Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9: Определить назначение, функции, структуру учебника. Изложить требования к учебнику

Учебник — это учебная книга, в которой изложен систематизи­рованный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики. В учебнике даются основы науч­ных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой.

На основе классификации наук учебники подразделяют на гуманитар­ные, физико-математические, природоведческие и др.

По характеру преподавания материала различают учебники академи­ческие и прикладные.

По ведущим методам обучения выделяют информационные, проблем­ные, программированные, комплексные учебники.

В педагогической литературе выделяют следующие функции учебника:

информационная —учебник преподает основы наук, позволяет расши­рить объем знаний, организовать самостоятельную учебную деятельность;

контрольно-коррекционная — проверка и коррекция хода обучения;

мотивационная — создание стимула к изучению предмета.

В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Чтобы об­легчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебни­ке есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и система­тизировать знания; иногда указывается литература для самообразования.

Таким образом, можно выделить структуру учебника:

текст (главный компонент) — подразделяется на:

а) основной (теоретический и фактический материал);

б) дополнительный (документы, отрывки, справки);

в) пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии).

внетекстовые (вспомогательные) компоненты: вопросы, задания, памятки, таблицы, иллюстрации, подписи к иллюстрациям, аппарат ори­ентировки, замечания, предисловие, приложения, оглавление, указатели.

Материал в учебниках может размещаться по:

А) линейному принципу (материал излагается последовательно на осно­ве уже знакомого, без возвращения к нему на следующих этапах изучения);

Б) концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины).

К учебнику предъявляются следующие требования:

1. Язык учебника должен быть простым и доступным учащимся.

2. Учебник должен составляться по учебной программе.

3. Материал учебника должен быть изложен системно, логически, стройно.

4. Учебник должен отображать уровень развития современной науки.

5. Учебник должен содержать точные формулировки, обоснования,
правила и выделять те, которые нужно запомнить.

6. Учебник должен иметь качественные иллюстрации.

7. Учебник должен соответствовать санитарно-гигиеническим требо­ваниям (шрифт, переплет).

Учебным целям служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, ат­ласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускаются учеб­ные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на класс­ных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 7: Определить сущность дидактики. Изложить историю ее развития. Сформулировать задачи дидактики и определить основные ее категории | Вопрос 10: Назвать и объяснить основные тенденции развития образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.