Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. 2. Социальная роль —нормативно одобренный образ жизни и поведения, который ожидают от каждого человека




13.09

2. Социальная роль — нормативно одобренный образ жизни и поведения, который ожидают от каждого человека.

Виды социальных ролей:

- формальная — это такое поведение, которое человек выстраивает в соответствии с правилами усвоенными в течении жизни. Человек выполняет очень много формальных ролей (мама, студентка, жена, продавец, воспитатель, покупатель и другое). Это требует обширных психологический знаний и коммуникативной компетентности.

- внутригрупповая — определяется значимостью человека для группы, его умением ставить перед собой сложные цели и добиваться их выполнения:

Статусы в группе:

- Лидер — ответственный, дисциплинированный, репродуктивный, активный.

- Принятые — это группа поддержки лидера, его помощники.

- Не принятые — не принятые в совместную деятельность.

- Аутсайдеры — это такие члены группы, которые не пользуются авторитетом, проявляют отрицательные личные качества, поэтому группа отказывает им в участии в совместной, общей деятельности.

В течении всей жизни человек выполняет все эти роли и от его внутренней организации зависит его роль.

3. Межличностная роль — это такое поведение, которое человек строит с учетом ожиданий со стороны окружающих.

+ друг

- завистник Я помощник +

- враг

Тема: " Понятие общения, предмет и основная проблематика психологии общения"

Вопросы:

1. Понятие "общение" и трудность его дефиниции.

2. Предмет психологии общения.

3. Потребность в общении - базовая потребность человеческой личности.

4. Значение общения для развития общества и человека.

5. Интегральная модель общения.

 

 

Проблематика общения - одна из центральных проблем психологии. Дать определение понятию общение очень трудно. Американский психолог Ф. Дэнс подсчитал, что только в американской литературе, начиная с 1975 года, было дано 95 определений общения. Он выделил 3 основных признака, по которым различаются эти определения:

1. Уровень анализа - т.е. с точки зрения какой науки или какого исследования подходит автор к определению общения. Дэнс выделял уровни: социологический, социально-психологический, лингвистический и другие подходы. Это применимо и к советской науке. В социологии изучается взаимосвязь процессов общения и структуры общества в целом. Общение рассматривается как способ эволюции общества и как способ поддержания стабильной структуры общества (как в целом, так и отдельных его групп). Лингвистический или психолингвистический подход изучает роль речевого общения и знаковых систем. Психологический подход, в котором можно выделить общепсихологический подход - он состоит в изучении роли и значения общения в развитии психических функций, процессов, свойств и состояний личности, т.е. как влияет общение в онтогенезе на становление психики личности; особенности проявления психических свойств, состояний личности в реальных процессах общения. Так же в психологическом подходе выделяют социально-психологический подход - он заключается в изучении зависимости протекания общения от социально-психологических характеристик общающихся людей, т.е. от характера выполняемых ими социальных ролей, социального статуса; мотивы общающихся при вступлении в процесс общения; закономерности протекания общения в различных реальных группах, реальных общностях (возрастных, этнических, профессиональных и других).

2. Вторым признаком является наличие или отсутствие интенции со стороны коммуникаторов, т.е. какой-то специфической цели общающихся людей;

3. Третьим признаком является наличие нормативной оценки акта общения, т.е. оценивается ли результат этого процесса каким-то образом, причём не только самими общающимися, но и сор стороны социума.

 

В советской психологии не такого большого разброса определений общения. В советской психологии считается, что общение всегда интенциально, т.е. имеет определённую цель. Общение всегда результативно и нормативно. Нормативная оценка выражается в факте обязательного контроля со стороны социума. Но универсального, единого, общепринятого определения общения пока не выработано. Существует несколько подходов к определению общения:

1. Коммуникативный: общение - процесс передачи информации (знаний, опыта, настроений, эмоций, мыслей, интересов) от одного субъекта к другому при помощи специфических коммуникативных средств. Основная цель общения: обмен информацией для достижения взаимопонимания (А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов, Ю.А. Шерковин).

2. Интерактивный подход (интеракция - взаимодействие): общение - установление взаимных контактов. Этот подход не отрицает, что обмен информацией присутствует при общении. Но обмен информацией считается здесь лишь условием общения (А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Борис Фёдорович Ломов и др.).

3. Я.Л. Коломинский трактует общение как взаимодействие между людьми, в процессе которого формируются, проявляются и развиваются их личные отношения.

4. Синтетический подход - объединяющий в определении общения все названные подходы (Б.Д. Парыгин). "Общение - сложный и многогранный процесс социально-психологического взаимодействия, включающий информационный обмен, взаимовлияния и понимания людьми друг друга, воздействие друг на друга, непосредственный эмоциональный контакт, формирование межличностных отношений и достижение взаимопонимания". Именно Б.Д. Парыгин выделяет в общении 3 аспекта: 1. Перцептивный, 2. Коммуникативный, 3. Интерактивный.

 

В настоящее время наиболее общепринятым является следующее определение: "Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека".[1]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.