Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные проблемы конверсии




В проводимых в России экономических реформах и перестройке системы управления важную роль играет реорганизация деятельности предприятий военно-промышленного комплекса. Это беспрецедентная по масштабам задача. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает сокращение производства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услуг для удовлетворения нужд населения и обще­ства в целом. С целью производства конкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего и внешнего рынка используются высокие технологии оборонного комплекса.

Конверсия не может рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат на строительство и рекон­струкцию цехов, участков, модернизацию и замену оборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также на переподготовку кадров, выплату выходных пособий и т. д. Решение этой задачи предполагает использование методов государственного уп­равления в сочетании с рыночными методами.

Организационная структура отечественной военной промышлен­ности, объем производства которой доходил до 2/3 общего объема про­мышленного производства, довольно близка к корпоративной. Мно­гие предприятия создавались и функционировали в составе конкрет­ных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылки для межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединений типа корпораций. Для многих предприятий военно-промыш­ленного комплекса образование корпораций является условием вы­живания - сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, материально-технического обес­печения и сбыта готовой продукции.

Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении, оме того, принципиальное значение имеет представление государственных интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов акций или владения «золотой акцией». Это соответствует мировой практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных программ. К настоящему времени в основном уже сформирована организационная структура гражданского сектора оборонного комплекса, начата реализация новых приоритетов в его развитии. Такими приоритетами в организационной сфере являются:

формирование национальных научных центров по важнейшим прорывным технологиям;

создание финансово-промышленных групп, технопарков и тех-
полисов, основанных на использовании технологий двойного назначения;

образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий (в том числе и в других странах) как форм участия в мировом разделении труда;

переход в полном объеме к государственной контрактной системеразмещения заказов для нужд государства;

нормативно-правовое обеспечение экономического механизма,
соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса.

Реконструкция и структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод их на выпуск гражданской продукции, оптимальное использование их научно-технического потенциала - ключевой вопрос развития корпоративного управления в Украине, определяющий его судьбу в будущем

 

4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

В последние годы в Украине были созданы условия для широкою развития такой динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения paзмерности предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. Согласно законодательству, выделение, в частности, малых предприятий, производится по предельным уровням численности персонала по отраслям в промышленности, строительстве и на транспорте — это 100 чел., в науке и научном обслуживании — 60 чел., в сельском хозяйстве 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел., в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В мировой практике нет унифицированного определения малого предприятия. В 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко применяются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководств;) с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от местных рынков и источников сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т. д.

В Великобритании, например, к малым относятся предприятия и фирмы с числом занятых до 200 чел. в промышленности и до 25 чел. — в строительстве. Во Франции к малым относятся предприятия с количеством занятых от 10 до 50 чел., к ремесленным —с числом работающих до 10 чел. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 чел., к средним —до 200 чел.

В Японии к средним и малым предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся пред­приятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. иен и числом работающих до 300 чел. В оптовой торговле соответствующие показатели — до 0,03 млрд. иен и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере услуг — до 0,01 млрд. иен и до 50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству от­носятся фирмы с числом занятых менее 300 чел. и годовым оборотом до 100 млн. марок.

О структуре занятости на предприятиях различного размера в це­лом ряде развитых стран свидетельствуют данные табл. 4.2.

 

Таблица 4.2

Структура занятости на предприятиях различного размера

(в % от общего числа занятых)

 

Страна Менее 20 чел. 20-99чел. 100-499 чел. 500 чел. и более
США 26,9 29,0 23,9 20,2
Япония 49,4 27,6 11,3 11,7
ФРГ 27,3 22,4 22,6 27,7
Италия 50,7 21,7 14,9 12,7
Швейцария 42,6 26,7 19,6 11,1

 

В сфере деятельности малых и средних предприятий субъектами экономических отношений являются:

лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;

коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;

работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выпол­нении специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления законности предпринимательства.

Объектами регулирования предпринимательства являются:

регистрация и юридическое (официальное) признание предпринимательства;

регулирование прав и режимов предпринимательской деятель­ности;

стимулирование и льготы для предпринимателя;

создание условий и государственной поддержки предпринимательства, его обслуживание;

защита прав предпринимателя;

ответственность предпринимателя;

соответствующие полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.

Для малых предприятий, имеющих юридическую самостоятельность, характерны финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке хозяйственных подразделений. Они создают благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). О масштабах деятельности малых и сред них предприятий в развитых зарубежных странах и России свидетельствуют данные табл. 4.3.

В США более 37% валового национального продукта производится ма­лыми предприятиями. Ими создается примерно два из трех новых рабочих мест. Всего же небольших фирм здесь насчитывается около 18 млн., из них семейных —7 млн. В каждой из производственных программ, которых насчи­тывается более тысячи, неизменно содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад малых предприятий в экономи­ческий рост.

В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сек­тора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объема продаж в про­мышленности, 67% — в сфере услуг, почти 90% — в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микропредприятие с числом за­нятых до 9 чел., их насчитывается более 14,4 млн.

Таблица 4.3

 

Страна Количество малых и средних фирм Число занятых, млн. чел. Доля малых и средних фирм, %
    тыс. ед. в расчете на 1 тыс, жителей     в общей численности занятых В ВВП
Великобритания     13,6   50-53
Германия     18,5   50-54
Италия     16,8   57-60
Франция     15,2   55-62
Страны ЕС         63-67
США   74,2 70,2   50-52
Япония   49,6 39,5   52-55
Россия 836,2 5,65 8,1 9,6 10-11

 

Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, предоставить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, расширить поле конкуренции. Законодательство предусматривает их организацию путем передачи, продажи и сдачи в аренду неиспользуе­мых производственных мощностей, машин и оборудования, зави­зированных, недостроенных объектов и сооружений, выделения I состава действующих предприятий одного или нескольких структурных подразделений в первую очередь для производства товаров народного потребления и оказания бытовых услуг населению. Они могут создаваться на основе любых форм собственности отдельными гражданами, предприятиями и организациями, государственными органами. Для образования новых и развития действующих малых предприятий создаются целевые фонды за счет добровольных взносов различных предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных.

Малые предприятия, обладая самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, имеют все возможности обеспечить управление производственными процессами и снабженческо-сбытовыми операциями на основе простых организационных структур при минимальной численности работников административного аппарата и их взаимозаменяемости. Для осуществления многих функ­ций управления при отсутствии ряда служб, характерных для больших структур, малые предприятия на договорных началах могут пользоваться услугами специализированных предприятии.

Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управ­ления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты пласта в одних руках может вызвать трудности для развития предпри­ятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организаци­онной структуры управления, размежевание прав собственности и управления.

В последние годы происходили серьезные качественные изменения в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям развития экономики страны. С одной стороны, малые предприятия не заменяют крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения потребительского спроса. С другой сторо­ны, наметилась ярко выраженная тенденция к переходу доминанты малого предпринимательства от торговли, сферы услуг и строительства к машиностроению, энергетике, химии, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям.

В этих условиях малые предприятия призваны играть существен­ную роль как в удовлетворении потребительского спроса, так и в обес­печении устойчивого развития экономики в целом. При государствен­ной поддержке они имеют реальную возможность использовать внут­ренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях. Малое пред­принимательство сглаживает колебания экономической конъюнкту­ры, обеспечивая особый механизм уравновешивания спроса и пред­ложения. Оно развивает конкуренцию, создавая систему сильных мо­тиваций для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В Украине сформированы институты госу­дарственной поддержки и развития малого предпринимательства, ре­ализуются на практике сотни проектов. Происходит становление ры­ночной инфраструктуры.

Среди многообразных функций рыночной инфраструктуры все большее значение приобретают:

• организационное оформление деловых отношений;

• облегчение реализации интересов участников деловых отношений;

• специализация различных субъектов экономики, повышение эффективности и оперативности их работы на основе дифференциа­ции заполняемых ими рыночных ниш;

• упрощение форм юридического и экономического контроля, го­сударственного и общественного регулирования деловой практики.

В рыночной инфраструктуре выделяют организации двух типов -формирующиеся самостоятельно в ходе развития рыночной эконо­мики и формируемые государством или при его участии. К организациям первого типа относятся различные биржи (товарно-сырьевые, ценных бумаг), посреднические организации, коммерческие банки, Консалтинговые учреждения и другие, оказывающие различные услу­ги как в сфере производства, так и в снабжении — сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т. д. Формирование рыночной инфраструктуры требует от государства в основном законодательного регламентиро­вания процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей.

В условиях становления рыночных отношений процесс регулирования товаропотоков и формирования хозяйственных связей должен быть ориентирован в первую очередь на целевую финансовую и кредитную поддержку приоритетных потребителей с целью сохранения их покупательной способности на рынке ресурсов и товаров, установ­ления прямых связей с поставщиками. Вместе с тем должно быть существенно активизировано регулирующее воздействие государства I через систему прямых государственных закупок по контрактам.

Применительно к тем или иным элементам рыночной инфраст­руктуры используются разные формы государственной поддержки. В одних случаях это может быть прямое субсидирование, в других — Жесткий контроль и регулирование, в третьих — исполнение опре­деленных функций и т. п. В частности, обязанность государствен­ных органов состоит в предоставлении всем функционирующим и потенциальным предприятиям исчерпывающей и достоверной ин­формации о действующем законодательстве, о его уточнениях и из­менениях, о возможных партнерах, биржевых сводках, котировках акций и т. п. по минимально возможным расценкам.

Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность открыть счет в банке, по лучить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым про­фессиям, организовать реализацию изделий предприятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая эти проблемы, предприни­матель постоянно наталкивается на препятствия. Преодолеть эти препятствия возможно только при четко организованной государственной поддержке.

В современных условиях принципиальное значение для развития предпринимательства приобретает использование новейших инфор­мационных технологий внутри предприятия и для обеспечения его внешних связей. В сочетании с применением электронно-вычисли­тельных машин, способных оперативно обрабатывать множество дан­ных, и технологией спутниковой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной передачи данных, необходимых для развития современной предприниматель­ской деятельности.

В государственных программах предусматривается выделение следу­ющих основных направлений и конкретных мероприятий по государ­ственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:

• формирование нормативно-правовой базы;

• совершенствование системы финансовой поддержки;

• создание системы информационного обеспечения;

• содействие внешнеэкономической деятельности субъектов ма­лого предпринимательства;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

• производственно-технологическая поддержка.

Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их дело­вые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщи­ками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основан­ные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специ­фическом переплетении собственности и контроля. Широко практи­куется создание объединений малых предприятий в форме ассоциа­ций и союзов. Среди них функционируют территориальные и отрас­левые ассоциации, объединения для достижения определенной кон­кретной цели.

Многосторонняя кооперация специализированных малых предприятий, имеющих различный хозяйственно-правовой статус, стала тенденцией современного производства. Она приобретает все нее широкий масштаб и разнообразные формы - субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосер­вис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместный выход на внешние рынки, венчурный бизнес и т. п.

Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуются рыночными преимуществами на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочис­ленные рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи к сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и раз­нообразием сервиса.

Стимулирование конкуренции предпринимательских организаций со стороны государства включает в себя четыре главных направления:

антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;

введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности;

определенное регламентирование порядка выхода на рынок са­мостоятельных предпринимателей;

последовательная либерализация внешнеэкономических связей.

Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осу­ществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно использовать систему контрактных отношений крупных и малых предприятий — фрайчайзинг, получающую широкое распространение особенно, в торговле и сфере услуг, и дающую значительный экономический эффект. Ее суть со стоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. п. Подобная система сотрудничества оказывается выгод ной обеим сторонам.

Малое предпринимательство обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений — таков не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован п ускоренной разработке технических проектов.

Характерной чертой развития мирового хозяйства является фор­мирование с широким участием малых предприятий территориаль­ных научно-технических и научно-промышленных комплексов, по­лучивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказы­вают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений:

• ускоряется появление новых научно-технических предприни­мательских структур;

• деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на
потребности;

• происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение
социального положения населения.

В развитых странах разработаны специальные программы под­держки венчурных предприятий. В рамках этих программ определя­ются направления, размеры и источники финансирования. Програм­ма помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению финансирова­ния на стадии коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков.

Весьма распространенной формой венчурного финансирования стали фонды крупных корпораций (корпоративные финансовые венчуры). Венчурное финансирование осуществляется крупными корпорациями тремя способами:

- путем непосредственного финансирования создания малых
фирм, разрабатывающих новые продукты (массовое же производство нового продукта налаживается самой корпорацией, а внедренческие фирмы такого типа называют «парниковым хозяйством» монополий);

- через создание полностью принадлежащих им филиалов — мелких фирм венчурного капитала (в форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд, предоставляющий ссуды на разработку и освоение изобретений, сделанных вне материнских компаний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвестиционные фирмы фор­мируются несколькими корпорациями);

- посредством паевого участия корпораций в фирмах венчурного капитала.

Наиболее актуальными направлениями формирования рыночной системы взаимосвязей крупного и малого предпринимательства являются:

- включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий;

- налаживание производственной кооперации между малыми и
крупными предприятиями, включение малых предприятий в производственные цепочки крупных;

- участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, использование малыми предприятиями неиспользуемых
производственных площадей и оборудования крупных промышлен­ных предприятий;

- совместная работа, сотрудничество малых и крупных предприятий в сфере научных исследований, технических разработок и инно­ваций.

Дальнейшее расширение производственно-технической поддерж­ки малых предприятий должно быть согласовано с государственными Программами и проходить по следующим линиям:

- оснащение малых предприятий современным оборудованием и технологиями;

- создание системы лизинга машин, оборудования и производственных помещений;

- организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау.

- содействие малым предприятиям в сертификации продукции для
выхода на международные рынки;

- развитие института технического консультирования в системе
мер поддержки малых предприятий;

- обучение основам управления производственными процесса
ми в системе подготовки кадров для предпринимательской деятельности.

Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, с органами государственной власти. Успех дела во многом здесь зависит от освоения этики деловых отношений, использова­ния в интересах малого предпринимательства информационных, об­разовательных и консультационных услуг. Благоприятный социаль­ный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг де­ловой активности становятся существенными условиями дальней­шего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Организационная обособленность предприятий

Самостоятельным субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики, является предприятие. Предприятие создается для производства продукции, выпол­нения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребитель­ского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, продает выпускаемую продукцию, использует прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Учредительными документами предприятия являются его устав, а решение о его создании и договор учредителей. В уставе опре­деляются организационно-правовая форма предприятия, органы уп­равления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде ликвидации или реорганизации. Формами реорганизации предприятия являются слияние, присоединение, разделе- выделение из прежней структуры или преобразование в иную организационно-правовую форму.

Масштабы и характер организационных проблем, встающих перед руководителем, различаются в зависимости от размера предприятия. Например, организационные проблемы небольших предприятий {(концентрируются на разделении работ, установлении ответственнос­ти и определении объема контроля. Предприятия среднего размера больше заняты использованием функциональной организации, ра­ционализацией штата и координацией. У больших организаций возникают проблемы децентрализации, сбалансирования усилий раз­личных подразделений по мере роста предприятий.

Степень вовлеченности предприятий в рыночные формы хозяйствования во многом зависит от его нацеленности на запросы потребителей и производство конкурентоспособной продукции. Хорошо организованные предприятия более эффективны. Если предприятие создано и функционирует на основе современных принципов, то и удовлетворенность его работников результатами труда более высо­кая. Нерациональная организация требует гораздо больше времени на решение проблем, многие из которых пораждаются самой орга­низацией.

Деятельность предприятия носит циклический характер. Сбои и нарушения в этой деятельности являются симптомами появления про­блем в самой организации. Важно изучать эти симптомы, проводить изменения и организационное регулирование, контролировать, как решаются проблемы. С этих позиций организационное построение предприятия должно базироваться на таких принципах, как возмож­ность гибкого реагирования на изменения потребностей рынка, обес­печение оптимального уровня децентрализации управленческих ре­шений, персонифицированная ответственность за организацию и вы­полнение функций предприятия. Эти принципы должны отражаться в утверждаемом положении об организационной структуре предпри­ятия. Основной круг вопросов, регламентируемых указанным поло­жением, может быть сведен к следующему:

• основные направления деятельности предприятия;

• основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);

• состав обслуживающих функций деятельности предприятия;

• определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);

• состав организационных звеньев предприятия, закрепляемые за
ними функции и определение порядка работы по их выполнению (пра­ва, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);

• выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных,
обслуживающих), формирование центров прибыли;

• определение порядка контроля соответствия организационной
структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.

Виды организации субъектов хозяйствования

 

 

Классификация организаций предполагает их объединение по определенным критериям, таким, как вид деятельности, размер, форма собственности, источники финансирования, формализация, прибыль, организационно-правовая форма и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.