Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды фирм по типам внутренней структуры управления




Каждый тип внутренней структуры управления формируется на основе базисных U- и М-форм при разной комбинации трансакционных издержек и издержек контроля и отражает поиск оптимального соотношения этих издержек, исходя из имеющейся технологии, особенностей рынка, стадии развития самой фирмы и других критериев. Выделяют следующие основные формы управления [3]:

1. Линейная форма. Она представляет собой последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта. Такая форма характерна для однопродуктового и однозаводского производства, так как она позволяет минимизировать издержки контроля только в условиях последовательного управления всеми стадиями производственного процесса. Линейная форма встречается в отраслях с простым производственным циклом (типа конвейера), которые производят однородный продукт (табак, муку, стекло, кожевенные изделия).

2. Функциональная форма. При ней производственный процесс делится по отдельным функциям (закупка сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление. Эта форма позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции. Поэтому она характерна для фирм с мелко- и среднесерийным производством, выпускающих небольшой товарный набор.

Из-за жёсткого контроля данная форма не позволяет использовать положительный эффект масштаба в производстве и сбыте и положительный эффект разнообразия, что ограничивает ее использование при массовом производстве.

3. Штабная (линейно-функциональная) форма. Внутри фирмы осуществляется одновременное управление по функциям производственного процесса и по продуктам при формировании особого органа управления – штаба. Штаб централизованно регулирует как стадии производственного процесса, так и производство отдельных видов продуктов, что позволяет фирме более гибко реагировать на изменения спроса, и на изменения производства. Штабная форма ведет к сокращению издержек контроля, что позволяет реализовать положительный эффект разнообразия за счет усиления централизации внутренней структуры.

Жесткость управления ограничивает возможности использования эффекта масштаба и в производстве, и в сбыте. Поэтому такая форма характерна для средних многопродуктовых фирм, действующих преимущественно на рынках потребительских товаров и продуктов питания. Многие оптовые и посреднические фирмы сравнительно небольшого размера также выбирают эту форму.

4. Многодивизиональная (матричная) форма. При матричной форме в организации фирмы выделяют продуктовые подразделения
в отдельные управленческие объекты. Принцип одновременного управления по продукту и по стадии производства сохраняется с углублением самостоятельности продуктовых отделений. Продуктовые подразделения принимают самостоятельные решения относительно уровня качества товара, места сбыта, услуг, предоставляемых потребителю в процессе сбыта и после него. Это позволяет использовать положительный эффект масштаба. За центральным руководством остается решение всех финансовых и стратегических вопросов поведения как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений.

Матричная форма способствует сокращению трансакционных издержек, но издержки по контролю нарастают по мере увеличения фирмы. В настоящее время она остается доминирующей в странах среднего уровня развития, а также в России. Недостатком формы является малая гибкость при неустойчивом спросе. Данная форма характерна для крупных фирм типа концерна.

5. Самостоятельные центры прибыли. При данной форме организации производственная, сбытовая, исследовательская и маркетинговая деятельность осуществляется самостоятельно отдельными подразделениями фирмы с целью более быстрого и адекватного реагирования на непредсказуемые изменения спроса и технологические нововведения. Регулирование деятельности подразделений осуществляется центром через финансовые показатели их деятельности (установление целевой нормы прибыли, нормативных объемов продаж и т.д.). Каждый центр прибыли может быть как многопродуктовым, так и многофункциональным. Общее стратегическое руководство (общая политика фирмы в экономической системе, ее экспансия на зарубежных рынках и основные способы вытеснения или сотрудничества с конкурентами) также остается за головным управлением фирмы. Оно предупреждает случаи конкуренции между подразделениями, излишнего дублирования исследовательских работ, способствует распространению внутри подразделений наиболее эффективных методов сбыта, производства, управления. Подразделения, обладая самостоятельным и свободным выходом на рынок, в меньшей степени оказываются подверженными рыночной стихии, чем отдельные фирмы, что укрепляет положение всей фирмы на рынке.

6. Холдинг. Особая форма организации, при которой контроль за деятельностью относительно самостоятельных фирм осуществляется благодаря владению пакетами их акций. Холдинг позволяет формировать производственную и маркетинговую стратегию, воздействовать на рынок совместными усилиями фирм (участников холдинга). Данная форма характерна для крупных фирм-конгломе-

Таблица 4.5

Крупнейшие ФПГ России*

Финансово- промышленная группа Количество предприя­тий в структуре Количество занятых, чел. Финансово-кре­дит­ные учреждения в структуре Направления деятельности по отраслям
«Уральские заводы» (Ижевск)   46 000 Два банка, страховая компания, инвестиционный фонд телекоммуникации, медицинское оборудование, стройматериалы, оборудование для сельского хозяйства, оборудование для топливно-энергетического комплекса
«Русхим» (Москва)   86 000 банк, страховая компания Химическая продукция, аграрный сектор, пищевая и легкая промышленность, машиностроение
«Приморье» (Владивосток)   19 700 Два банка, страховая компания строительство, стройматериалы, добыча руды мелиорация, переработка древесины, аграрный сектор
«Нижегородские автомобили» (Нижний Новгород)   241 200 Четыре банка, три страховые компании Производство грузовых и легковых автомобилей, дизельных и бензиновых двигателей, прицепов, транспортеров, резинотехнических изделий, изделий из стекла
«Интеррос» (Москва)   306 000 Два банка, пенсионный фонд Производство химических удобрений, алюминий, медь, никель, продовольственные товары, экспортные операции

* Государственный реестр финансово-промышленных групп.


ратов. Холдинги преобладают в странах и отраслях с сильным влиянием финансового капитала, поскольку холдинговая группа, как правило, объединяется вокруг банка или финансовой компании.
В современной России зарождение холдингов связывают с деятельностью финансово-промышленных групп – объединений крупных предприятий отрасли с крупными банковскими и финансовыми фирмами с единым совместным руководством и единой политикой на рынке. В табл. 4.5 приведены крупнейшие финансово-промышлен­ные группы России с мониторингом основных направлений деятельности на отраслевых рынках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.