспира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.