Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура педагогического менеджмента




Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики

Из мира мудрых мыслей

 

Не учи рыбу плавать (рус.).

Стремиться – значит жить (нем.).

К чему охота, к тому и смысл (рус.).

Мудрость – наименьшая ноша в пути (дат.).

Сколько голов – столько и умов (рус.).

 

Для педагогических целей важна диагностика социальной сферы и собственно педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса.

В.И. Андреев

 

Требования к компетентности по теме:

· знать и уметь раскрывать сущность понятий «менеджмент», «педагогический менеджмент», «авторитаризм», «сотрудничество»; «педагогическая диагностика», «тестология»;

· понимать сущность и уметь характеризовать стили педагогического менеджмента; уметь применять эти знания в процессе анализа управленческой деятельности образовательного учреждения;

· знать и уметь раскрывать функции диагностики в образовании, диагностические задачи учителя;

· знать методы педагогической диагностики, уметь применять их в педагогическом процессе; уметь раскрывать механизм поэтапной реализации педагогической диагностики;

· знать особенности принятия управленческих решений в образовательном учреждении на основе педагогической диагностики.

 

Основные вопросы:

1. Сущность и структура педагогического менеджмента.

2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество.

3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения.

4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики.

 

Понятия темы: педагогический менеджмент, авторитаризм, доминантность, сотрудничество, педагогическая диагностика, тестология.

 

Рекомендуемая литература

 

1 Аксенова, Л.Н. Подготовка педагогов к реализации управленческой функции /Л.Н. Аксенова // Народная асвета. – 2008. – № 10. – С. 3–7.

2 Бобровник, Л.И. Использование возможностей педагогического тестирования в управлении образовательной системой /Л.И. Бобровник // Адукацыя i выхаванне. 2008. – № 10. – С. 51–54.

3 Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для систем образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. Майоров. – М.: Интеллект-центр, 2001. – 296 с.

4 Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 486–508.

5 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С. 482– 561.

С социально-экономических позиций понятие «менеджмент» рассматривается как со-

вокупность принципов, методов, средств и форм управления, то есть искусство управления. Профессиональные знания в области менеджмента предполагают осознание принципиально различных инструментов управления, в их числе:

– организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху;

– культура управления, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности (В.П.Симонов). Это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.

Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни:

– управление деятельностью педагогического коллектива;

– управление деятельностью педагога;

– управление деятельностью учащегося.

Как научно организованное управление педагогический менеджмент основывается на определенных принципах (см. схему 90).

Схема 90

 

           
 
 
     
Систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления
 

 


Педагогический менеджмент выполняет ряд функций:

– принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы и т.д.);

– организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребностей личности исполнителя);

– предварительный, итоговый и текущий контроль (учет результатов, анализ и оценка эффективности);

- определение организационной культуры школы.

О рганизационная культура школы - система ценностных ориентаций, принимаемая членами данного коллектива и служащая им ориентиром в мыслях, чувствах, поступках. В теории и практике педагогического менеджмента установлены основные положения, определяющие организационную культуру школы (по В.И. Петрушину):

– способы принятия важнейших решений в жизни школы – сверху или снизу; возможность открытого выражения мнений и дискуссии по этому поводу;

– восприятие школы как модели открытого демократического общества;

– наличие системы коммуникаций, оповещающей всех учителей и учащихся о событиях внутришкольной жизни (стенгазеты, радио, телекоммуникационные системы и т.д.);

– наличие обратной связи между учителями и учащимися;

– выработка церемоний, обрядов, ритуалов, традиций, выражающих и укрепляющих «дух» школы;

– привлекательность интерьера школьного помещения (дизайн, комфорт, чистота);

– культура выражения своих эмоций педагогами и учащимися школы;

– система ценностей и норм, составляющих основу педагогического процесса школы;

– построение отношений между учителями и учащимися (авторитарность, демократичность, либеральность);

– способы оценки достижений учащихся и учителей в учебной и внеклассной сфере деятельности;

– преобладание в содержании профессиональной деятельности педагогов кооперации и сотрудничества или же конкуренции и соперничества;

– наличие общей удовлетворенности детей и педагогов присутствием в данной школе и др.

Все функции педагогического менеджмента носят комплексный характер и имеют завершенный цикл. Дополнение ряда функций педагогического менеджмента такими, как мотивация и стимулирование представляется особенно актуальным в связи с повышением роли субъективного фактора человеческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.