Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды государственных органов

Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, горо­да федерального значения, автономная область и автономные округа. Все субъекты равноправны. Однако это равноправие является только провозглашенным, так как не подтвержда­ется дальнейшим конституционным регулированием и поли­тической практикой.

Республики, по сравнению с другими субъектами РФ, имеют привилегированное положение. Статья 5 Конституции РФ называет республики государствами, предоставляет им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Уставы краев, областей, горо­дов федерального значения автономной области и автоном­ных округов принимаются законодательными органами. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено, т. е. они могут быть при­няты и на референдуме республики. Согласно ст. 68 Конституции РФ республики вправе уста­навливать свои государственные языки. К элементам конституционно-правового статуса республики также относят: наличие республиканского законодательства; самостоятель­ную систему органов государственной власти; территорию, границы которой невозможно изменить без согласия респуб­лики; официальные государственные символы.

К элементам конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения, автономной облас­ти, автономного округа относят: наличие устава и законо­дательства, самостоятельно устанавливаемой в соответствии с общими принципами РФ системы органов государственной власти, территорию, которая не может быть изменена без со­гласия субъекта.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столи­цей Российской Федерации. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных орга­нов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федераль­ного бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и ино­странных государств услуги.

Особенностью конституционно-правового статуса авто­номных образований в составе РФ является то, что Конститу­ция допускает принятие федерального закона об автономной области, автономном округе. Этот закон может быть иниции­рован (представлен) только законодательным органом субъ­екта. Существенной особенностью также является то, что автономии (кроме Еврейской автономной области и Чукот­ского автономного округа) входят в состав края или области. Например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.

Разграничение предметов ведения между Российской Фе­дерацией и ее субъектами – это разделение круга вопросов, которые решает государство (круг государ­ственных функций), на вопросы, по которым решения вправе принимать только на уровне федерации; вопросы, по которым решения принимаются федерацией и субъектами совместно, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты федерации самостоятельно.

К исключительному ведению Российской Федерации от­носится:

  1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
  2. федеративное устройство и территория Российской Фе­дерации;

3. регулирование и защита прав и свобод человека и граж­данина; гражданство в Российской Федерации; регулирова­ние и защита прав национальных меньшинств;

4. установление системы федеральных органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти, порядка их ор­ганизации и деятельности;

5. формирование федеральных органов государственной власти;

6. федеральная государственная собственность;

7. установление основ федеральной политики и федераль­ные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской федерации;

8. установление правовых основ единого рынка; финансовое валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономи­ческие службы;

9. федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; фе­деральные фонды регионального развития;

10. федеральные энергетические системы, ядерная энерге­тика; федеральные транспорт, связь, пути сообщения; дея­тельность в космосе;

11. внешняя политика и международные отношения; вопро­сы войны и мира;

12. внешнеэкономические отношения Российской Феде­рации;

13. оборона и безопасность; производство ядовитых, нарко­тических средств;

14. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства;

15. судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амни­стия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

16. федеральное коллизионное право;

17. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метри­ческая система и исчисление времени; геодезия и картогра­фия; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

18. государственные награды и почетные звания РФ;

19. федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:

1. обеспечение соответствия конституций и законов респуб­лик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным законам;

2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погра­ничных зон;

3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4. разграничение государственной собственности;

5. природопользование; охрана окружающей среды и обес­печение экологической безопасности; особо охраняемые при­родные территории; охрана памятников истории и культуры;

6. общие вопросы воспитания, образования, здравоохране­ния; защита семьи, материнства, отцовства и детства; соци­альная защита, социальное обеспечение;

7. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихий­ными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

8. установление общих принципов налогообложения и сбо­ров в Российской Федерации;

9. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное за­конодательство, законодательство о недрах, об охране окру­жающей среды;

10. кадры судебных и правоохранительных органов; адво­катура, нотариат;

11. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

12. установление общих принципов организации системы ор­ганов государственной власти и местного самоуправления;

13. координация межгосударственных и внешнеэкономиче­ских связей субъектов РФ, выполнение международных до­говоров.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять соб­ственное правовое регулирование, включая принятие зако­нов и иных нормативно-правовых актов.


Тема 8. Система государственных органов в Российской Федерации

1. Понятие и виды государственных органов

2. Конституционный статус Президента Российской Федерации

3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ

4. Законодательный процесс

5. Система федеральной исполнительной власти

6. Судебная система Российской Федерации

7. Организация местного самоуправления

Деятельность любого государства реализуется через систему его государ­ственных органов. Государственный орган — это обособленная часть поли­тического общества, предназначенная для осуществления строго определенных законом функций и наделенная необ­ходимыми для этого полномочиями и юридической ответст­венностью.

Органы государственной власти классифицируются по следующим признакам:

1. По способу формирования – избираемые и назначае­мые; избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок; назначаемые в органы публичной вла­сти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности сво­бодного выбора кандидатов; при назначении выдвигаются требования более жесткие, чем при выборах; срок пребыва­ния у власти назначаемых лиц может быть не ограничен.

2. По составу - единоличные и коллегиаль­ные органы; единоличный орган принимает решения путем самостоятельного императивного волеизъявления, а колле­гиальный — большинством голосов. Таким образом, дело не в количестве граждан, занятых в деятельности того или ино­го органа (число сотрудников Администрации Президента РФ больше аппарата Правительства РФ), а в способе приня­тия решений. При единоличном органе могут существовать различные коллегиальные совещательные структуры, но да­же если они вырабатывают проект какого-либо решения, то он носит рекомендательный характер; окончательное реше­ние остается за единоличным органом.

3. По территории все органы делятся на федеральные, орга­ны субъектов Федерации и местные; соответственно опреде­ляется и действие юридической силы принимаемых ими решений: федеральных, региональных, местных.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответст­вии с этим принципом система органов государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент страны. Является главой государства и гаран­том Конституции, представителем страны за рубежом. Как гарант Конституции Президент вправе требовать от всех ор­ганов государственной власти соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент — выборный, единолич­ный, центральный орган государственной власти. Объем полномочий Президента неодинаков в разных странах.

Законодательная власть. Ее цель — издание законов. Это парламент страны. Выборный, коллегиальный орган. Здесь наиболее широко пред­ставлены интересы большинства граждан демократического государства. Парламент является представительным органом, так как представляет через выборных депутатов интересы народа. Особенность законодательной ветви власти состоит в том, что среди входящих в нее органов нет властной иерархии и системы административного подчинения, так как каждый представительный орган действует от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции. Связь с избирателями не позволяет любому представительному органу вмешиваться в ком­петенцию иного представительного органа.

Исполнительная власть. Ее основная задача исполнять те законы, которые приняты законодательной ветвью власти. Деятельность исполнительной власти заключается в фактической реализации положе­ний принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их ис­полнение в иной форме. Перед этими органами стоит задача дойти до каждого гражданина, участника правовых отно­шений. Поэтому в системе органов исполнительной власти требуется создание единой вертикали административного подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Исполни­тельная власть призвана обеспечить повседневное управле­ние государственными делами на высоком профессиональ­ном уровне и исполнение законов.

Судебная власть. Ее положение в системе разделения вла­стей очень своеобразно. Органы судебной власти выступают противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обес­печение прав человека. Именно они защищают человека от произвола первых двух ветвей власти, разрешают споры меж­ду их органами. Самое главное — именно судеб­ные органы устанавливают истину с юридических позиций. После этого в ряде случаев следует процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных, отмена незаконных решений и т. д.

Единство и разделение властей. Под разделением вла­стей, подразумевает не их противостояние, а их совокупно­сть, взаимообусловленность, поскольку все ветви выполняют общую функцию — защищают и гарантируют права челове­ка, обеспечивают их реализацию.

В Российской Федерации существуют органы государст­венной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К их числу на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы российского федерализма | Законодательный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.332 сек.