КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 10: Назвать и объяснить основные тенденции развития образования
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: ♦ Гуманизация — ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. ♦ Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо ♦ Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через ♦ Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. ♦ Стандартизация — ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины. ♦ Многовариантность — создание в образовательной системе условий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обеспечение альтернативного и свободного развития. На практике проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных ♦ Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели,
♦ Фундаментализация —усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний. ♦ Информатизация — связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий ♦ Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей во всех формах взаимодействия с учащимися. ♦ Непрерывность — процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. ♦ Преемственность — предполагает преемственность всех уровней ♦ Демократизация — выделяются следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем: ♦ равенство всех членов общества перед образованием; ♦ доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий; ♦ децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования; ♦ открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;] ♦ право на выбор учебного заведения; ♦ нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование
В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изолированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-технического (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования. Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость. Вопрос 11: Объяснить сущность системы образования Республики Беларусь, ее принципы, структуру
Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществлению тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслима без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться старшие классы средней общеобразовательной школы, которая в настоящее время стала самой пространcтвенной во всех странах мира Развитие технического производства требовало создания и расширения сети профессионально-технических учебных заведений (училищ) для подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий. Одновременно развивалась сеть высших учебных заведений — университетов, различных институтов, колледжей и т. д. Одновременно происходил процесс совершенствования структуры и преемственных связей между различными образовательно-воспитательными учреждениями, что, в конечном итоге, привело к созданию в каждой стране своей системы образования. Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из отдельных частей», «соединение частей». Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых целями обучения, возрастом обучающихся, содержанием образования и т. д. Современные исследователи рассматривают систему образования в трех измерениях:
1. Социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, в от 2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации; 3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т. д.). Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: ♦ приоритетности образования; ♦ обязательности общего базового образования; ♦ осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; ♦ доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; ♦ преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; ♦ национально-культурной основы образования; ♦ приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; ♦ научности; ♦ экологической направленности образования; ♦ демократического характера управления образованием; ♦ светского характера образования. Национальная система образования включает: ♦ участников образовательного процесса; ♦ образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные ♦ учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; ♦ государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни: ♦ дошкольное образование; ♦ общее базовое образование; ♦ общее среднее образование; ♦ профессионально-техническое образование; ♦ среднее специальное образование; ♦ высшее образование; ♦ послевузовское образование. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: ♦ внешкольное воспитание и обучение; ♦ повышение квалификации и переподготовку кадров. Учреждение образования — юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. К учреждениям образования относятся: ♦ Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ♦ Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения. ♦ Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях— техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры при образовательных учреждениях высшего профессиональной го образования и научных учреждениях. ♦ Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей ♦ Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие Во всей системе воспитательных влияний наличность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер. Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности с целью овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |