Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия функционального состояния




Психограмма

Психограмма – часть профограммы, отражающая требования к личности специалиста (познавательная, эмоционально – волевая, коммуникативная, система мотиваций), требования к психофизиологическим свойствам (ЦНС, темперамент), требования к психическим процессам. Термин введен В.Штерном в 1921 году. Псиограмма использовалась как основа для профотбора, профподбора и профориентации. Это модель психических свойств человека, необходимых для данной профессии.

 

Элементы психограммы:

- название профессии

- требование к ЦНС, темпераменту

- уровень развития психических процессов (моторика, восприятие, память, внимание, воображение, мышление)

- интересы и склонности

- личностные качества

 

Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик, функций, качеств человека, который прямо или косвенно обусловливает выполнение профессиональной деятельности. Функциональные состояния являются результатом включения человека в определенную деятельность.

Составляющие функционального состояния:

  1. внешняя среда, физическая и социальная
  2. внутренние психофизиологические условия (эндокринная и сосудистая система)
  3. факторы деятельности

 

Основные виды функциональных состояний:

- работоспособность

- утомление

- монотония

- стресс

 

Работоспособность – поддержание заданного уровня деятельности в течении определенного времени. На процесс труда влияют работоспособность и состояние орудий труда. Все это ведет к эффективности деятельности. Работоспособность является стадией устойчивой работы: расход ресурсов (физических и психических) примерно равен восстановительным процессам. Если работа очень интенсивна или длительна, то могут нарастать процессы расходования ресурсов, которые уже плохо компенсируются восстановительным процессом, при этом возникает усталость.

Усталость –предупреждение об утомлении, психическое явление, вызываемое утомлением. Защитная реакция при усталости – отказ от деятельности, т.е. желание отдохнуть. Если работа очень важна, можно волевым усилием преодолеть усталость – второе дыхание.

 

Меры повышения работоспособности:

  1. правильное профессиональное обучение
  2. рациональный режим труда и отдыха
  3. усиление мотивации

 

Связь работоспособности с темпераментом:

Зеленый – холерик

Черный – меланхолик

Оранжевый – сангвиник

Красный - флегматик

Утомление – функциональное состояние, появляющееся во время снижения работоспособности, в неспецифических изменениях физических функций (ощущениях), объединяется чувством усталости в результате выполнения интенсивных или длительных работ.

 

 

Признаки утомления:

  1. уменьшение работоспособности
  2. предшествующая длительная или напряженная работа
  3. обратимое нарушение работы

 

Проявление усталости:

  1. изменение в физиологии (переход на менее выгодный режим деятельности)
    • учащенное сердцебиение
    • вовлечение в движения большего количества мышц из-за ослабления силы сокращения отдельных мышц. Следствием этого является нарушение силы и скорости сокращений
    • замедление темпа работы
    • нарушение координации движений
    • увеличение количества ошибок
    • страдает внимание, нарушен контроль за деятельностью
    • страдает память (воспоминание, запоминание)
    • ухудшается эффективность мышления (мышление происходит в основном на основе стереотипов, особенно это для принятия новых решений)
  2. субъективные переживания:
    • отдышка
    • тремер (мелкое дрожание)
    • боли в теле
    • нарушение внимания, памяти, мышления
    • ослабление воли
  3. медицинские показатели:
    • высокий травматизм
    • производственные заболевания

 

Профилактика утомления:

Методы активного отдыха, стимуляция процессов восстановления:

- физические упражнения

- перемена деятельности

- подвижные игры

 

Монотония – функциональное состояние, характеризующееся как снижение уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижение внешней стимуляции, - голод чувств.

 

Появление монотонии:

  1. снижение концентрации внимания
  2. снижение способности к переключению внимания
  3. снижение сообразительности
  4. ослабление воли
  5. появление сонливости
  6. возникает неприятные эмоциональные перспективы, которые заключатся в стремлении выйти из этой ситуации

Вхождение в нормальную внешнюю среду (появление множества раздражителей) убирает появление монотонии.

 

Факторы, вызывающие монотонию:

  1. высокая частота повторения одних и тех же трудовых действий
  2. работа состоит из простых трудовых действий
  3. труд оператора (авиадиспетчер, водитель, летчик…) недопустимо появление монотонии в этих профессиях, т.к. понижается бдительность

 

Типы людей, устойчивых к монотонии:

- с инертными нервными процессами (интроверты, с низкой подвижностью – флегматики)

- менее устойчивые, с сильной нервной системой, с высокой подвижностью нервных процессов (экстраверты, эмоционально неустойчивые люди, люди с высокой тревожностью)

 

Профилактика монотонии:

  1. обеспечение оптимальных сенсорных и физических нагрузок
  2. устранение факторов монотонности труда (разные операции у одного работника)
  3. рациоанльный режим труда и отдыха, перерывы в работе могут оставлять 8-30 % рабочего времени

орагнизационные меры:

  1. возможность общения на рабочем месте
  2. интерес к труду
  3. экономия и рациональность движений

 

Стресс – общий адаптационный синдром, представляет собой неспецифический ответ организма на любое неблагоприятное воздействие.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессового состояния.

Стадии стресса:

  1. тревога (до 2 суток) происходит мобилизация защитных сил организма
  2. повышение сопротивляемости организма новым, более затратным уровням энергетики (повышение частоты сердцебиения, выброс адреналина, сужение зрачков0 эта стадия или приводит к стабилизации или переходит в 3
  3. истощение, возможна гибель

 

Влияние стресса на деятельность:

Позитивное влияние – формируется активно – оборонительное поведение, человек ищет выход.

Негативное влияние – ухудшение качества, надежности, продуктивности труда. Деятельность может дезорганизоваться, увеличиваются затраты внутренних ресурсов.

 

Профилактика стресса:

  1. рациональный режим труда и отдыха. Труд без авралов.
  2. использование методов саморегуляции:
    • нервно – мышечная релаксация Джекобсона
    • аутогенная тренировка Шульца
    • музыкальное и цветовое воздействие
    • использование(комната) программ эмоционально – психологической разгрузки

 

Методы релаксации:

  1. Нервно – мышечная релаксация (Джекобсон) – упражнения на расслабление основных мышечных групп тела. Основная идея – сильное напряжение, а затем расслабление мышц. Появляется ощущение волны, тепла, устраняется накопленное напряжение, ускоряются обменные и восстановляющие процессы.
  2. Аутогенная тренировка (Шульц) – методика самовнушения. Человек произносит специальные формулировки самоприказов. Для выполнения аутогенных тренировок необходимо удобно сесть и расслабиться.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.