Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок как основная форма обучения. Типы уроков, их структурные элементы

Особенности и признаки классно-урочной системы обучения

 

 

Классно-урочная система обучения – высшая форма группового обучения. Я. А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят.

- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

- каждый урок посвящен только одному предмету;

- постоянное место и продолжительность занятий;

- стабильное расписание занятий.

Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества:

- усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;

- возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;

- облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;

- присутствует строгая организационная структура;

- экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

- создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;

- воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуальной работы с отдельным учащимся.

Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:

- необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);

- ориентация на «среднего» ученика;

- невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;

- затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.

При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.

Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе.

В конце XVIII — начале XIX столетия с ростом капиталистического производства ощущалась потребность в массовом обучении. Шел поиск новых форм обучения, которые позволяли бы одному учителю учить большое количество людей. В результате возникли такие системы обучения, как Белл-Ланкастерская система обучения, Дальтон-план, бригадно-лабораторная система, план Трампа, Маннгеймская система, Батовская система и др.

 

 

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Общие требования к современному уроку:

- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; использование новейших достижений науки, передового педагогического опыта;

- реализация на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил;

- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

- установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;

- связь с ранее изученными знаниями и сформированными умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;

- мотивация и активизация развития всех сфер личности;

- логичность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

- эффективность использования педагогических средств;

- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

- формирование практически необходимых знаний, навыков, умений, рациональных приемов мышления и деятельности;

- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;

- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку концентрируются в обучающих (дидактических), воспитательных, развивающих целях (задачах).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные организационные формы обучения, их характеристика | Типы и структура уроков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.