Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация местного самоуправления

Судебная система Российской Федерации

Система федеральной исполнительной власти

Правительство РФ возглавляет единую систему испол­нительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Деятельность Правительства регламентирована Конститу­цией, а также специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Рос­сийской Федерации». Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Пра­вительства Российской Федерации, заместителей Предсе­дателя Правительства Российской Федерации и феде­ральных министров. Главы иных федеральных органов исполнительной власти в состав Правительства не входят. Для решения текущих вопросов Правительство РФ по пред­ложению Председателя Правительства образует Президиум Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации:

1. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; пред­ставляет Государственной Думе отчет об исполнении феде­рального бюджета;

2. обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кре­дитной и денежной политики;

3. обеспечивает проведение в РФ единой государственной Политики в области культуры, науки, образования, здраво­охранения, социального обеспечения, экологии;

4. осуществляет управление федеральной собственностью;

5. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней поли­тики;

6. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного по­рядка, борьбе с преступностью;

7. осуществляет иные полномочия.

Правительство издает постановления и распоряжения. В форме постановлений, как правило, издаются решения. Правительства, носящие нормативный характер, т. е. обяза­тельные для всех. Большая часть распоряжений Прави­тельства нормативного характера не носит, они издаются по внутренним, текущим вопросам, однако встречаются и рас­поряжения, содержащие нормативные положения.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ, т. е. четыре года. Отставка — досрочное прекращение полномочий Правительства — возможна в следующих случаях:

1. по собственному решению Правительства, В этом случае отставка принимается или отклоняется Президентом;

2. по инициативе Президента;

3. в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ;

4. в случае если само Правительство поставит вопрос Го­сударственной Думе о доверии.

В систему федеральных органов ис­полнительной власти входят кроме Правительства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Правовые основы судебной системы Российской Феде­рации определены Конституцией РФ (ст. 125 — 128) и Фе­деральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации".

Судебная власть в Российской Федерации осуществляет­ся только судами в лице судей и привлекаемых в установ­ленном законом порядке к осуществлению правосудия при­сяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осущест­вление правосудия. Судебная власть самостоятельна и дей­ствует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством кон­ституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъек­тов Российской Федерации, составляющие судебную систе­муРоссийской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федера­ции, верховные суды республик; краевые и областные суды; суды городов федерального значения; суды автономной области и автономных округов; районные суды; военные и спе­циализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Российской Федерации, состав­ляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: кон­ституционные (уставные) суды субъектов Российской Федера­ции, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Рассмотрим подробнее каж­дое звено судебной системы:

Конституционный Суд РФ — высший судебный орган кон­ституционного контроля, разрешающий дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, изданных на террито­рии РФ, конституционно-правовых договоров и соглашений, а также не вступивших в силу международных договоров Рос­сийской Федерации.

Федеральным судам общей юрисдикции подведомственны все дела по гражданским, уголовным, административным и иным делам, если хотя бы одной из сто­рон спора является гражданин — физическое лицо.

Возглавляет систему Федеральных судов Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам. Верховные суды субъектов РФ являются вышестоящей инстанцией для районных судов, которые в свою очередь над­зирают за мировыми судьями, действующими на территории соответствующего района.

Военные суды создаются по месту дислокации войск и флотов.

Федеральные арбитражные суды являются органами по разрешению экономических споров. В этих судах рассмат­ривают споры между юридическими лицами. Федеральные арбитражные суды состоят из:

  1. Высшего Арбитражного Суда РФ;
  2. Федеральных арбитражных судов округов. В системе ар­битражного судопроизводства вся Россия поделена на 10 су­дебных округов;
  3. Арбитражных судов субъектов РФ.

Судами субъекта РФ являются: Конституционный (в республиках), уставный (в иных субъектах) суд субъекта РФ; мировые судьи.

 

В федеративном государстве выделяются три уровня вла­сти — центральная (федеральная), региональная (субъектов Федерации) и местная власть. Согласно ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении под ним понимаются пра­во и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответст­венность и в интересах местного населения.

Деятельность местного самоуправления регламентирова­на Федеральным законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ целью местно­го самоуправления являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью.

Органы местного самоуправления не входят в систему ор­ганов государственной власти РФ. Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Территории муни­ципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исто­рических и иных местных традиций. Территорию муници­пального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального об­разования независимо от форм собственности и целевого назначения. Местные власти не могут самостоятельно изме­нить территорию муниципального образования. Это являет­ся прерогативой органов государственной власти субъектов Федерации. Однако эти органы не могут изменить границ местной территории без учета мнения населения.

Необходимое условие для осуществления местного са­моуправления - наличие Устава муниципального образования. В уставе закрепляются: границы и состав тер­ритории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образо­вания; структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий органов местного самоуправления; другие вопросы.

Местное самоуправление осуществляется гражданами в двух формах: непосредственно (выборы, местный референдум, схо­ды граждан) и через органы местного самоуправления.

Муниципальные выборы — это выборы депутатов в пред­ставительный орган местного самоуправления. Муниципаль­ные выборы проводятся в соответствии с общими принципа­ми избирательного права, их порядок определяется законами субъектов РФ.

Местный референдум — это голосование граждан, посто­янно или преимущественно проживающих в границах одно­го или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо ор­ганами государственной власти или местного значения. Для реализации решения требуется издание специального нор­мативного акта, который обязан принять орган местного самоуправления.

Органы местного самоуправления избираются населением путем прямых выборов при тайном голосовании. Представи­тельный орган местного самоуправления состоит из депута­тов, численный состав которых определяется Уставом. Кроме того может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению мест­ного самоуправления. Глава может избираться как гражданами, так и представительным органом из своего состава.

В компетенцию органов местного самоуправления входят управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка, а также иные вопросы местного значения. К иным вопросам местного значения можно отнести: обес­печение комплексного развития территории муниципально­го образования, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных услугах, коммунально-бытовые работы и другие жизненно важные услуги.

Для реализации указанных полномочий предусматривает­ся возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей им материальных и финансовых средств. Реализация пере­данных полномочий подконтрольна государству, т. е. со­ответствующие государственные органы вправе давать ука­зания местным органам, а последние обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, что означает право органа местного само­управления обратиться с иском в суд в случае, если госу­дарственные органы или должностные лица препятствуют самостоятельному и независимому осущест­влению органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Важной гарантией, направленной на защиту экономи­ческой основы местного самоуправления, является пред­усмотренная Конституцией РФ обязанность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит запрет на ограничение прав местного самоуправле­ния, что обусловлено организационной самостоя­тельностью и обособленностью местного самоуправления.

 

Тема 9. Основы гражданского права

  1. Понятие и предмет гражданского права.
  2. Принципы гражданского права.
  3. Система гражданского права.
  4. Источники гражданского права.
  5. Понятие и виды гражданских правоотношений.
  6. Субъекты гражданского правоотношения.
  7. Объект гражданского правоотношения.
  8. Основания гражданских правоотношений.
  9. Правоспособность и дееспособность граждан.

10. Правовые основания ограничения правоспособности и дееспособности гражданина.

  1. Опека и попечительство.
  2. Признаки, индивидуализирующие гражданина.
  3. Безвестное отсутствие.
  4. Правовые последствия объявлений гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
  5. Понятие и признаки юридического лица.
  6. Индивидуализация юридического лица.
  7. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
  8. Способы образования юридических лиц и их учредительные документы.
  9. Прекращение деятельности юридических лиц.
  10. Классификация юридических лиц.
  11. Понятие и сроки исковой давности.
  12. Порядок исчисления сроков исковой давности.
  13. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.
  14. Понятие и содержание права собственности.
  15. Сделки: понятие, виды
  16. Представительство и его виды.
  17. Доверенность – форма, срок действия.
  18. Обязательства в гражданском праве.
  19. Договор. Условия заключения, изменения и расторжения договора.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательный процесс | Система гражданского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.