Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура субъекта труда




Общие причины профессионального выгорания

  1. Монотонность работ, особенно если смысл работы не осознается
  2. Вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки
  3. Работа без возможности дальнейшего профессионального самосовершенствования
  4. Потеря друзей, семьи из-за занятости на работе и понимание того, что работа занимает все время
  5. Внезапное изменение внешних обстоятельств

 

Психика человека состоит из 3 сфер:

  1. когнитивные процессы
  2. регулятивные процессы
  3. коммуникативные процессы

В психологии труда когнитивные процессы предназначены для опознания среды, ориентировки в профессиональной сфере, которая является не только местом работы, но и ЗУН профессии раньше, чем человек становится профессионалом. Они включают ощущения, восприятие, представления, внимание, память, мышление, воображение.

Регулятивные процессы – управляют эмоциями и чувствами организации и регуляции деятельности.

Коммуникативная сфера – общение в профессиональной деятельности.

Ощущение – отражения свойств предметов объективного мира, возникающие при непосредственном воздействии этих объектов на организацию чувств. Ощущения могут быть осознаваемыми и бессознательными. Ощущения помогают анализировать, играют важную роль для профессиональной деятельности.

Восприятие – психический процесс, порождающий чувства, субъективный образ объектов внешнего мира. Основная функция восприятия – обеспечение условий для адекватного поведения.

Оперативный образ – отражение в сознании человека объекта действия. Он складывается по ходу выполнения действий, содержит только ту информацию, которая необходима для правильного совершения действия.

Скорость восприятия и точность восприятия очень важны при принятии решения. Необходим компромисс, между скоростью и точностью восприятия……………….

Три этапа функционирования практического мышления

  1. возникновение проблемной ситуации
  2. формирование мыслительной задачи
  3. реализация решения

 

Практическое мышление всегда возникает там, где есть проблемная ситуация.

 

Проблемная ситуация – это момент профессиональной деятельности, когда профессионал не может продолжать деятельность старыми способами и средствами.

 

Возникновение проблемной ситуации:

Сначала человек осознает проблему. Чем больше профессиональный опыт, тем выше чувствительность к проблемным ситуациям. Проблемная ситуация – это субъективное образование, сложившаяся ситуация для одного является проблемой, а для другого нет. Профессионал выделяет проблемную ситуацию потоки деятельности, ориентируясь на ее признаки:

  1. Невозможность продолжать деятельность на основе своих ЗУНов.
  2. Попытка анализа сложившихся обстоятельств.
  3. Поиск вариантов продолжения деятельности в соответствии со своими возможностями.

 

Формулирование мыслительной задачи.

Сбор информации, конкретизирующий проблемную ситуацию, анализ ситуации, принятие решения. Этот этап зависит от требований профессионала к будущему результату. Эти требования определяются индивидуальными особенностями человека и условиями деятельности.

Пример: В стационаре больной, отказывается принимать назначенное лекарство. Это проблемная ситуация.

Вариант 1: требование к результату – эффективность лечения. В этой ситуации врач должен задать себе вопросы: уверен ли он сам, что больной должен принимать именно этот препарат? Если да, то дальше идет убеждение пациента в необходимости приема. Если врач не уверен, то он должен найти альтернативу этому препарату. Какое воздействие на других больных окажет согласие врача с мнением больного?

Вариант 2: требование к результату – сохранение своего авторитета. В этом случае для принятия решения нужно задать себе вопросы: Поддается ли больной убеждению или внушению? Как найти нужные аргументы? Подчинится ли больной указанию врача?

 

Реализация решения.

Этот этап начинается в конце в завершении предыдущего этапа, так как появляется направленность на реализацию решения. При реализации решения, необходимо учитывать обратную связь от промежуточных результатов и корректировать способ достижении я результата, если в этом есть необходимость.

 

Воображение.

Воображение – это способность создавать новые образы, не существовавшие ранее в личном опыте человека или вообще в человеческой ситуации. Новые образы появляются через переработку и синтез содержания личного опыта и общего культурного опыта.

В трудовой деятельности, человек должен постоянно прогнозировать возможные результаты и перестраивать свое поведение в соответствии с изменениями внешней среды. Основа воображения – это способность заметить свойства предметов и компоновать их в новые образы.

 

Функции воображения в трудовой деятельности:

  1. Создание образа цели (предвосхищение результатов деятельности)
  2. Формирование программы поведения в проблемной ситуации (в ситуации неопределенности)
  3. Мысленный эксперимент - это обеспечение виртуальной деятельности.
  4. Воображение является основой творчества.

 

Формы воображения:

  1. Непроизвольное воображение.
  2. Произвольное воображение т.е. целенаправленное решение научных, технических проблем, создание предметов искусства. Всегда существует при наличии осознанной мотивации: я хочу.

· Воссоздающее – создание образа желаемого результата.

· Творческое создание образов, которые воплощаются в новых социально значимых продуктах.

  1. Мечта – образ более-менее отдаленного будущего. Не предполагает немедленного результата, но мотивирует творческий поиск.

 

Регулятивные процессы в структуре субъекта деятельности.

Регулятивные процессы -процессы обеспечивающие построение, регуляцию профессиональной деятельности.

Любой регулятивный процесс формируется на базе когнитивных, эмоционально-волевых и мотивационных процессов. Регулятивные процессы связаны с личностными качествами: решительность, целеустремленность, самодисциплина.

 

Целепологание – это формирование цели деятельности и ее конкретизация на подцели.

Существует три формы цели:

  1. Мысленная картинка продукта цели.
  2. Цель – результат (количественное выражение и словесное представление цели).
  3. Цель – уровень достижения.

 

Способы задания цели:

  1. Нормативные задания – цель доводится до субъекта труда. (осуществить в течение месяца 30 консультаций)
  2. Инициатива человека – это добровольное целепологание.

 

Прогнозирование – это отражение в сознании того, чего нет, но с большой вероятностью будет.

 

Функции прогнозирования:

  1. заблаговременное обнаружение проблемы, это необходимо, для того, чтобы уменьшить неопределенность внешней среды
  2. учет последствий деятельности

 

Формы прогнозирования:

  1. текущее прогнозирование, оно всегда включено в выполнение какой-либо задачи
  2. стратегическое прогнозирование, чаще всего используется в управлении, т.е. рассмотрение глобальной цели

 

Принятие решения – это выбор одной из альтернатив выхода из ситуации неопределенности и реализация выбора в исполнительных действиях. Принятие решения необходимо, когда появляется фактор неопределенности в процессе деятельности или когда сама среда сложна и быстро меняется.

Этапы принятия решения:

  1. определение проблемной ситуации (Что имеем? Что необходимо достичь? В чем трудность перехода от существующего к желаемому?)
  2. анализ содержания проблемной ситуации
    • анализ информации, которая составляет проблемную ситуацию
    • определение ограничивающих факторов, которые порождают проблему
    • формулировка критериев выбора
  3. формулировка альтернатив
  4. оценка альтернатив в соответствии с критериями
  5. выбор альтернативы по принципу – максимальный выигрыш \ минимальный проигрыш
  6. реализация принятия решения

 

Требования к принятию решения:

1. эффективность решения, оно должно быть наилучшим, среди потенциально возможных

2. решение должно адекватно отражать особенность ситуации и указывать конкретные пути преодоления проблемы

3. своевременность решения, т.е. решение должно отражать ситуацию

4. реализуемость решения, выбирается реально выполнимое решение в данной, конкретной ситуации

5. конкретность решения, т.е. план

 

Планирование – это составление плана в соответствии с которым будет составляться решение. Планирование осуществляется до начала самой деятельности и связывает принятие решения с конкретной программой реализации. План имеет два параметра, он может быть детальным и тогда деятельность более эффективна или прогностический план, формирующийся на основе прогностической информации. Прогностическая информация неопределенна, неточна и ненадежна, поэтому прогностический план должен быть гибким и допускать изменения.

 

 

Условия эффективности планирования:

  1. наличие в структуре плана двух уровней: стратегического (определяющего общую направленность действий, узловые этапы, он не должен изменяться) тактический (он должен изменяться с учетом ситуации)
  2. план должен сочетать гибкость стратегического этапа с твердостью реализации

 

Программирование деятельности

Программа – это выстроенная во времени конкретная цель действий. Сама программа является результатом процесса планирования.

 

Самоконтроль – мониторинг промежуточных результатов индивидуальной деятельности. Он дает возможность адаптировать деятельность к изменению внешних и внутренних условий ее исполнения. Виды самоконтроля:

- непроизвольный самоконтроль – реализуется автоматически, без осознания и включен в выполнение всех действий

- произвольный самоконтроль – при этом ставится осознаваемая цель – проконтролировать себя

 

Коррекция – сам результат, еще не говорит о том, достигнута цель или нет, поэтому необходим этап коррекции деятельности.

 

Процедура коррекции:

  1. восприятие информации о результате
  2. сопоставление результата с идеальной целью
  3. определение степени рассогласованности цели и результата
  4. коррекция до приемлемого рассогласования результата и цели

 

В процессе коррекции происходит самообучение субъекта труда:

1. происходит расширение профессионального опыта

2. повышается уровень компетентности

3. происходит исправление своих ошибок и недочетов

Коррекция является завершающим этапом, одного цикла деятельности. В результате происходит либо выходи из этой деятельности, либо повторное, скорректированное осуществление этой же деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.