Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни анализа конкретного процесса общения

Часто разные подходы к сущности общения определяются именно уровнями анализа. И в структуре реального процесса общения можно выделить 3 уровня анализа:

1. макроуровень - ему соответствует макроструктура общения, включающая элементы: ситуация общения, коммуниканты, средства общения. Социально-психологическая ситуация общения включает контекст, куда относят тему и содержание общения; пространственно-временные характеристики общения; модальность общения, которая выражается через отношение партнёров к ситуации общения, т.е. может быть либо положительным (позитивная модальность), либо отрицательным (отрицательная модальность), либо разная у разных партнёров (т.е. отношение ко всем элементам ситуации общения); средства общения: вербальные (речь) и невербальные (мимика, жестикуляция, интонация, контакт глаз и прочее).

2. Мезауровень - описание динамическо-процессуальных характеристик самого акта общения. этот уровень обычно представляет ряд трудностей.

 

Цуканова (Москва) предложила такую модель (в школе Ломова). В качестве структурных элементов процесса общения она выделяет коммуникативную задача, коммуникативный результат, стратегия общения, тактика общения, коммуникативный цикл, прямая и обратная связь. Эту модель можно отнести только к диадическому общению. Цуканова: "В данном случае коммуникативную задачу и коммуникативный результат нельзя смешивать с задачей и результатом другой некоммуникативной деятельности". Коммуникативный результат - изменение смыслового поля каждого партнёра (семантического поля или системы личностных смыслов индивида), изменение не только знаний, но и установок, изменение в аффективной сфере. Коммуникативная задача -такое воздействие на партнёра, при котором в каждый момент взаимодействия можно добиваться всё большего взаимопонимания и влияния на партнёра, т.е. изменения его смыслового поля.

Коммуникативный цикл -повторяющийся и относительно самостоятельный элемент коммуникативного процесса (система сопряжённых актов, по Ломову, н-р, говорение-слушание или вопрос-ответ).

3. Микроуровень - отдельный коммуникативный цикл.

Стратегия -связь коммуникативной задачи с конечным коммуникативным результатом.

Тактика (тактический план) рассматривается в пределах отдельного коммуникативного цикла, т.е. это понятие связано с микроуровнем.

Где граница каждого коммуникативного цикла?

В каждом из них существует прямая и обратная связь (н-р, вопрос и ответ). Именно наличие обратной связи и заканчивает каждый коммуникативный цикл. Чтобы коммуникативный цикл замкнулся обратная связь должна удовлетворять 2 требованиям: обратная связь должна пониматься как адекватная обоими партнёрами и должна быть адекватна коммуникативной задаче (т.е. общему плану взаимодействия), иначе это не будет обратная связь.

Цуканова предлагает своеобразную графическую модель общения:

 

Рисунок

 

Каждый виток - коммуникативный цикл, где есть прямая и обратная связь.

В реальном процессе общения трудно выделить границы отдельных коммуникативных циклов, т.е. трудно выявить адекватную обратную связь.

Пытаются диагностировать изменения смыслового поля после каких-то промежуточных коммуникативных результатов (н-р, с помощью методики семантического дифференциала). Это помимо субъективных отчётов.

В целостном процессе общения можно выделить как и в динамике деятельности 3 этапа:

1 этап ориентировки - ориентировка в ситуации общения, в партнёре по общению, в средствах общения, выработка совместной стратегической программы;

2 этап - реализация плана совместной деятельности - постепенное развёртывание сопряжённых коммуникативных циклов;

3 этап - фаза контроля - начинается после достижения коммуникативного результата. Здесь происходит оценка эффективности и результативности коммуникативного процесса.

Первый этап можно выделить на мезоуровне и на микроуровне. Но здесь она свёрнута по длительности. Третий этап - на мезоуровне, возвращаемя от коммуникативного результата к коммуникативной задаче.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Важнейшие функции общения | Общение как один из видов деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.