Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс

Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента Российской Федерации

Конституционный статус Президента Российской Федерации

В России институт Президента был учрежден по результа­там референдума (всенародного голосования), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался тогда За­коном РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется отныне главой 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным за­коном от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Россий­ской Федерации».

Президент России избирается гражданами России на ос­нове всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах Президента и в иные представительные органы государственной власти предоставлено всем гражданам РФ, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащими­ся в местах лишения свободы по приговору суда. Равенство избирательного права предполагает отсутствие избиратель­ных цензов — государство гарантирует равенство всех граж­дан независимо от пола, имущественного и должностного положения, отношения к религии и пр. Один гражданин на­делен только одним голосом. Тайное голосование означает, что нет необходимости указывать свою фамилию или иные данные на бюллетени для голосования.

Выборы Президента осуществляются по единому феде­ральному избирательному округу, охватывающему всю тер­риторию России.

Управление государством не только важнейшая, но и ответственная должность, поэтому Конституция РФ устанавли­вает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кан­дидат на пост Президента РФ:

1. ценз гражданства; кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации; од­нако способ приобретения гражданства не имеет юридическо­го значения;

2. ценз оседлости (т. е. требование постоянного прожива­ния на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;

3. возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного пре­дела) для кандидата на должность Президента РФ составля­ет не менее 35 лет; верхнего предела не предусмотрено.

Президент избирается сроком не четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент обладает неприкосновенностью. Это значит, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен в суд.

Компетенция Президента РФ. Выражает его полномочия, совокупность прав и обязан­ностей, которыми наделен Президент, для выполнения сво­их функций:

1. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2. Президент в установленном Конституцией порядке при­нимает меры по охране суверенитета РФ;

3. Президент обеспечивает согласованное функциониро­вание и взаимодействие органов государственной власти;

4. Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства;

5. Президент РФ представляет Россию внутри государст­ва и за рубежом;

6. Президент обладает неприкосновенностью.

В компетенцию Президента входит:

1. назначение (с согласия Государственной Думы) предсе­дателя Правительства, утверждение предложения о струк­туре федеральных органов исполнительной власти, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. В этом выражается его взаимодействие с исполнительной властью. Фактически Президент является главой исполни­тельной власти;

2. право законодательной инициативы, право вето на за­конопроекты, обязанности подписания и обнародования фе­деральных законов, а также другие полномочиями, предос­тавленные ему ст. 83, 84 Конституции РФ; Президент как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть; он принимает учас­тие в законотворческой деятельности Федерального Соб­рания;

3. представление Совету Федерации кандидату­р на должность судей Конституционного суда, назначает фе­деральных судей, осуществление помилования; актом поми­лования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания; Прези­дент имеет также иные полномочия, предоставленные ему ст. 85, 125 Конституции; так выражается взаимодействие Президента с судебной властью;

4. право назначать и освобождать своих полномочных пред­ставителей в регионах предоставлено Президенту как главе федеративного государства; Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами федеральной государственной власти и ор­ганами государственной власти субъектов Федерации; в этом выражается его взаимодействие с субъектами Федерации. Со­гласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полномочный представитель Президента Российской Федерации в фе­деральном округе является должностным лицом, пред­ставляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа; полномочный пред­ставитель обеспечивает реализацию конституционных пол­номочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа; в настоящее время в России существует семь федераль­ных округов. Центральный федеральный округ, включаю­щий Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронеж­скую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смо­ленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области, а также г. Москву. Центром данного федерального округа является г. Москва;

5. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрез­вычайное положение с незамедлительным сообщением об этом парламенту; в этом выражаются полномочия Президен­та в области обороны и безопасности страны;

6. осуществление руководства внешней политикой, ведение переговоров и подписание международных договоров и ратифи­кационных грамот также входит в компетенцию Президента.

Таким образом, Президент занимает центральное место в системе разделения властей, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, является их связующим звеном. Президент координирует работу регионов, ведает во­просами безопасности и внешней политики государства.

Акты Президента РФ. Свои полномочия Президент реа­лизует через принятие нормативно-правовых актов, он из­дает указы и распоряжения. Указы — это решения Президента нормативного характе­ра, т. е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и относящиеся к неопреде­ленному кругу лиц. Указы могут носить и индивидуальный характер, например, в форме указа оформляется решение о награждении государственными наградами. Распоряжения — это акты оперативного характера, имею­щие вспомогательное значение, они, как правило, не явля­ются нормативными, однако изредка бывают исключения.

Несмотря на то что Президент РФ является главой государ­ства, его указы и распоряжения носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и законам. В этом заключается реализация принципа верховенства права.

Прекращение полномочий Президента Российской Феде­рации. Конституция предусматривает несколько оснований, по которым Президент РФ слагает свои полномочия: в обыч­ном порядке и досрочно. В обычном порядка полномочия Президента прекращают­ся в связи с истечением срока, на который он был избран.

Досрочно полномочия Президента прекращаются в случае;

1. отставки;

2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3. отрешения от должности.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, еще детально не урегулирована законом. Отрешение Президента от должности (импичмент) — процедура привлечения к юридической ответственности. Основанием для отрешения является совершение, Президентом государственной измены или иного тяжкого пре­ступления. Перечень тяжких преступлений определяется Уго­ловным кодексом Российской Федерации.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий обязанности Президента возлагаются на Председателя Пра­вительства РФ. Исполняющий обязанности Президента Рос­сийской Федерации не имеет права распускать Государствен­ную Думу, назначать референдум, а также вносить предло­жения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Выборы нового Президента должны состояться не позднее, чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполне­ния полномочий предыдущим Президентом.

Федеральное Собрание РФ — представительный орган, осуществляющий законодательную власть в России. Представительный характер Федерального Собрания оз­начает призвание выражать интересы народа, являясь его представителем в результате проведения свободных выборов. Как законодательный орган Федеральное Собрание наделе­но исключительным правом принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции) юридической силы.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государ­ственной Думы и Совета Федерации. Палаты парламента самостоятельны и независимы по отношению друг к другу. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, т. е. она формируется по результатам все­народных выборов; в Совет Федерации назначаются по два представителя от каждого субъекта РФ. Две палаты фе­дерального собрания играют разную роль в законодательном процессе, их заседания проходят раздельно. Существуют только три случая, когда палаты заседают совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Компетенция Федерального Собрания парламента склады­вается из следующих полномочий:

  1. принятие законов;
  2. утверждение бюджета;
  3. контроль за правительством.

Рассмотрим подробнее состав, компетенцию, порядок фор­мирования и внутреннюю организацию Государственной Ду­мы и Совета Федерации.

Государственная Дума. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депу­татов и избирается сроком на 4 года.

Государственная Дума имеет следующие полномочия:

  1. рассмотрение законопроектов и принятие законов;
  2. дача согласия Президенту РФ на назначение Председа­теля Правительства РФ;
  3. решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  4. назначение на должность и освобождение от должно­сти Председателя Центрального банка РФ;
  5. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  6. назначение на должность и освобождение от должно­сти Уполномоченного по правам человека;
  7. объявление амнистии;
  8. выдвижение обвинения против Президента РФ для от­решения его от должности.

Деятельность Государственной Думы осуществляется на основе Регламента Государственной Думы, утверждаемого постановлением Государственной Думы.

Государственную Думу возглавляет Председатель Госу­дарственной Думы. Он избирается из числа депутатов тай­ным голосованием. Выборными являются также должности первого заместителя и заместителей Председателя Госу­дарственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю — с 12 января по 20 июня, и осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и ко­миссий, парламентские слушания, работа депутатов Госу­дарственной Думы в комитетах и комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Заседания Государ­ственной Думы проводятся по средам и пятницам. Заседания являются правомочными, если на них присутствует боль­шинство от общего числа депутатов палаты.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены. Конституция содержит три основания для рос­пуска Государственной Думы:

1. после трехкратного отклонения представленных ей Пре­зидентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2. в случае если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правитель­ству РФ, а она откажет в доверии;

3. если в течение трех месяцев повторно Государственная Дума выразит недоверие Правительству РФ.

Совет Федерации. Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного и один от исполнительного органа государственной власти. Ста­тус Совета Федерации определяется также Федеральным зако­ном от 5 августа 2000г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции», а также Регламентом Совета Федерации Федерального Со­брания РФ, утверждаемого постановлением Совета Федерации. Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъ­ектов РФ.

Член Совета Федерации — представитель от законодатель­ного (представительного) органа государственной власти субъ­екта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъек­та Российской Федерации на срок полномочий этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного орга­на государственной власти субъекта Российской Федерации на­значается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. Указ (постановление) о на­значении представителя в Совете Федерации от исполнитель­ного органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации две тре­ти от общего числа его депутатов не проголосуют против на­значения данного представителя в Совете Федерации.

Таким образом, состав Совета Федерации обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.

В компетенцию Совета Федерации входит решение сле­дующих вопросов:

  1. рассмотрение и одобрение законов, принятых Государ­ственной Думой;
  2. утверждение изменения границ между субъектами РФ;

3. утверждение указов Президента РФ о введении воен­ного положения и о введении чрезвычайного положения;

4. решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил РФ за пределами территории РФ;

5. назначение выборов Президента РФ;

6. отрешение от должности Президента РФ;

7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

8. назначение на должность и освобождение от должно­сти Генерального прокурора РФ;

9. назначение на должность и освобождение от должно­сти заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Фе­дерации. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Председатель наделен многочислен­ными полномочиями: он ведет заседания палат; ведает внут­ренним распорядком деятельности палаты; подписывает по­становления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; направляет для рассмотрения в ко­митеты Совета Федерации законы; принятые Государствен­ной Думой; выполняет другие функции.

Наряду с Председателем Совет Федерации избирает замес­тителей Председателя Совета Федерации. Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного региона. Заместители Председателя имеют право подписывать постанов­ления палаты по поручению Председателя, организуют взаи­модействие комитетов и осуществляют другие полномочия.

Комитеты Совета Федерации создаются в целях реализа­ции полномочий, возложенных на Совет Федерации. Коми­теты осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают за­конопроекты, которые требуется внести в Государственную Думу; решают иные вопросы.

Среди комитетов Совета Федерации можно назвать сле­дующие: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны, по социальной политике, по международным делам; по аграр­ной политике и др.

Совет Федерации может создавать постоянные и времен­ные комиссии. Постоянной комиссией является Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процеду­рам. Она осуществляет контроль за соблюдением Регламен­та Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октяб­ря по 31 июля, как правило, в течении одного двух дней ежемесячно. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует бо­лее половины членов Совета Федерации.

Основными актами федерального законодательства Рос­сийской Федерации являются законы. Поскольку законы обладают высшей юридической силой, они нуждаются в осо­бой процедуре принятия. Рассмотрим основные стадии зако­нодательного процесса в Российской Федерации.

Законодательный процесс состоит из следующих основ­ных стадий:

1.законодательная инициатива;

2.предварительное рассмотрение законопроекта;

3.рассмотрение законопроекта и принятие закона Госу­дарственной Думой;

4.рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5.подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Существуют также и дополнительные стадии (которые могут иметь место в случае возникновения разногласий по поводу принятия того или иного закона):

1. преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой за­конов;

2. повторное рассмотрение парламентом законов, откло­ненных Президентом РФ.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные стадии зако­нодательного процесса. Первая стадия законодательного процесса - законода­тельная инициатива. Это право внесения в Государственную Думу законопроекта. Таким правом обладают: Президент РФ; Совет Федерации и его члены; депутаты Государствен­ной Думы; Правительство РФ; законодательные органы субъ­ектов РФ; Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ.

Следующая стадияпредварительное рассмотрение за­конопроекта. На этой стадии проект закона направляется в Государственную Думу, назначается ответственный коми­тет, законопроект проходит экспертизу и, наконец, направ­ляется в Совет Государственной Думы для внесения на рас­смотрение палаты.

Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государ­ственной Думой осуществляются в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция закона, дается оценка его актуальности и практической значимости, а так­же соответствия Конституции РФ. Во втором чтении обсуждаются поступившие поправки. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Со­вет Государственной Думы, который назначает третье чтение для голосования в целях принятия проекта в качестве зако­на. В случае отклонения проекта он возвращается в ответст­венный комитет для доработки.

Для принятия Федерального закона требуется, чтобы «за» проголосовало большинство депутатов. Для принятия Федерального Конституционного закона требует­ся одобрение не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.

Принятый Государственной Думой закон в течение пя­ти дней направляется в Совет Федерации для одобрения. Поступивший из Государственной Думы в Совет Федера­ции закон направляется в ответственный комитет Совета Фе­дерации для подготовки заключения по данному закону. На этой стадии принимается решение отклонить или одобрить закон.

Совету Федерации так же как и Государственной Думе, необходимо одобрение большинства членов для принятия Федерального закона, но для принятия Федерального Кон­ституционного закона необходимо три четверти голосов пар­ламентариев,

Отклоненный закон направляется на повторное рассмот­рение в Государственную Думу. Для преодоления возникших разногласий может быть создана согласительная комиссия, состоящая из числа депутатов Государственной Думы и чле­нов Совета Федерации.

Президент в течение 14 дней подписывает закон и обна­родует его. Однако Президент имеет право вето, т. е. право отклонить закон. В этом случае Государственная Дума и Со­вет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Парламент может преодолеть вето Президента, повторно приняв закон в прежней редакции. В этом случае Президент подписывает закон в течение семи дней. На Федеральные Конституционные законы Президент не имеет права вето.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды государственных органов | Организация местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.