Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет как средство доступа к правовой информации

 

История создания Internet. Около 30 лет назад Министерство обороны США создало сеть, которая явилась прародительницей Internet – она называлась ARPAnet. ARPAnet создавалась для под­держки научных исследований в военно-промышленной сфере, в частности, для исследования методов построения сетей, устойчи­вых к частичным повреждениям и способных в критических усло­виях продолжать нормальное функционирование. Основной прин­цип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как рав­ный с равным с любым другим компьютером.

Передача данных в сети была организована на основе протоко­ла Internet (IP). Протокол IP – это свод правил по работе сети. Сеть задумывалась и проектировалась так, чтобы от пользователей не требовалось никакой информации о конкретной структуре сети.

Примерно 10 лет спустя после появления ARPAnet появились локальные вычислительные сети, такие как Ethernet и др. На боль­шинстве рабочих станций ЛВС была установлена операционная система UNIX, которая имела возможность работы в сети с про­токолом Internet (IP). Появились организации, которые начали со­здавать свои собственные сети, использующие протокол IP. Воз­никла потребность подключения ЛВС к ARPAnet.

Одной из сетей была NSFNET, разработанная по инициативе Национального научного фонда (NSF) США. В конце 80-х гг. NSF создал пять суперкомпьютерных центров, сделав их доступными для использования в любых научных учреждениях. Однако попыт­ка использовать для организации связи коммуникации ARPAnet потерпела крах, столкнувшись с бюрократией в оборонной отрас­ли и проблемой обеспеченности персоналом. В результате NSF по­строил собственную сеть, основанную на IP технологии. Центры были соединены специальными телефонными линиями с пропус­кной способностью 56 Кбод. Совместное применение суперком­пьютеров позволяло использовать и создавать множество других вещей, непосредственно к ним не относящихся. Поток сообщений в сети нарастал и в конечном итоге перегрузил управляющие се­тью компьютеры и связывающие их телефонные линии.

В 1987 г. контракт на управление и развитие сети был передан компании Merit Network Inc., которая занималась образователь­ной сетью Мичигана совместно с IBM и MCI. Старая сеть была заменена более быстрыми (примерно в 20 раз) телефонными ли­ниями. Были заменены на более быстрые и управляющие супер­компьютеры.

Потребности пользователей Internet продолжают постоянно расти. Большинство высших учебных заведений США и Западной Европы уже подсоединено к Internet, предпринимаются попытки подключить к этому процессу средние и начальные школы. Пользо­ватели сети прекрасно понимают преимущества, которые дает Internet. Все это приводит к непрерывному росту сети, развитию технологий и системы безопасности.

Основы устройства и функционирования Internet. Это глобальная сеть, с развитием которой связывают новый этап в развитии ин­формационной революции конца XX – начала XXI века. Сеть пре­доставляет следующие возможности:

• практически неограниченные возможности передачи и рас­пространения информации;

• удаленный доступ к огромным, массивам накопленных ин­формационных ресурсов;

• общение между пользователями компьютерных сетей в раз­личных странах мира.

Число пользователей Internet в мире точно подсчитать невоз­можно, но по приблизительным оценкам оно составляет несколь­ко десятков миллионов человек. По одной из методик подсчета количество хост-компьютеров, подключенных к Internet, в январе 1996 г. превысило 9,5 млн, и этот показатель в последнее время ежегодно удваивался. Число пользователей в России, работающих в режиме on-line, превысило стотысячный рубеж, число хост-ком­пьютеров составляет несколько десятков тысяч.

Internet представляет собой всемирное объединение взаимосвя­занных компьютерных сетей. Использование общих протоколов семейства TCP/IP и единого адресного пространства позволяет говорить об Internet как о единой глобальной «метасети», или «сети сетей». При работе на компьютере, подключенном к Internet, можно установить связь с любым другим подключенным к сети компью­тером и реализовать обмен информацией с помощью того или иного прикладного сервиса Internet (WWW, FTP, E-mail и др.).

Домашний компьютер или рабочая станция локальной сети получает доступ к глобальной сети Internet благодаря установле­нию соединения (постоянного или сеансового) с компьютером сервис-провайдера – организации, сеть которой имеет постоянное подключение к Internet и предоставляет услуги другим организа­циям и отдельным пользователям. Региональный сервис-провай­дер, работающий с конечными пользователями, подключается, в свою очередь, к более крупному сервис-провайдеру – сети наци­онального масштаба, имеющей узлы в различных городах страны или даже в нескольких странах. Национальные сети получают до­ступ в глобальный Internet благодаря подключению к международ­ным сервис-провайдерам – сетям входящим в мировую магист­ральную инфраструктуру Internet. Кроме того, региональные и на­циональные сервис-провайдеры, как правило, устанавливают со­единения между собой и организуют обмен графиком между сво­ими сетями, чтобы снизить загрузку внешних каналов.

Темпы развития Internet в той или иной стране во многом опре­деляются развитием национальной инфраструктуры IP-сетей (ком­пьютерных сетей, построенных на основе протоколов TCP/IP), вклю­чающей в себя магистральные каналы передачи данных внутри страны, внешние каналы связи с зарубежными сетями и узлы в различных регионах страны. Степень развитости этой инфраструк­туры, характеристики каналов передачи данных, наличие доста­точного количества местных сервис-провайдеров определяют усло­вия работы конечных пользователей Internet и оказывают суще­ственное влияние на качество предоставляемых услуг.

Пользователь, получивший полный доступ в Internet, стано­вится равноправным членом этого мирового сообщества и, вообще говоря, может не интересоваться тем, какие региональные и национальные сервис-провайдеры предоставляют этот доступ.

Internet – организация с полностью добровольным участием. Высшая власть принадлежит ISOC (Internet Society). ISOC – обще­ство с добровольным членством. Его цель – способствовать гло­бальному обмену информацией через Internet. ISOC назначает со­вет старейшин, который отвечает за техническую политику, под­держку и управление Internet.

Совет старейшин представляет собой группу приглашенных добровольцев, называемую IAB (Совет по архитектуре Internet). IAB регулярно собирается, чтобы утвердить стандарты и распределить ресурсы, такие, например, как сетевые адреса.

Пользователи Internet высказывают свои замечания и предло­жения на встречах IETF (Оперативный инженерный отряд Internet). IETF – это добровольная организация, которая регулярно соби­рается, чтобы обсудить текущие эксплуатационные и технические проблемы. Для решения важных проблем IETF создаются рабочие группы. По результатам исследования рабочая группа обычно вы­пускает доклад.

За Internet никто централизованно не платит: каждая сеть или пользователь платит за свою часть. Так, например, NSF платит за содержание NSFNET, a NASA платит за Научную сеть NASA (NASA Science Internet). Организации платят за подключение к некоторой региональной сети, которая в свою очередь платит за свой доступ сетевому владельцу государственного масштаба и т. д.

Каждая сеть имеет свой собственный сетевой эксплуатацион­ный центр (NOC). Такой центр связан с другими и знает, как раз­решить различные возможные проблемы.

Архитектура сетевых протоколов TCP/IP, на базе которых по­строена Internet, предназначена специально для объединенной сети. Сеть может состоять из совершенно разнородных подсетей, соеди­ненных друг с другом шлюзами. В качестве подсетей могут высту­пать самые разные локальные сети (Token Ring, Ethernet, пакет­ные радиосети и т.п.), различные национальные, региональные и специализированные сети (например, HELPnet), а также другие глобальные сети, такие, например, как Sprint. К ним могут под­ключаться машины совершенно разных типов. Каждая из подсетей работает в соответствии со своими специфическими требования­ми и имеет свою природу связи.

Доступ в Internet, как уже упоминалось выше, получают через поставщиков услуг (сервис-провайдеров). Поставщики эти прода­ют различные виды услуг, каждый из них имеет свои преимуще­ства и недостатки.

Персональный доступ в Internet, особенно в России, пока что достаточно дорогое удовольствие, однако многие организации, особенно институты, уже имеют доступ в Internet. В этом случае пользователю не надо платить денег из своего кармана, не надо иметь дело с поставщиками услуг и т.д.

Имеются возможности получить доступ в Internet не через пря­мых распространителей, т.е. без лишних затрат. Одна из таких воз­можностей – служба, называемая Freenet, т.е. бесплатная сеть. Это информационная система, основанная соответствующим сообще­ством и обычно имеющая модемный доступ к Internet по телефону.

Уровни сети Internet. Пересылка битов в Internet происходит на физическом уровне схемы ISO OSI. Дать краткое и доступное опи­сание процесса достаточно затруднительно. Потребовалось бы вве­сти большое количество специальных терминов, понятий, описа­ний процессов на физическом уровне и т. д. Для понимания рабо­ты сети это необязательно. Можно считать, что просто имеется канал, по которому из конца в конец перекачиваются биты.

Организация блочной, символьной передачи, обеспечение на­дежной пересылки происходит на других уровнях модели ISO OSI. Функции канального уровня в Internet распределены по другим уровням, но не выше транспортного. В этом смысле Internet не совсем соответствует стандарту ISO. Канальный уровень Internet занимается только разбиением потока битов на символы и кадры и передачей полученных данных на следующий уровень.

Сеть Internet состоит, в основном, из выделенных телефонных линий. Однако модель телефонной сети не отражает адекватно струк­туру и работу сети. Телефонная сеть – это сеть с коммутацией каналов, т. е. на все время сеанса связи имеется физическое соеди­нение с абонентом. При этом пользователю выделяется часть сети, которая для других уже не доступна. Это приводит к нерациональ­ному использованию линий сети. Internet является сетью с комму­тацией пакетов, что принципиально отличается от сети с комму­тацией каналов.

Наглядным примером сети с коммутацией пакетов является по­чта. Модель почты достаточно точно отражает суть работы и струк­туры Internet, и ею часто пользуются. Компьютерные сети, кото­рые в концептуальном плане наследуют принцип организации почтовой связи, называются дейтаграммными сетями.

Протоколы Internet (IP). Internet аккуратно передает данные в различные точки, разбросанные по всему миру. Забота об этом возложена на сетевой уровень в эталонной модели ISO OSI.

Различные части Internet соединяются между собой посредством компьютеров, которые называются узлами. Узлы – аналоги по­чтовых отделений, где принимается решение, как перемещать па­кеты по сети, точно так же, как в почтовом узле намечается даль­нейший путь почтового конверта. Каждый узел не имеет непосред­ственных прямых связей со всеми остальными узлами.

Для работы такой системы требуется, чтобы каждый узел «знал» об имеющихся связях и о том, на какой из ближайших узлов оптимально следует передать адресованный пакет. В Internet узлы выяс­няют, куда следует пакет данных, решают, куда его дальше отпра­вить и отправляют. Такой процесс называется маршрутизацией.

Для ее осуществления составляются таблицы маршрутизации. В Internet составление и модификация таблиц маршрутизации опре­деляются соответствующими протоколами: ICMP (Internet Control Message Protocol), RIP (Routing Internet Protocol) и OSPF (Open Shortest Path First). Узлы, занимающиеся маршрутизацией, назы­ваются маршрутизаторами.

В Internet имеется набор правил по обращению с пакетами. Про­токол Internet (IP) берет на себя заботы по адресации и по под­тверждению того, что узлы «понимают», что следует делать с дан­ными по пути их следования. Суть работы протокола IP аналогич­на правилам обработки почтового конверта. В начало каждого па­кета помещается заголовок, несущий информацию об адресате сети. Чтобы определить, куда и как доставить пакет данных, этой ин­формации достаточно.

Адрес в Internet состоит из 4 байт. При записи байты отделяют­ся друг от друга точками: 111.22.345.99 или 3.33.33.3. По сути адрес состоит из нескольких частей. Начало адреса показывает, частью какой из сетей является отправитель. Правый конец адреса гово­рит о том, какой компьютер или хост должен получить пакет. Каж­дый компьютер в Internet имеет в этой схеме уникальный адрес, аналогичный обычному почтовому индексу. Существует несколько типов адресов Internet, которые по-разному делят адрес на поля номера сети и номера узла, и от типа такого деления зависит ко­личество возможных различных сетей и машин в таких сетях.

Пересылаемая по сетям IP информация делится на части, рас­кладываемые в отдельные пакеты. Длина информации внутри од­ного пакета обычно составляет от 1 до 1500 байт. При таком подхо­де всем пользователям предоставляются примерно равные права. Поэтому, чем больше пользователей одновременно работает в сети, тем медленнее она реагирует на каждого из них.

Протокола IP вполне достаточно для работы в Internet. Дан­ные, помещенные в оболочку IP, содержат всю необходимую ин­формацию для передачи их с компьютера пользователя получате­лю. Однако при пересылке информации с использованием прото­кола IP возникает ряд проблем, которые необходимо решать:

• большинство сообщений превышает длину в 1500 символов, т. е. допустимый размер одного пакета;

• пакеты в сообщении могут содержаться в последовательнос­ти, отличной от их исходного порядка;

• возможны ошибки в передаче пакетов.

Следующие уровни сети Internet должны обеспечить пересылку больших массивов информации и устранить ошибки, которые воз­никают в процессе передачи.

Для этого создается программное обеспечение, которое пони­мает язык команд, выдает сообщения об ошибках, подсказки, ис­пользует для адресации сетевых компьютеров при общении с пользо­вателем обычные имена, а не числа и т.д., иными словами, повы­шает уровень удобства работы в сети. В модели ISO OSI над этим работают уровни выше транспортного, т. е. сеансовый, представле­ния данных и прикладной.

Приложения Internet – это составляющие части программного обеспечения. Их создают на основе сервиса TCP или UDP. Прило­жения позволяют пользователю достаточно просто справиться с возникшей проблемой, не вдаваясь в подробности технического устройства сети, протоколов и т. п.

Существует несколько стандартных приложений, или служб Internet: удаленный доступ (telnet), передача файлов, электронная почта (E-mail) и т.д., которые далее будут рассмотрены подробнее. Наряду с ними используются и другие, нестандартные приложения.

Службы Internet. В данном пункте будут рассмотрены самые по­пулярные службы Internet. Эти приложения поддерживаются стан­дартом. Статистические данные показывают частоту использова­ния того или иного приложения Internet, т.е., в некотором смыс­ле, его популярность.

Удаленный доступ (telnet) – работа на удаленном компьютере в режиме, при котором компьютер пользователя эмулирует терми­нал удаленного компьютера, т.е. на своем рабочем месте можно делать то же, что и с обычного терминала удаленной машины. Находясь, например, в России, можно работать на суперкомпью­тере в США так, как если бы он стоял рядом.

Начать сеанс удаленного доступа можно, подав соответствую­щую команду и указав имя машины, с которой предполагается работать. Сеанс обеспечивается совместным функционированием программного обеспечения удаленного компьютера и компьюте­ра пользователя. Они устанавливают TCP-связь и общаются через TCP и UDP пакеты.

Для пользования службой telnet необходимо иметь доступ в Internet класса не ниже dial-up.

Электронная почта {E-mail) – одна из самых популярных на сегодняшний день Internet-служб. По разным оценкам, в мире на­считывается более 50 млн пользователей электронной почты. В то же время мировой трафик электронной почты занимает только около 5 % всего сетевого.

Популярность электронной почты в России объясняется как тем, что большинство подключений в настоящее время имеют класс dial-up (с модема), так и тем, что ею можно пользоваться при любом виде доступа к Internet.

E-mail – электронный аналог обычной почты. С ее помощью можно посылать сообщения, получать их в свой электронный почтовый ящик, автоматически отвечать на письма корреспонден­тов, используя их адреса, рассылать копии писем нескольким по­лучателям, переправлять полученное письмо по другому адресу, включать в письма файлы разных типов, вести подобие дискуссий с группой корреспондентов и т.д. Можно также посылать почту через шлюзы в сопредельные сети.

Служба E-mail позволяет получить доступ к услугам других служб, Например ftp, Whois, WWW и т.п. Существует множество серве­ров, поддерживающих такие услуги. В адрес такой службы посыла­ется сообщение, содержащее команды этой службы, а в ответ по электронной почте приходит необходимый файл. В таком режиме возможно использование почти всего набора команд службы ftp (file transmition promocul).

Электронная почта дает возможность проводить телеконферен­ции и дискуссии. Для этого используется специальное программ­ное обеспечение – рефлектор почты, установленное на некоторых узловых машинах сети. Рефлектор почты по получении электрон­ных писем рассылает их копии всем подписчикам.

Доски объявлений (USENET news). Эта служба дает возможность читать и посылать сообщения в открытые дискуссионные группы. По сути она представляет собой сетевой вариант досок объявле­ний (BBS: Bulletin Board System), изначально работавших на ма­шинах с модемным доступом. Сообщения адресуются широкой публике, а не конкретному адресату и могут иметь совершенно разный характер.

Узлы сети, занимающиеся обслуживанием системы новостей, по получении пакета новостей рассылают его своим соседям, так что получается широковещание, обеспечивающее быструю рас­сылку новостей по всей сети.

После установки клиентской программы службы Usenet на ком­пьютере пользователя создается список дискуссионных групп, в которых он хочет участвовать и чьи бюллетени новостей он будет получать постоянно.

Поиск данных и программ (Archie). Эта служба регулярно собира­ет с анонимных ftp-серверов информацию о содержащихся там файлах. Она позволяет производить поиск по названиям файлов и директорий и по описательным файлам, а именно по словам, там содержащимся. Искать можно по имени, по шаблону, по смысло­вым словам, которые могут содержаться в описании файла или программы.

Доступ к Archie осуществляется через особые Archie-серверы, Использование службы Archie требует наличия Internet-доступа класса dial-up. Помощь также доступна по электронной почте.

Служба Gopher интегрирует практически все возможности Internet. Она позволяет в удобной форме пользоваться всеми услу­гами, предоставляемыми сетью. Организована оболочка в виде множества вложенных на разную глубину меню, так что остается толь­ко выбрать нужный пункт и нажать на клавишу Enter. В такой фор­ме имеется доступ к сеансам Telnet, ftp, e-mail и т.д.

Gopher-серверы получили достаточно широкое распространение. Их трафик составляет около 2 % от общего графика в сети. С одного сервера можно войти в другие.

Gopher должен быть установлен непосредственно на рабочем компьютере пользователя; он сугубо интерактивен. При этом до­ступ в Internet должен быть не хуже доступа класса dial-up.

Всемирная паутина World Wide Web (WWW). Гипертекст пред­ставляет собой текст со вставленными в него командами размет­ки, организующим ссылки на связанные места данного текста, других документов, рисунки, файлы и т.д. При просмотре гипер-. текста в программе-браузере, которая обрабатывает ссылки и вы­полняет соответствующие действия, в тексте видны выделенные подсветкой слова. Если навести на них курсор и нажать на клавишу Enter или на кнопку мыши, то высветится содержимое ссылки.

В WWW по ссылкам можно попасть в текст другого документа, выполнить какое-нибудь действие или программу и т.д. Ссылаться можно на данные на других машинах в любом месте сети, тогда при активизации соответствующей ссылки эти данные автоматически передадутся на исходную машину и на экране можно будет увидеть текст, данные, картинку, а если провести в жизнь идею мультиме­диа, то и услышать звук, музыку, речь. В рамках службы WWW мож­но получать доступ ко всем другим службам: telnet, E-mail, ftp, Gopher, Archie, USENET и т.п.

По возможностям WWW напоминает Gopher, однако это прин­ципиально другая служба. В Gopher имеется жесткая структура меню. В WWW документ может иметь гипертекстовую структуру любой степени сложности. Пользователь имеет возможность сам органи­зовать структуры типа меню в гипертексте.

При наличии редактора гипертекстов, который поддерживает язык HTML, можно создать любую структуру рабочей среды, вклю­чая документацию, файлы, данные, рисунки, программное обес­печение и т. д. Создание гипертекстовых редакторов с дружествен­ным интерфейсом является одной из основных задач WWW.

Работать с WWW имеет смысл лишь на быстрых линиях. Исполь­зование WWW на медленных линиях – слишком дорогое удоволь­ствие. К тому же, WWW требует доступа в сеть в режиме on-line.

 

Список литературы

 

1 Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов/ О.А.Гаврилов; Ин-т государства и права РАН; Акад. правовой унт. – М.:Норма, 2000. – 419с.: ил.

2 Згадзай О.Э. Информатика для юристов: Учебник / О.Э.Згадзай / Под ред. С.Я.Казанцева. – М.: Мастерство, 2001. – 256с.

3 Информационная безопасность России / Рук. авт. коллектива: Ю.С.Уфимцев, Е.А.Ерофеев. – М.: Экзамен, 2003. – 560с.

4 Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики / В.А.Копылов. – М.: Юристъ, 2003. – 623с.

5 Романец Ю.В. Защита информации в компьютерных системах и сетях / Ю.В.Романец / Под ред. В.Ф.Шаньгина. – 2-е изд. прераб и доп. – М.: Радио и связь, 2001. – 376с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Справочные правовые системы (СПС) | Компьютерные технологии в деятельности органов МВД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.