Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линия /223

Линия/219

ющего на них света. Изучение изменения осве­щения вне зависимости от цвета — вторая часть правильно распределенных художественных за­нятий.

127. Наконец, свойства и отношения цветов, существующих в природе, средства их имита­ции и правила, в соответствии с которыми они становятся прекрасными по отдельности и гар­моничными в сочетаниях, составляют предмет третьей и последней части занятий художника. В этой и в двух следующих лекциях я постара­юсь сообщить вам самое необходимое по каж­дому из этих вопросов.

128. Итак, наша задача заключается в следую­щем: мы просто должны очерчивать области определенных форм и заполнять их теми цвета­ми, которые соответствуют их цветам в приро­де — это очень просто на словах, но не столь легко для выполнения.

Впрочем, кое-что достигается и одним этим определением. Я хочу сказать, что его вполне достаточно для описания предмета, хотя я и не использовал термины «свет» или «тень». Худож­ники, не имеющие цветового чутья, сильно за­путали и извратили практику искусства теорией о том, будто тень есть отсутствие цвета. Напро­тив, в тени непременно присутствует цвет. В са­мом деле, каждый цвет есть уменьшенное коли-

Аг5 1оп§а/


222/Лекция V

теми фактурными элементами, которые мы на­звали линейными; с ними чередуются цветные вставки и инкрустации, которые по своему нежно-цветущему виду похожи на лепесток ро­зы. Впрочем, большинство художественных школ придерживаются только одной фактуры: эффектность подавляющего количества произ­ведений прикладного и изобразительных ис­кусств всех времен обусловливается тем видом фактуры, которая образуется бесчисленными линиями. Возьмем гравюру на дереве, линей­ную графику в узком смысле, возьмем беско­нечно разнообразные виды скульптуры, метал­лических изделий и ткацкого производства. Их эффект, тайная прелесть, нежность и ясность их красок и оттенков в огромной степени зави­сят от тех видоизменений, которые производят­ся на их поверхности линиями и нитями. Даже в выдающихся картинах маслом эффект в зна­чительной степени зависит от ткани холста.

130. В гравировании при помощи царской водки и черным манером42 значительная доля эффекта зависит от того, насколько бархатиста и цветуща ткань. Лучшие произведения — фре­сковые работы великих колористов; об их крас­ках обыкновенно говорят, что они мертвы, но это не так — они пылают блестящим цветом жизни. Высшим достижением в этом ряду

Аг5 1оп§а/


представляются фрески Корреджо, если только они не подверглись переделке.

131. Таким образом, во все периоды [развития] искусства различные фактуры использовались с разными целями и в разных стилях. Но вы уви­дите, что существует широкое историческое де­ление школ, которое поможет постичь их. Самое раннее искусство в большинстве стран — линей­ное; оно состоит из целой системы переплетаю­щихся, винтообразных или соединенных в дру­гие формы линий, вырезанных или прочерчен­ных на камне, дереве, металле или глине. Это вообще отличительная черта дикого состояния и лихорадочной энергии воображения. Позднее мы будем изучать эти школы под общим загла­вием «5сЬоо1$ оГ Ыпе» [«школы линии» (англ.)].

Во-вторых, даже в самые ранние периоды у на­иболее выдающихся народов эти декоративные украшения из линий уже заполняются различ­ными тенями и начинают складываться в формы животных и цветов, причем контуры их заполня­ются плоской тенью или плоским цветом. Отсю­да возникли две великие группы, различные как по своему характеру, так и по целям. Греки рас­сматривали всякий цвет прежде всего как свет. По сравнению с другими расами они совершен­но нечувствительны к цветам, но удивительно чутки к световым явлениям. Их линейная шко-

Аге 1оп§а/


224/Лекция V

ла, переходя в школу плоских пятен света и те­ни, передает последние по большей части че­тырьмя цветами — белым, черным и двумя крас­ными: один — терракотовый, более или менее яркий, другой — темно-пурпурный. Это — два выражения их любимого цвета «лорф-брео*;» на свету и в тени. С другой стороны, многие север­ные народы совершенно нечувствительны к све­ту и тени, но поразительно чутки к цвету, и их декоративные рисунки из линий уже на ранней стадии заполнялись бесконечно разнообразными цветами; но эти цвета не выражали света и тени. Каждая из этих двух школ достигла в своем ро­де, — правда, в известных пределах, — абсолют­ного совершенства; и такого успеха в этих узких рамках никто не сумеет добиться, если не будет строжайше придерживаться тех же пределов.

132. Таким образом, линия в самом раннем искусстве распадается на две школы:

1) греческую: линия в соединении со светом;

2) готическую: линия в соединении с цветом. По мере того, как совершенствуется искусство,

каждая из двух школ сохраняет свои отличия, но обе они перестают подчиняться линии и учатся изображать массы, одновременно приобретая большую тонкость в понимании и в исполнении. Так возникают две крупные средневековые школы: одна — школа плоских и бесконечно раз-

Аг5 1оп§а/


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Линия /217 | Масса, свет и цвет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.