Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы стресса

Эмоциональное состояние.

Приёмы, облегчающие работу кратковременной памяти.

Повторение – первое через 10-15 минут

-второе- через8-10 часов

- третье через 24 часа.

 

Одно из важнейших условий запоминания – это мотив заво

 

Темп введения новой информации – чтобы не происходило наложения и искажения

- продуктивность памяти наилучшая с 8 до 12, после обеда снижается и вновь возрастает через 2 часа.

- дозирование нового материала, с соотнесением старого материала.

 

Процедура способствующая ускорению чтения и улучшению запоминания. Техники чтения.


 

 

 

Психические состояния, или те, чувства которые человек переживает.

Под чувствами в психологии понимаются переживания и внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, в процессе деятельности.

С переживаниями связаны не только эмоциональные состояния, но и психические процессы.

Переживания – как особая эмоциональная деятельность, направленная на внутр перестройку личности, с целью обретения эмоционального равновесия, являющаяся наиболее продуктивным состоянием.

 

Формы

-эмоции, аффекты, настроения, страсти, стрессовые состояния, чувства.

Всё это эмоциональная сфера личности.

Т.к жизнь связана с удовлетворением потребностей, чувства выделяют наиболее актуальное. И служат показателем удовлетворения потребностей – отсюда положительные, и отрицательные.

 

Формы переживаний чувств

 

Эмоции – душевные волнения, движения. Не само чувсов, а состояние восхищения, наслаждения при слушании музыки

-эмоции – сценические – побуждающие к автиности, действию, напряжению сил

-асценические – пассивность, расслабленность и созерцательность

 

Аффекты – чувства – изменяющие сознание человека, потеря самоконтроля, самообладания, не отдаёт отче

В сост аффекта человек расходует огромное кол-во энергии – ужас, восторг, ярость – длиться не более 20 минут.

 

Настроение – фоновое эмоциональное состояние – длиться достаточно долго.

-радость, печаль, бодрость, возбуждение, подавленность, добродушие, раздражительность

- своего обычн настроения человек сам не замечает

- источником настроения – явл – удовлетвор и неудовлетвор потребностей,

 

Стрессовые состояния – давление, напряжение.

-возникает в ситуации угрозы, страха, опасности, обиды, стыда.

- при сильном стрессе – дезорганизация поведения, беспорядочная активность или наоборот пассивность.

- незначительный стресс активизирует человека и мобилизует.

 

-1этап –реакция – физиологические изменения в организме, кот готов организма к встрече со стрессовой ситуации. Чувства беспокойства и настороженности

-2 фаза – сопротивления – внешне организм в норме, но продолжается расход психических ресурсов

- 3 фаза – истощения – резервы быстро и катастрофические уменьшаются

-нервный срыв., физические изменения.

 

Не всякий стресс вреден для человека – необходимо поддерживать необходимый для себя уровень стресса

Различное отношение людей к стрессу – устойчивое, или поиск опасностей, в обстоятельствах которых они могут максимально проявить свои способности по преодолению стресса. Наиболее эффективны в этом состоянии. Жизнь в этом состоянии для них – как награда.

 

Понятие дистресса – стресс отрицательно влияющий на адаптивные возможности человека.

Состояния страха, угрозы, испытания – некоторым трудно преодолевать.

 

Фрустрация – обман. Психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не получившей своего удовлетворения.

-сопровождается отрицательными переживаниями – разочарование, тревога, раздражение

- в ситуации конфликта – когда удовлетворении жизненно важной потребности наталкивается на непреодолимое препят

- высокий уровень приводит к дезорганизации деятельности и снижению эффективности

- обусловлено как внешне, так и особенностями личности

- частые фрустрации ведут в формированию отрицат черт

 

Основные эмоциональные состояния. Положительных и отрицательных(больше, т.к позволили человеку сохраниться и выжить как виду). Хотя больше запоминается положительные.

-интерес – мотивация к обучению.

-радость – связано с возможностью достаточно полного удовлетворения жизненно важной потребности

- удивление – может быть и положительно и отрицательной. Может перейти в интерес. Тормозип проявление всех предыдущих эмоций, направляет внимание субъекта на объект.

- страдание – в форме стресса протекает. Связано с получением информации о невозможности удовлетворения какой то жизненно важной потребности

- гнев – протекает в форме аффекта. Возникает при внезапно возникшем препятствии. Протекает в стенической форме.

- отвращение – вызывается объектами или субъектами, обстоятельтсвами – соприкосновение с которыми вступают в резкое противоречие с нравстенн, эстетическ

- презрение – в межличностных отношениях, вызыв разсогласование жизненных позиций

- страх – проявл в возможности принести ущерб, как реальная так и воображаемая

- стыд – насоотвествие ососзнание собственных поступков, помыслов, внешности ожиланиям окружающих

 

 

Сущ градации степени выраженности – застенчивость, смужщения, стыда,

Амбивалентность чувтс – совмещение чувтсв –любовь и ненависть

 

Понятия -

Индивид

Личность

Индивидуальность.

 

Индивид – уже малденец человека, воплощение родовой принадлежности человека(в отлич от детёныша обезьяны – особь). Как минимум потенциальный человек

 

Личность – социальные качества человека. Включаясь в систему общественных отношений индивид и формируется как личность

- системные социальные качества, приобретаемые индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие качественный уровень представленности индивида.

-субъект социальных отношений.

- развитие в игре, обучении, др вид деятельности

- эти связи отношений вне его, в его социальном бытии, в этом виде – они безличны и объективны

- и связи внутри его – субъективны.

- единство но не тождественность понятий индивид и личность- не могут существовать одно без другого.

 

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей

- проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, интересах, особенности позновательных процессов, его способностях, индивидуальном стиле деятельности.

- неповторима.

3 осн фактораформир – социальн среда

- собственн жизнен опыт

 

 

Структура личности.

Темперамент – врождённая способность, формир на основе свойств нервной системы, меняетс в течен жизни незначит.

- связан с динамическими проявлениями психики, индивидуальном своеобразием и природной обусловленностью

- различия в общей активности индивида, моторике(динамика движен), эмоциональность

- измеряются по интенсивности и скорости протекания

- типы темперамента –в основе- типы высшей нервной деятельности –Павлов-

-процессы возбуждения и торможения- свойства – сила процессов

- уравновешенность

- подвижность (скорость перехода из одного в другое). Ригидность- долго в одном состоянии.

По Гиппократу

– сангвиник – смльн нервн система, процессы возбужден и торможен уравновешены, подвижный тип. Наиб распростр тип в популяции людей

-флегматик – сильный, уравновешенный тип, обладающий замедлен скор перехода

- холерик – сильн тип нервн сист, неуровновешен(долго в одном состоянии), преобладают процессы возбуждения

-меланхолик – слабый тип нервн сист.

 

 

Характер (чеканка в пер с греческого, примета)- не врождённое свойство. Особенности приобретаемые живя в человеческом обществе. Это прижизненное приобретение личности, вкл в сист общественных отношений, совместную деятельность

- совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в общении, определяя типичные для идивида способы поведения.

- к индивид особенн харрактер чел относят – волевые кач-ва(боязливость, решительность), чувства (жизнерадостность, угнетённость), ум(легкомыслие, вдумчивость).

- комплексные проявления – щедрость, подозрительность…

- формирование характера происходит под влияние – в условиях включения личности в различные социальные группы – прежде всего семья (зачастую противоречивость характера- различн отношения), друзья, коллективы,

- знание характера человека можно предвидеть поведение его в различных жизненных ситуаций

- результат не только воспитания и влияния окружающих, но и результат самовоспитания, самоутверждения.

- бытовые условия жизни.

- посеешь поступок- пожнёшь привычку – характер-судьбу.

- влияние темпераментных качеств на формирование харрактера.

 

Способности – не только врождённое качества человека, поскольку в основе способностей лежат задатки.

- способен тот, кто меньше тратит времени на выполнение задачи в одинаковых условиях

- развитие способностей – задатки, интерес, позитивное отношение к той деятельности, выполняя которое эти способности и развиваются.

- психологические особенности человека, от которых зависит успешное овладение соответствующими

- зависит от факторов – помощь и воспитание в семье, школа(взаимоотношение в учителями), коллектива

- способность это всего лишь возможность, но ещё не гарантия успешности деятельность

- обнаруживается в динамике овладения навыками и знаниями, прочности усвоения

- качественные характеристики способностей – то к чему существуют способности.

- количественные – в какой мере, насколько легко и быстро, насколько основательно человек овладевает

- для практических целей – оценка способностей – в обучении, при профориентации. – практика тестирования.

- тесты умственной одарённости (коофицииент интеллекта – IQ) – умственный возраст/ фактический возраст *100

- далеко не всегда соответствует творческим способностям, творческий потенциал

-

-затаки многозначны – на основе одних и тех хе задатков –развиваются разные способности

- для развития спсобностей – из внешней деятельности во внутреннюю – т.е надо ходить на лекции

 

 

Направленность -


 

Механизм оценивания –

Формы управления поведения личности

Динамика изменения оценок. Поэтому любого человека мы воспринимаем в контексте совокупности его референтных групп – групп в которые он входит, в которые он оценивает как положительные.

Общественную сущность

 

Самооценка и уровень притязания личности

-тесно связаны

Уровень прит- желемый уровень самооценки личности, или уровень для опыта

- проявляется в степени трудности цели, кот личность ставит перед собой

-в норме здесь имеет место конфликт тенденций

-чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, человек должен повышать уровень своих притязаний

-или снижать чтобы избежать неудач, и тем самым сохранить сою саомоценку.

-отсюда – выбор – между чересчур трудными и чересчут лёгкими.

 

Механизм психологической самозащиты. Самозащита личности. Дискомфорт стресса –

-например – механизм вытеснения – клин- клином

-привести своё состояние в норму.

 

Самосознание личности через механизм самооценки – регистрирует уровень личности

Самоуважение личности(себялюбие) = успех(реальные достижения)/ уровень притязаний

Снижение уровня притязаний – пассивная психологическая защита

Ещё один механизм психологической защиты – агрессия

- как реакция на барьер на пути к цели, кот человек не может преодолеть. Испытывая негативн эмоции связан с фрустрацией.

- может принять форму как прямого нападения, грубости, враждебности, самоагрессии

 

В норме человек относиться

Чтобы человек испытывал к себе не агрессию,

Любить себя - Оптимальное самочуствие и оптимальный механизм взаимодействия с окружающими.

 

Я и механизм психологической защиты.

Механизм психологической защиты приходят когда человек не способен эффективно контролировать жизненную ситуацию, как бессознательная компенсация этой неспособности, ослабляя переживания от стресса.

С их помощью можно удовлетворить потребности иногда реально, но чаще воображаемо и оторвано от реальности, путём отрицания или искажения действительности, или отрицания тех представлений или побуждений которыйе пораждают тревогу.

 

Чаще всего люди используют механизм подавления – вытеснение желания или конфликтной ситуации в область подсознательного из сознания. Речь идёт об активном забывании переживания. При том что само переживание сохраняет свой потенциал, кот сохран в форме подавленных побуждений. В некоторых случаях может вырваться наружу и проявляются видимо. Насколько механизм подавления эффективен –индивидуально.

 

Другой механизм защиты – реактивное обучении – принятие человеком чувств и поступков противоположных тем, что были им вытеснены. С целью более сильного подавления этих чувств.

Этот механизм лежит в основе многих черт характера – напр – чрезмерная мягкость и сострадательность в основе может иметь совершенно противоположен.

 

Отрицание и отвержение – бессознательный отказ допустить существование определенных факторов, или трансформирование реальности с целью приспособить их к своему поведению (напр избегать разговоров о своей неизлечимой болезни)

 

Механизм вытеснения – замена недостигнутого или недостижимого другой – вполне реальной и вполне достижимой целью. (пнуть собаку поссорившись с начальником).

 

Механизм сублимации – разновидность вытеснения. Заключается в том, что человек начинет ориентировать своё поведение на достижение более значимой и более достижимой цели, кот оказалась недостижимой. Но достижение новой цели вполне может ему принести вполне реальное удовлетворение.

 

Механизм проекции – вид психологичекой защиты – наделен других людей, собственными чувствами недопустимыми с точки зрения сверх Я личности. (нпр почему ты меня не любишь, хотя сам не любит но не может сознаться

 

Мех рационализации – поиск удобных причин, для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок, или для убедительного обоснования своего неприемлемого поведения Лиса и виноград – не вкусен)

 

У каждого человека складывается свой привычный способ.

Прибегает к психологической защите как к крайнему средству – затраты энергетические значительные, а удовлетворение иллюзорное. Может лишь не надолго ослабить переживание. При частом прибегании – может привести к неадекватному поведению (напр развитие невроза)

В норме переживания, стрессы надо преодолевать –выход должен быть – поплакать. Негативные эмоции

-адекватно отреагировать, снять напряжение, переживание – физическая нагрузка, разбить бутылку.

- наиб оптимально – физ. Нагрузка, драм театр, танцы…

Способы психологической разрядки – не всегда приемлемые для общества- рисунки, слова неприличн…

 

 

Формирование личности.

Как общество участвует в формировании личности, через какие механизмы.

 

Понятие- Социализация, поскольку в ходе именно социализации формируется личность

Человек существо социальное. Опыт социального взаимодействия ещё до того как научиться говорить.

Общаясь с др людьми человек приобретает социальный опыт. Субъективно усваивается.

Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Как процесс связан с общением и совместной деятельностью.

Из одних и тех же ситуаций – различный социальный опыт.

Индивидуализация – противоположный процесс но взаимосвязанный.

Социальные институты – семья, школа, различн организации и неформальн объединения.

Семья – важнейший институт социализации.

Характер – регулируемый, т.е. целенаправленный. Напр – воспитание-процесс целенаправлен и управляемый.

- нерегулируемый, стихийный.

 

Социализация – первичная. Связанна с формированием обобщённого образа действительности.

- вторичная. Связана с разделением труда и соответствующим ему разделением знания. Речь идёт о социальном распределении знания в обществе.

По Ананьеву социализация протекает в двух направлениях- одно –становление человека, как личности, и другое – как субъекта деятельности.

 

Конечным результат социализации является образование индивидуальности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кратковременная память | О развитии личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.