Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болонский процесс




В Италии. 1998 г. Франция, Германия, Великобритания и Италия подписали документ о намерениях гармонизировать систему европейского высшего образования.

1999. Подписано Болонское Соглашение министрами образования 29-ти стран Европы о совместной деятельности до 2010 г. (г. Болонье). Целью Болонских соглашений является:

создание гармоничной системы высшего образования в Европе за счёт обеспечения прозрачности (понятности) национальных систем образования и сопоставимых образовательных программ.

1) Разработать и принять систему степеней (бакалавр, магистр), перейти на 2-х уровневую систему высшего образования для повышения конкурентоспособности высшего образования.

2) Введение оценки трудоёмкости (курсов, программ, учебной нагрузки в терминах зачётных единиц (1 з.е. (кредит) = 36 часов);

3) Отражение этого в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

4) Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

5) Обеспечение необходимого качества высшего образования (диверсифицированные (совместимые) образовательные программы);

6) Обеспечение автономности вуза;

7) Введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

8) Увеличение исследовательской составляющей высшего образования;

9) Усиление роли студенческого самоуправления.

 

В 2001 г. в Праге 32 страны Европы на уровне премьер-министров подписали соглашение о создании единого образовательного Европейского пространства к 2010 г.

 

Качество современного образования

 

Проблемы качества образования затрагиваются в документах:

- Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для 21-го века,

- Совета Европы,

- Совета по культурному сотрудничеству («среднее образование для Европы»),

- Материалы стратегического комитета по обновлению общего образования Министерства образования РФ.

 

Качество образования рассматривалось в ряду таких понятий, как доступность и эффективность.

Качество образования это:

- Качественный результат (проявляется в готовности выпускника к самостоятельной жизнедеятельности (бытовой, трудовой, профессиональной и т.д.))

- Качество процесса образования (связано с изменениями в профессиональной деятельности педагога: меняются роли и др.)

- Качество системы (которая понимается как качественное управление образованием (подразумевает участие педагога в управлении через делегирование ему некоторых функций, части ответственности))

 

 

Международные исследования качества образования

 

1. Школьная линейка

2. PISA («Пиза»)

3. TIMMS

4. LINGVA

5. PIRLS

 

Требования общества к качеству образования, так или иначе, фиксируются в качестве подготовки выпускника. При этом традиционное понимание (уровень знаний) трансформируется в определённый (иной) образовательный результат:

А) компетентность в различных сферах жизнедеятельности;

Б) устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни.

 

Качеству образования присущи такие характеристики:

o Отсутствие недостатков

o Адекватность целей

o Соответствие минимальным стандартам

o Способность к постоянному совершенствованию (изменению)

o Выстраивание с учётом (в соответствии) национальных особенностей.

 

ЮНЕСКО на основании результатов международных исследований (2000 г. – программа «Образование для всех») полагает на следующие параметры качества:

1. Учащиеся (их здоровье, мотивация к учению, результаты, которые они демонстрируют);

2. Процессы, в которых компетентны педагоги (использует технологии активного обучения);

3. Содержание (адекватные современным требованиям, условиям учебные планы и программы);

4. Системы (хорошее управление и адекватное использование, распределение ресурсов; грамотный менеджмент).

 

Для достижения требуемого качества образования важно определить факторы, влияющие на это качество:

1) Особенности учащихся (обучающихся; то, как усваивают материал, их предыдущий опыт и т.д.);

2) Социокультурная среда;

3) Вложения в образование (ресурсы и качество управления ими);

4) Особенности педагогического процесса (реальное время обучения, стиль взаимоотношений учащихся и преподавателей, способы оценивания);

5) Особенности оценки результатов (уровень академических достижений, успешность выпускников).

 

 

Исследования.

Школьная линейка

Проводит детский фонд ООН. Участвуют 24 страны.

 

Позиции отслеживания:

- Соответствие образования минимальным установленным требованиям

- Процент неуспевающих детей

- Баланс между государственными и частными образовательными учреждениями

- Определение рейтинга уровня школьного образования в наиболее развитых странах

 

Исследование PISA

Международное исследование качества знаний и умений учащихся. Проводит Организация экономического сотрудничества и развития. >32 страны-участницы.

 

Позиции исследования:

- Умение понимать тексты различного типа (по сложности и т.д.);

- Сравнительная оценка математической и естественно-научной грамотности.

 

По уровню чтения РФ находится на 32 месте, естествознание 20-30 место, по уровню мат. подготовки 20-30 место (старая статистика - 2006).

Обследование 15-летних школьников.

 

Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMS.

Проводит Международная Ассоциация по Оценке Учебных Достижений.

Участники – 45 стран мира.

 

 

Современная тенденция в образовании – отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования и выход на сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности.

 

Компетентностный подход в образовании.

Результатом образования является уровень образованности. В зависимости от типа жизненных задач, которые человек способен решать, выделяют 3 типа образованности:

1. Грамотность,

2. Функциональная грамотность,

3. Компетентность (от лат. «компетео» - добиваюсь, соответствую, подхожу; это способность человека решать разного рода задачи (личные, практические, учебные и т.д.) на основе имеющихся у него теоретических знаний, жизненного и социального опыта).

 

Понимание компетентности.

1) Санкт-Петербургская школа. Существует 3 группы компетентности:

a. Ключевые (универсальные): информационная, языковая, социально-правовая.

b. Базовые.

c. Специальные.

 

2) Классификация Куторского А.Б.

a. Ключевые компетенции (относятся к общему, метапредметному содержанию образования);

b. Общепредметные (относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей);

c. Предметные.

 

3)

a. Общекультурная компетентность (готовность человека к творческой самореализации на основе ориентации в ценностях культурного пространства);

b. Допрофессиональная (готовность к осознанному выбору профессии и получению соответствующего профессионального образования);

c. Методологическая (готовность к самостоятельному исследованию проблем как теоретического, так и практического характера).

 

Документы, определяющие логику выстраивания современного образования.

· 1999 г. – «Национальная доктрина образования в РФ» (до 2025 г.)

· 2002 г. – «Стратегия модернизации образования в РФ» (цель: 1. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 2. – умение отстаивать свои права (признание своих обязанностей); 3 – готовность к сотрудничеству; 4 – воспитание толерантности). Направления модернизации:

o Создать эффективные экономические механизмы привлечения и использования ресурсов;

o Обеспечение доступности и равных возможностей для получения образования;

o Создание условий для качественного дополнительного образования;

o Продолжить создание государственно-общественной системы управления

· 2006 г. – Федеральная целевая программа развития образования в 2006-2010 гг. В рамках этой программы разработан национальный проект образования. Идеи:

o Поддержка лидеров в образовании

· 2010 – программа «2020», Программа развития образования до 2020 г.

· Президентская программа «Наша новая школа». 5 основных направлений:

o Раскрытие способности детей и подготовка их к жизни конкурентном, высокотехнологичном мире

 

· Педагогическая система – непрерывно изменяющаяся социальная система управления, в которой профессионально или непрофессионально, успешно или нет, решаются образовательно-воспитательные задачи.

 

Свойства педагогической системы:

- Структурность. Поведение системы зависит от свойств системы.

- Иерархичность (соподчинение). Каждый элемент системы сам является системой.

- Взаимосвязь системы и среды. Система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой (свойство присуще только педагогической системе).

- Целостность. Свойства целого не сводимы к совокупности свойств, составляющих его элементов.

- Множественность описания. Не существует универсального способа описания построения моделей и систем.

 

Структура системы (инвариантные компоненты).

 

1. Цель системы как социальный заказ.

2. Управляющая подсистема (те, кто организует, координирует её деятельность, осуществляет её управление).

3. Управляемая подсистема (те, для кого система создается; учёт особенностей этой подсистемы).

4. Содержание воспитательно-образовательной работы.

5. Социально-нравственные и дидактические отношения между членами системы (субъект-объектные, субъект-субъектные).

6. Педагогические средства системы.

7. Организационные формы системы.

8. Методы обучения и воспитания как методы соотнесенной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится.

9. Продукты деятельности системы в виде знаний, умений, навыков в структуре мировоззрения и характерологических качеств воспитуемых, их состояний и поведения.

 

 

4. Содержание воспитательно-образовательной работы

- Управляемая составляющая педагогической системы.

- Педагоги используют определённую информацию и через неё влияют на активацию а актуализацию того или иного аспекта содержания воспитания и обучения (физического, нравственного, экологического и др.).

 

Социально-нравственные и дидактические отношения между членами системы (субъект-объектные, субъект-субъектные).

 

- В первичной подсистеме (учебной группе, классе, объединении) педагоги и воспитанники находятся в непосредственных отношениях (дидактических (ученик-учитель), социально-нравственных (ученик-учитель во внеучебной деятельности,. Они, так или иначе, сотрудничают.

- Это явление отражается в понятиях «взаимодействие», «взаимоотношение».

 

Педагогические средства системы

- это средства обучения и воспитания.

В своей деятельности педагоги используют:

A. Предметы материальной и духовной культуры;

B. Объекты природной среды;

C. Средства информации;

D. Речь.

 

Организационные формы системы

- Педагогическая система всегда принимает определённую форму: урок, диспут, диалог, экскурсия, игра, работа на пришкольном участке.

- Каждая форма актуализирует определённые виды деятельности, а они реализуются (осуществляются) через различные методы и приёмы работы.

 

Каждый обучающийся является, как правило, одновременно членом различных первичных педагогических систем:

- Учебной группы,

- Кружка,

- Спортивной секции,

- Команды,

- Группы по интересам,

- Временного объединения и др.

 

 


Дидактика. Теории обучения.

 

 

- Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения;

- Отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

- Отрасль научного знания, изучающая проблемы образования и обучения.

 

 

Объект дидактики – обучение во всём его объеме и во всех аспектах.

 

Предмет дидактики – учебный процесс, протекающий в условиях учебно-воспитательного учреждения под руководством учителя.

 

§ Главные отношения – отношения познавательные (между учеником и учебным материалом).

§ Главные отношения – отношение дидактические (между преподавателем и учеником).

 

В процессе обучения многообразие отношений:

§ Учитель – ученик;

§ Ученик – учебный материал;

§ Ученик – другие ученики.

Дидактика как наука:

o Даёт знания о закономерностях процесса обучения;

o Анализирует зависимости, обслуживающие процесс обучения;

o Даёт научное обоснование содержания образования (чему учить?);

o Определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных перемен у обучающихся (как учить?);

 

А также даёт ответ на вопросы:

Кого учить? Для чего учить? Где учить?

 

 

Вольфганг Ратке (1571 – 1635)

 

Didacticos – Поучающий

Didasko – Узучающий

 

Основные дидактические термины:

· Образование

· Обучение

· Учебный процесс

· Принципы обучения

· Методы обучения

· Формы организации обучения

· Преподавание

· Учение

· Учитель

· Ученик и др.

 

 

Общая дидактика

Отвечает на вопросы:

С какими целями?

Чему учить?

Как учить?

Частные (предметные) дидактики

– разрабатывают теорию преподавания конкретных учебных дисциплин (исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования, например, дидактика высшей школы).

 

Образование может избежать отставания, если современная школа:

§ Ориентирована не на сегодняшнего, а на завтрашнего школьника с его запросами и потребностями.

§ Ориентирована на более высокий уровень общеобразовательных знаний.

§ Ориентирована на развитие у обучающихся потребности в творчестве, развитии творческих способностей.

 

 

Задачи дидактики:

 

ð Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации.

ð Разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы.

 

 

Современные дидактические концепции.

 

Концепция:

- Система взглядов на что-то;

- Основная мысль чего-либо.

 

Традиционная – ведущая роль принадлежит преподаванию (Ян Амос Коменский).

 

Педоцентрическая – главная роль отводится деятельности ребёнка (Д. Дьюи, Кершенштейнер).

 

Современная – обе стороны (учитель и ученик) составляют важные части процесса обучения (педагогика сотрудничества).

 

Принципы обучения

 

Типы обучения

 

В истории образования известны несколько типов обучения

§ Догматический (опора на развитие памяти).

Обучение осуществлялось путём запоминания и дословного воспроизведения тестов. До середины 17 века.

§ Объяснительно-иллюстративный (развитие мышления).

Целью обучения являлась передача-усвоение знаний и применение их на практике. Родоначальник – Я.А.Каменский; сер.17 – до наших дней. Классно-урочная система.

 

 

Основой современных типов обучения является сознательное и активное приобретение и усвоение знаний, умений, навыков, потребность в постоянном образовании.

§ Проблемное обучение (способ развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия).

§ Программированное обучение (основывается на кибернетическом подходе). Управление осуществляется посредством посылки учителем команд ученику и получения обратной связи. Начало 60-х гг.

 

Проблемное обучение.

– Стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся.

– Развивает интуицию и дискурсивное («insight» – проникновение в суть), конвергентное («открытие») и дивергентное («создание») мышление.

– Учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач.

 

Программированное обучение. Принципы (Б.Скиннер).

– Подача информации небольшими дозами.

– Установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации.

– Предъявление ответа для самоконтроля.

– Дача указаний в зависимости от правильности ответа.

 

 

Личностно-ориентированное обучение.

Это тип обучения, обеспечивающий развитие личности ученика с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта деятельности (предметной) и познания.

В процессе обучение учитываются индивидуальные особенности учащегося.

 

Сущностными особенностями этого типа обучения являются:

· Выделение ученика как субъекта и признание его основной ценностью процесса обучения.

· Развитие способностей как индивидуальных возможностей и признание того, что оно (развитие) – основная цель образования.

· Разработка обучающих технологий, которые бы обеспечивали основную цель (её реализацию).

 

 

Способы организации процесса обучения.

 

Линейная организация.

Традиционный способ организации обучения, в основе которого лежит классно-урочная система: способ предполагает:

a. Постепенное накопление обучающимися информации;

b. Основан на восхождении от простого к сложному.

 

Нелинейная организация.

Появился в 80-90-х гг. ХХ века с развитием гипертекстовых и гепермедийных систем обучения. Предполагает использование специальных методов, которые формируют у человека возможностей, позволяющих воспринимать нужную информацию в нужное время и в нужно месте. Обучающийся не накапливает информацию впрок, а овладевает нужными (актуальными) знаниями. Остальные знания приобретаются в виде «информационного пакета» (даются ссылки где, когда, как получить нужную информацию). Нелинейное обучение предполагает:

a. Создание специальной информационно-информационно-образовательной среды учреждения;

b. Возможность получения информации в виде неосознанных знаний, умения или навыков.

 

Как основу реализации идей нелинейного обучения можно рассматривать создание образовательных программ, которые позволяют осознать (понять): соответствие стандарту может быть достигнуто разными путями. Выбор пути зависит от особенностей конкретного человека, а сама образовательная программа ориентирует педагога на поиск оптимальных (наиболее благоприятных) условий.

 

 

Варианты совершенствования процесса обучения.

 

Ø Модельная организация процесса обучения,

Ø Организация проектной деятельности,

Ø Использование динамичного расписания,

Ø Организация бесклассной курсовой подготовки на старшей ступени обучения,

Ø Разработка индивидуальных учебных планов учащихся,

Ø Создание виртуального распределения школ (сеть).

 

 

1. Модельная организация процесса обучения.

– Дидактически упорядоченная (с точки зрения целей, содержания, средств и методов) единица программы, представляющая относительно замкнутый отрезок содержания образования.

 

– Временный отрезок, отличный от традиционного урока (20-25 минут).

 

Система модулей выделяется по разным основаниям.

Можно выделить модуои с относительно завершённым содержанием:

a) Крупные (изучение предмета возможно за один год: ОБЖ, Ботаника (18 учебных часов));

b) Мелкие (раздел «кинематика»).

 

 

Варианты включение учебных модулей в процесс обучения:

o Модули, обязательные для каждого школьника, которые входят в состав инвариантной аудиторной нагрузки.

o Модули, которые школьник выбирает самостоятельно. Они входят в состав базового компонента в виде вариативной аудиторной нагрузки.

 

2. Организация проектной деятельности

 

Проектная деятельность задаёт условия для интеграции предметного содержания, использования информационных и коммуникационных технологий.

Может быть организована:

– В рамках одного проекта (монопроект),

– Нескольких;

Осуществиться:

– на учебном,

– внеучебном материале.

 

 

Подпространства проектной деятельности в школе.

 

Подпространство подготовки Подпространство опыта Подпространство демонстрации
Работа в архивах, музеях. Подготовка к научному турниру или конкурсу. Подготовка летней экспедиции. Подготовка праздника. Лаборатории. Мастерские. Участие в работе общественной организации, научного сообщества. Участие в проведении праздника. Участие в конкурсах, турнирах, семинарах. Защита творческих работ, проектов.

 

3. Создание динамичного расписания

 

– «Временные модули» - тридцатиминутное занятие. (формируются модульно-блочные уроки).

– Физиологически оптимизированный для каждой возрастной группы режим урока на основе блочно-модульной организации учебного процесса (чем младше ребенок, тем короче урок и чаще каникулы).

– Сетевой принцип планирования – выделение резервного времени на организацию педагогической помощи.

– Замена четвертей на учебные циклы, окончание которых приурочено к физиологическим и сезонным пикам утомляемости детей.

 

4. Бесклассное обучение

 

Учащиеся вправе сомостоятельно или по согласованию с родителями и педагогом-куратором (академический консультант, тьютор) избрать тот или иной уровень изучения предмета:

– Базовый,

– Повышенный,

– Общеобразовательный,

– Гимназический.

 

Предполагает:

– Переструктурирование учебного времени;

Интенсивное использование программного (блочного) материала.

 

Последовательность:

1. Диагностика образовательных запросов учащихся, создание учебных групп.

2. С учетом запросов определяется учебная нагрузка на каждую из групп учащихся.

3. Определяется педагогическое (кадровое) сопровождение.

4. Составляется учебный план на то количество групп учащихся, которые выделились (не меняя минимальной нагрузки учащихся, можно варьировать часы, предоставленные на факультативные, групповые и индивидуальные занятия).

 

Организация бесклассного обучения.

o Учебный план делится на 5 временных периодов равной одинаковой продолжительности (7 недель).

o В течение одного периода изучается не 14-18, а 8-9 предметов в виде курсов. Курс – логически завершённый объём учебного материала.

o В каждом периоде своё расписание.

o Внутри курса своя система оценок.

o Учебным планом определено, сколько курсов составляет тот или иной предмет.

o Каждый период заканчивается зачетными уроками.

o На каждый период для каждой группы учащихся составляется свой образовательный маршрут с указанием количества часов в неделю и объёма конкретного курса.

 

V. Индивидуальный учебный план (ИУП)

 

«…выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов… каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план».

 

Совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базового учебного плана.

(в рамках сетевого взаимодействия возможно использование учебных предметов нескольких образовательных учреждений).

 

– Не задаёт жёсткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования;

– Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки.

 

На основе индивидуального учебного плана учащийся создаёт индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Это индивидуальный путь движения обучающихся в образовательном процессе.

Компоненты ИОМ'а:

1. Целевой,

2. Содержательный (индивидуальный план),

3. Технологический (как я буду осваивать?),

4. Диагностический (контроль),

5. Организационно-педагогический (условия: расписание, преподаватели и т.д.),

6. Результативный.

 

 

Обратная связь

 

Внешняя обратная связь – от результатов деятельности ученика к учителю.

Внутренняя обратная связь – от результатов деятельности ученика к самому ученику.

 

Требования к реализации обратной связи:

o Регулярность, систематичность (осуществляться по каждому вопросу учебного материала, поступать от каждого ученика);

o Максимальная приближенность к процессу усвоения (практически на каждом шагу).

 

 

4. Модульный способ организации программ (см. нелинейный способ организации).

 

5. Задачный способ построения учебных задач.

 

 


Педагогические технологии

 

 

Технология («техне» - искусство, «логос» - наука).

 

В производственном процессе технология – система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств, применение которых ведёт к заранее намеченному результату деятельности, гарантирует получение заданного качества и количества продукта.

 

Технология – концентрированное выражение достигнутого уровня производства: способы и результат внедрения научных результатов.

 

В любой сфере – это деятельность в максимальной степени отражающая объективные законы данной предметной сферы, и поэтому

обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.