Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная форма




Бюджетные и небюджетные организации

Форма собственности в организации

Коммерческая и некоммерческая организации

Хозяйственные и общественные организации.

К хозяйственным относятся организации, работающие в сфере производства услуг и научно-технической сфере. В свою очередь они подразделяются на производственные, научно-производствен­ные, посреднические и др.

К общественным организациям относятся политические партии, союзы, блоки, экологические, правозащитные и другие организации, осуществляющие добровольную общественную дея­тельность.

По украинскому законодательству коммерческой называется организация, основной целью деятельности которой является полу­чение прибыли. Некоммерческая организация преследует другие цели, однако может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, идущую на покрытие текущих расходов и раз­витие (благотворительные фонды, ассоциации, союзы).

По форме собственности организации могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смешанной формой собственности.

Государственные и муниципальные организации отличаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они (полностью или частично) находятся под контро­лем государственных или муниципальных органов управления.

К частным относятся организации, созданные индивидуальны­ми предпринимателями (в виде товарищества, кооператива, фер­мерского хозяйства и т.п.), а также акционерные общества и хозяй­ственные товарищества, уставный капитал которых образуется за счет частных вкладов, взносов или долей.

Организации со смешанной собственностью образуются на ос­нове сочетания различных ее форм: частной, государственной, муниципальной, иностранной, например смешанные акционерные общества, где наряду с участием государственного капитала при­влекаются частные и иностранные инвестиции.

К бюджетным организациям относят те, основным источни­ком финансирования которых являются средства государственного или местного бюджета. Небюджетные организации имеют другие источники формирования финансовых средств. Однако и они мо­гут в определенных случаях получать из бюджета средства, направ­ляемые на финансирование государственных или региональных про­грамм, проектов, заказов.

Малые организации могут создаваться в виде кооперативов, товариществ, обществ и других организационно-правовых форм.

Крупные организации часто существуют в виде различных объе­динений, которые позволяют организациям, входящим в их состав, объединить усилия и использовать преимущества интеграции. Среди многочисленных организационных форм интеграции в нашей стране стали получать распространение концерны, корпорации, холдинговые компании, консорциумы, финансово-промышленные группы [13, с. 36-37].

1.3. Характеристика организационных форм предприятий в Украине

 

Согласно закону «Про власність» от 7.02.1991 г. и Закону Украины «Про підприємства в Україні» от 27.03.1991 г. существуют виды предприятий в Украине, изображенные на рис.1.1.

 
 

 

 


Рис. 1.1. Виды предприятий в Украине [4]

 

Индивидуальное предприятие – это предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно его труде.

Семейное предприятие - это предприятие, основанное на собственности и труде граждан Украины – членов одной семьи, проживающих вместе.

Частное предприятие - это предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы.

Коллективное предприятие - это предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, другого уставного общества, гражданской или религиозной организации.

Государственное коммунальное предприятие - это предприятие, основанное на собственности административно-территориальных единиц.

Государственное предприятие - это предприятие, основанное на общегосударственной собственности.

Совместное предприятие - это предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности).

Иностранное предприятие - это предприятие, основанное на собственности юридических лиц и граждан других государств.

Согласно Закону Украины «Про господарські товариства» от 19.09.1991 г.:

Хозяйственные общества – это предприятия, учреждения, организации, созданные на основе соглашения юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Таблица 1.1

Права и обязанности участников хозяйственного общества [4]

Права Обязанности
Участие в управлении делами общества Получать учредительные документы и выполнять решения общего собрания и других органов управления предприятием
Участие в распределении прибыли общества и получение ее части (дивидендов) Вносить вклады (оплачивать акции) в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами
Получать информацию о деятельности общества, знакомиться с его документацией (годовые балансы, отчеты, протоколы собраний и т.д.) Не разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию о деятельности общества
Выти в установленном порядке из общества Другие обязанности
Другие права  

 

Общие особенности хозяйственных обществ:

- являются юридическими лицами;

- могут приобретать имущественные и неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени;

- основателями и участниками обществ могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств;

- могут открывать расчетный и др. счета в банках, заключать соглашения после их регистрации;

- имеют право создавать на территории Украины и за ее пределами филиалы, дочерние предприятия;

- являются собственниками имущества учредителей, произведенной продукции, полученных доходов;

- имеют право изменять размер уставного фонда;

- создается резервный (страховой) фонд в размере не менее 25% уставного фонда.

Вкладами учредителей и участников хозяйственного общества могут быть:

- денежные средства, в т. ч. в иностранной валюте;

- дома, сооружения, оборудование;

- ценные бумаги;

- интеллектуальные ресурсы (ноу-хау, право на интеллектальную собственность);

- готовая продукция;

- другие материальные ценности.

Виды хозяйственных обществ и товариществ в Украине:

- акционерное общество открытого типа;

- акционерное общество закрытого типа;

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- полное товарищество;

- коммандитное общество;

- товарищество на вере.

- дочерние и зависимые общества.

Акционерное общество – это общество, имеющее уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости.

Акционеры несут ответственность по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций.

Для создания акционерного общества основатели обязаны:

- сообщить о намерении создать акционерное общество;

- осуществить предоплату на акции;

- провести учредительное собрание;

- осуществить государственную регистрацию акционерного общества.

Открытое акционерное общество – это акционерное общество, акции которого могут распространяться путем открытой предоплаты и купле-продаже на биржах.

Особенности создания открытого акционерного общества:

- открытая подписка на акции организуется основателями;

- основатели обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25% уставного фонда;

- срок открытой подписки не может превышать 6 месяцев;

- акционерное общество считается основанным, если удалось охватить подпиской не менее 60% акций;

Сведения для публикации сообщения о создании акционерного общества путем открытой подписки:

- фирменное наименование акционерного общества;

- предмет, цели и сроки его деятельности;

- состав основателей;

- дата проведения учредительного собрания;

- размер уставного фонда;

- нарицательная стоимость, количество и виды акций;

- преимущества и льготы основателей

- место проведения подписки, начальный и конечный сроки подписки на акции;

- наименование банковского учреждения и номер счета, на который
должны быть внесенные взносы;

- другие сведения по решению основателей.

Закрытое акционерное общество - это акционерное общество, акции которого распределяются между основателями и не могут распространяться путем открытой подписки, покупаться и продаваться на бирже.

В закрытом акционерном обществе основатели должны внести в день созыва учредительного собрания не менее 50% нарицательной стоимости акций. Решение о создании акционерного общества, утверждение его устава, избрание органов управления и контроля и ряд других организационных вопросов принимается на учредительном собрании.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на части, размер которых определяется учредительными документами.

Особенности общества с ограниченной ответственностью:

- участники несут ответственность в границах их вкладов;

- к моменту регистрации общества каждый из участников обязанный внести не менее 30% указанного в учредительных документах вклада;

- при выходе участника из общества ему выплачивается стоимость
части имущества общества, пропорциональная его части в уставном фонде, а также надлежащая ему часть прибыли.

Общество с дополнительной ответственностью - это общество, уставной фонд которого разделен на части определенных учредительными документами размеров.

Участники такого общества отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника.

Полное товарищество - это общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Ответственность участников за долги полного товарищества:

- участник отвечает за долги товарищества независимо от того,
возникли они после или до его вступления в товарищество;

- если при ликвидации полного товарищества окажется, что наличия­
имущества не хватает для уплаты всех долгов, за товарищества в
недостаточной части несут солидарную ответственность его участники всем своим имуществом.

Коммандитное общество - это общество, которое включает вместе с одним или несколькими участниками, которые несут ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, также одного или более участников (вкладчиков), ответственность которых ограничивается их вкладом в имущество общества.

Совокупный размер частей вкладчиков не должен превышать 50 % имущества общества.

На момент регистрации коммандитного общества каждый из вкладчиков должен внести не менее 26 % своего вклада.

Товарищество на вере – это общество с дополнительной ответственностью, осуществляющее представительскую деятельность в соответствии с договором, заключенным с доверителями имущества по реализации их прав собственников.

Организационные формы инновационной деятельности. Внауч­но-технической сфере действуют различ­ные коммерческие и некоммерческие организации, в том числе НИИ, КБ, НТЦ, исследовательские консорциумы, венчурные фир­мы, научные и технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры нововведений, инженерные центры и др. [4]

Формы объединений предприятий в Украине

 

Объединение предприятий - осуществляется, как правило, на добровольных основах и предусматривает объединение производственной, коммерческой или другой деятельности.

Преимущества объединения предприятий:

- расширение капитала, материальной базы, источников снабжения сырья, материалов или готовой продукции;

- возможности снижения затрат производства;

- повышение конкурентоспособности благодаря получению "менеджерского таланта" другого предприятия;

- расширение рынка;

- снижение степени хозяйственного риска;

- возможности более рациональных капиталовложений;

- объединение финансовых ресурсов на научно-исследовательские работы и дальнейшее развитие;

- возможности более рациональной продажи и распределения продукции;

- приобретение ценных промышленных ноу-хау, репутации торговой марки другого предприятия.

Недостатки объединения предприятий:

- потеря гибкости;

- осложнение организационной структуры;

- возможности потери торговой марки, названия предприятия, репутации, клиентуры, производственных секретов;

- вероятность конфликтов и разногласий во внутренней структуре создаваемого объединения;

- возможности временного прекращения производственного процесса [4].

Концерн. Среди крупных организаций широко известна такая форма, как концерн. Он представляет собой объединение промыш­ленных фирм, организаций транспорта, торговли, строительства или банковской сферы. Часто в состав концерна входят организации, объединенные производственным циклом, поэтому концерны по­лучили распространение в отраслях, связанных с добычей и пере­работкой полезных ископаемых.

В нашей стране в ходе структурной перестройки народного хозяйства стали создаваться концерны, объединившие предприятия и организации бывших отраслей, специализирующихся на добыче и транспортировке газа, нефтедо­быче и нефтепереработке, производстве минеральных удобрений, добыче зо­лота, алмазов, руд цветных металлов, например государственный концерн по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель».

Существует и другой тип концерна — с диверсифицированной деятельностью, который объединяет организации, занимающиеся различными видами бизнеса, не связанными тесно с основным производством.

Корпорация. Корпорация — это акционерная компания, кото­рая создается для управления крупным производством. Современ­ная корпорация, как правило, состоит из материнской компании и целой сети дочерних обществ, отделений, филиалов и других под­разделений, имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятельности.

Корпорация - это зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, собственниками которого являются акционеры, которые несут ограниченную ответственность по ее долгам в зависимости от их взноса в акции.

Особенности корпорации:

- имеет право на экономическую деятельность, владение собственностью и ее продажу, заключение контрактов, получение кредитов;

- право владения корпорацией отдельными лицами определяется количеством акций - частью капитала;

- доход корпорации облагается соответствующим налогом с корпораций;

- акционеры могут свободно продавать и покупать акции по рыночной цене.

Холдинг. Холдинговая компания является организацией, созда­ваемой с целью владения контрольными пакетами акций других компаний.

Известны два вида холдингов: чистый, который является ис­ключительно финансовой компанией, осуществляющей контрольно-управленческие функции по отношению к дочерним обществам, и смешанный, имеющий право заниматься предпринимательской деятельностью. По формам собственности холдинги могут быть частными, государственными и смешанными. Правовая форма хол­динга — открытое акционерное общество.

Преимущества холдинга состоят в возможности осуществления единой производственной, технической, маркетинговой, налоговой, финансовой политики, установления контроля над ценами, защиты групповых интересов объединяемых организаций.

Создание холдинговых компаний рекомендуется:

- в отраслях промышленности с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);

- в отраслях, являющихся естественными монополиями (например, газовая промышленность, энергетика);

- в отраслях, объединенных общей технологической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);

- в организациях, связанных с обслуживанием населения, объединяемых на территориальной основе (швейная, текстильная про­мышленность, авторемонт, бензозаправка);

- в финансово-промышленных группах, образуемых на основе слияния финансового и промышленного капитала или путем объединения промышленных компаний;

- когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций коммерческими структурами (необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

Консорциум. Консорциум представляет собой временное объе­динение, которое создается для осуществления крупных программ или проектов (инвестиционного, научно-исследовательского, стро­ительного и др.), совместного проведения финансовых операций. За счет паевых взносов участников формируются средства для их реализации. В консорциум на основе соглашения могут входить различные организации, сохраняя при этом свою юридическую са­мостоятельность. После завершения работ консорциум может быть ликвидирован или преобразован в новый.

Создание консорциума обеспечивает его участникам следующие преимущества:

- возможность выполнения работ, которые нельзя провести самостоя­тельно из-за отсутствия необходимых ресурсов;

- распределение расходов между участниками консорциума и снижение риска;

- объединение материальных и человеческих ресурсов, необходимых для выполнения работ;

- повышение технического уровня и конкурентоспособности.

 

 

Предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться и действовать в виде:

? предприятий с долевым участием иностранных инвестиций
(совместных предприятий), а также их дочерних предприятий и филиалов;

? предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвес­торам (иностранных предприятий), атакже их дочерних предприятий
и филиалов;

? филиалов иностранных юридических лиц.

Существуют законодательные и нормативно ориентирующие ре­гуляторы предпринимательских отношений. При этом за государст­вом закрепляются такие функции, как:

?установление нормативных требований к содержанию и качест­ву предпринимательской деятельности и соответственно продукции,
товаров, услуг (стандарты качества, экологические, санитарные нор­мативы и т. д.);

?определение процедур ведения хозяйственных дел путем выдачи
лицензий, принятия документов о порядке осуществления хозяйст­венной деятельности;

?введение запретов и санкций за отступление от норм законода­тельства;

?осуществление контроля и надзора за соблюдением законности
в предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство регулирует права и режимы пред­принимательской деятельности, предусматривает защиту прав, сти­мулирование и льготы для предпринимателей. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формиро­вания и успешного функционирования самых ракообразных структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией госу­дарства является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. той среды, в которой осуществляется целевая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наем­ный персонал, кредиторы и заемщики не могут действовать вне эко­номической обстановки, политической ситуации, правовой, социаль­но-культурной, технологической и определенной географической сре­ды. Среда, определяя положение предпринимателей в экономике и обществе в целом, существенно влияет на выбор той или иной орга­низационной формы предприятия.

Адаптация структур к условиям рынка В связи с переходом к рыночной экономике в корне меняются за­дачи и характер управленческой деятельности предприятий. На пер­вый план выходит цель максимизации прибыли, увеличения рыноч­ной стоимости предприятий в интересах их владельцев. Приспособ­ление предприятия крыночным условиям требует как изменения вы­полняемых функций, так и внутренней организационной перестрой­ки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми зве­ньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и Ответственности. Оценка реальных потребностей рынка и собствен­ных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на ры­ночный спрос — краеугольный камень выработки стратегии предпри­ятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов.

Реформирование предприятий с целью приспособления крынку должно начинаться с перехода к таким видам деятельности, как стра­тегическое планирование, изучение сложившихся на рынке цен, по­тенциальной емкости и насыщения рынка, выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта и снабжения, финансовое управление, анализ издержек предприятия, их структуры и динамики.

В переходной экономике на первый план вышла проблема поис­ка платежеспособного покупателя и реализации продукции в мак­симально сжатые сроки, определения роли оптовых посредников в организации сбыта. Основными каналами для решения этой задачи стали: 1) контакты с частными посредническими структурами, гото­вые взять на себя функции сбыта продукции предприятия; 2) созда­ние для этих целей дочерних снабженческо-сбытовых предприятий. Большинство предприятий сохранили свою традиционную специа­лизацию, ориентируясь на расширение ассортимента выпускаемой Продукции, поиск новых рынков сбыта, а также выпуск новых видов продукции в рамках существующей специализации. Важное новше­ство в структуре управления предприятием - образование специаль­ного подразделения по маркетингу. Его задача - анализ рынка путем изучения потребительских предпочтений. Именно это создает основу для принятия решений о том, какую продукцию следует производить, в каких количествах, какого уровня качества.

Рыночная специализация трансформируется в специализацию производственную, что, в свою очередь, требует внесения соответст­вующих уточнений в организацию исследовательских, конструкторско-технологических служб, подразделений технического контроля продукции. Не менее важно организационно обеспечить нормальное функционирование системы гарантийного и иного обслуживания про­дукции предприятия, а также поддержания бесперебойности работы производственного аппарата. Практически новым видом деятельнос­ти и соответственно структурной ячейкой является реклама продук­ции и услуг предприятия, последовательное и целеустремленное завоевывание новых рынков сбыта и покупателей. Наряду с этим прин­ципиальную важность приобретает обеспечение собственников, ак­ционеров, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о фи­нансовом положении предприятия. Каждому предприятию в рамках реструктуризации предстоит перейти на международные стандарты бухгалтерского учета, создать организационные условия для сущест­венной перестройки деятельности финансовых служб, в задачи кото­рых входит контроль над финансовым состоянием предприятия и раз­работка общей финансовой стратегии.

Один из ключевых вопросов организационной перестройки — пе­ресмотр структуры управления фирмой, предоставление большей хо­зяйственной самостоятельности подразделениям предприятия. Важ­но создать условия, при которых новые идеи в области производства, проектирования, обслуживания клиентов и т. п. могли бы беспрепят­ственно поступать в высшие звенья управления предприятием со всех уровней производственной и управленческой структуры, обеспечивая постоянный приток идей и информации. Подразделения предприя­тия должны располагать достаточно большой автономией.

В свете новых условий функционирования предприятия, опреде­ляемых «правилами игры» в системе рыночных отношений, пересмо­тру и уточнению должны быть подвергнуты организационные прин­ципы и функции деятельности высшего и среднего звеньев управлен­ческой структуры. Организационные функции высшего звена управ­ления предприятием должны включать:

• формирование наиболее приемлемой организационной струк­туры в соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;

• управление, т. е. целенаправленное воздействие на деятельность
компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для персонала компании, стимулирование
качественного выполнения работы. Одной из проблем управления яв­ляется правильный выбор стиля руководства;

• контроль, т. е. обеспечение надлежащего выполнения работы
всеми элементами организационной структуры. Системы контроля
служат для измерения качества и количества проделанной работы.
Главным элементом функции контроля является наличие обратной
связи между получаемой информацией о результатах работы и соот­ветствующими планами, стандартами, нормами, с тем чтобы откло­нения были проанализированы и устранены;

• координацию, т. е. объединение усилий всех элементов организации. Техническими приемами координации являются соблюдение
бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседа­ний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.

Перестройка среднего звена управления должна быть направлена на то, чтобы обеспечить: 1) постановку задач и целей на уровне под­разделений в соответствии с общими задачами и целями компании, организацию работы подразделения (создание четкой структуры, рас­пределение обязанностей, урегулирование конфликтов);.2) управле­ние производственной деятельностью, стимулирование качественной работы сотрудников, координацию производственного процесса, над­лежащую связь.

Каждое предприятие должно разработать и последовательно реализовывать программу мероприятий по реструктуризации своих про­изводств, с тем чтобы наиболее полно адаптироваться к новым усло­виям хозяйствования. При этом важна последовательность в осуще­ствлении указанной программы. В начале постприватизационного периода основные усилия направляются на выживание предприятия, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудово­го коллектива. За этим следует освоение новых «правил игры», новых способов производственно-финансовой деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде. Самостоятельный выход пред­приятия на рынки сбыта делает проблему конкурентоспособности продукции жизненно важным вопросом. Для решения этой задачи необходима комплексная техническая, технологическая и организа­ционно-управленческая реконструкция предприятия. Ее реализация и должна определить стратегию предприятия в обозримом периоде, на что и должен быть нацелен организационный механизм.

Конечным результатом должно стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так назы­ваемого нововведенческого конвейера. Суть этого подхода заключа­ется в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вто­рых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных характеристик продукции при снижении цен на нее. По существу, ставится задача объединить в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержка­ми и высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое сочетание позволит обеспечить не только стаби­лизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производ­ство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продук­ции и изменении ассортимента, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.

Для того чтобы в наиболее короткие сроки и с минимальными вло­жениями выйти на намеченные рубежи, многие компании сосредо­точивают усилия на трех главных направлениях: 1) комплексной ав­томатизации производственных процессов; 2) совершенствовании форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технико-технологической базы; 3) развитии кадрового по­тенциала при одновременном повышении квалификации и активно­сти каждого работника. Именно такая концентрация ресурсов счита­ется наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные про­изводственные системы нового поколения, которые еще недавно су­ществовали только в теории.

В условиях рыночной экономики контроль над предприятием имеет его владелец, который право принятия решений по производ­ственным и финансовым вопросам передает администрации (гене­ральному директору), сохраняя за собой право распоряжаться чистым доходом. Руководитель предприятия концентрирует в своих руках кон­троль над предприятием. Он должен обладать специальными знания­ми и способностью использовать их в повседневной работе по управ­лению предприятием.

Контракт, заключаемый владельцем с руководителем предприя­тия, должен включать следующие основные положения:

• основные права и обязанности руководителя предприятия;

• ограничение совместительства;

• представление декларации о доходах;

• механизм определения заинтересованности руководителя предприятия в совершении сделок от имени фирмы и соответствующий
контроль со стороны ее учредителей;

• ответственность за обеспечение своевременной выплаты зара­ботной платы;

• ответственность (дисциплинарная и материальная) руководи­
теля предприятия за нарушение условий контракта;

• процедура отстранения руководителя предприятия от исполне­ния обязанностей;

• порядок и основания расторжения контракта с руководителем

предприятия.

АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

Акционерная собственность, ее образование и организация

Акционерное общество представляет собой организационно-пра­вовую форму предпринимательской деятельности. Капитал акционер­ного общества разделен на определенное число акций, приобретен­ных его участниками (акционерами). Акционерное общество являет­ся юридическим лицом и имеет в собственности обособленное иму­щество, выступает как самостоятельный субъект права, может от сво­его имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущест­венные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Собственность (капитал) акционерного общества определяется уставным капиталом, равным номинальной стоимости акций обще­ства, которые приобретены акционерами. При этом акции подразде­ляются на размещенные (приобретенные акционерами), объявленные (которые общество вправе размещать дополнительно в определенном количестве по номинальной стоимости) и оплаченные (приобретен­ные и полностью оплаченные акции в течение установленного сро­ка). Особенность акционерной собственности заключается в том, что акционерный капитал и другое имущество принадлежат обществу как юридическому лицу и не являются собственностью (совместной и до­левой) его акционеров. Право на получение части имущества акцио­неры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры име­ют право участвовать в общем собрании с правом голоса, а также пра­во на получение дивидендов.

По сравнению с другими организационно-правовыми формами (например, с обществом с ограниченной ответственностью, которое представляет собой объединение лиц) акционерное общество — это объединение капиталов. Такая особенность акционерной собственно­сти определяет всю систему отношений между акционерным общест­вом и его учредителями (акционерами), а также порядок управления им. В настоящее время нормативное регулирование организации, де­ятельности и управления акционерными обществами регламентиро­вано законодательными актами, которые могут быть объединены в три группы:

• нормы общеэкономического регулирования, устанавливающие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в сфере отно­шений с органами государственного управления, бюджетом, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

• нормы, регламентирующие преобразование государственных и
муниципальных предприятий в акционерные общества;

• нормы, непосредственно регламентирующие организацию, де­ятельность акционерных обществ и управление ими.

Для обеспечения организационного единства производственных процессов (создания организационного единства технологических цепочек) законом предусматривается создание двух или нескольких ак­ционерных обществ с переходом всех прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происхо­дить и с целью диверсификации производства, совершенствования об­служивания производственных процессов и т. д. Эти же цели пресле­дует и присоединение общества. В этом случае присоединяемые обще­ства прекращают свое существование, а все их права и обязанности передаются другому обществу. Процедура присоединения, таким об­разом, не требует создания нового общества и предусматривает вне­сение необходимых изменений в устав и другие документы.

В случае если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности либо нарушается анти­монопольное законодательство, может быть проведено разделение общества. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь созданным обще­ствам. Для аналогичной реорганизации законом предусмотрена воз­можность выделения общества. В этом случае деятельность акционер­ного общества не прекращается, а вновь создаваемые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества. В соответствии с за­конодательством акционерное общество может быть также преобра­зовано в общество с ограниченной ответственностью или в производ­ственный кооператив (преобразование общества).

Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров оп­ределяется порядок конвертации акций общества, а при преобразова­нии общества — обмена акций на вклады общества с ограниченной ответственностью или паевые взносы членов производственного ко­оператива. Схематически способы создания акционерного общества путем реорганизации показаны на рис. 4..

Рис. 4..Способы создания акционерного общества путем реорганизации

Законодательно закреплено требование об активном взаимодей­ствии акционерных обществ (особенно крупных) со специализиро­ванными внешними организациями, в состав которых входят обще­ства, осуществившие размещение акций, или реестродержатели (спе­циализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыночной цены акций), а также средства массовой информации, публикующие информацию об общих собраниях, отчеты акционерных обществ, результаты ауди­торских проверок, сведения о реорганизации обществ и т. п.

 

Структура органов управления в открытых акционерных обществах

Действующее законодательство об акционерных обществах пре­дусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (рис. 4.).

Рис. 21.2. Уровни и сферы управления в акционерном обществе

В зависимости от конкретных условий эта система может быть упрощена или видоизменена. Так, имеется возможность использова­ния двухзвенной системы управления, предусматривающей закреп­ление функций совета директоров за общим собранием, если число акционеров - владельцев голосующих акций не превышает 50 чел. Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по дого­вору коммерческой организации или индивидуальному предприни­мателю (трастовое управление).


 

Собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом управ­ления акционерным обществом. Однако оно не может рассматри­вать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или испол­нительного органа, и не вправе принимать решения по этим вопро­сам. Собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть разделены на три группы:

1. Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в каче­стве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денеж­ный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадле­жит небольшая доля собственности; они стремятся к тому, чтобы их
доля принесла максимум дохода. При возможности увеличения дохо­да они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные
бумаги.

2.Акционеры —работники предприятия (включая администрацию).
Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на
получении дивидендов. Ему не безразлична судьба предприятия, от
которой зависит его заработная плата, получение ряда социальных
льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника
представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и
солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники — владельцы акций скорее их держатели и распорядители, чем ответственные
собственники.

3. Крупные акционеры, приобретающие акции из предприниматель­ских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобрета­ет предприятие (или ряд предприятий) с тем, чтобы развивать произ­водство, в других — налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в третьих — покупает пакет акций в целях перепродажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в определен­ной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль инвестора должна учитываться, исходя из интересов государства.

Влияние указанных категорий акционеров на решения, принима­емые собранием, различно в зависимости от распределения между ними акций.

Фактическая реализация права каждого акционера на управление акционерным обществом — проблема, не решенная не только россий­ским законодательством, но и законами других стран. В США, напри­мер, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капи­тала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма активно. Предлагается обеспечить инвесторам значительные преиму­щества перед биржевыми спекулянтами на общем собрании акцио­неров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры толь­ко после двух лет владения акциями, причем на третьем году владе­ния они будут иметь '/3 голоса, на четвертом году — 2/3 голоса и лишь на пятом — полный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, которое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые владеют акциями в течение непродолжительного времени.

Необходимо также учитывать угрозу развала национальной эко­номики путем перепрофилирования приватизированных предприя­тий в процессе приватизации или дополнительной эмиссии акций. Иными словами, процесс приватизации каждого предприятия дол­жен проходить под контролем государственных органов. Последние должны следить за законностью сделок, тщательно проводить отбор участников конкурса и не менее тщательно разрабатывать условия продажи. При этом необходимо установить ответственность долж­ностных лиц.

Совет директоров (наблюдательный совет)

Общее руководство деятельностью акционерного общества по всем вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции об­щего собрания, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В зависимости от числа акционеров - владельцев обыкно­венных или иных голосующих акций количественный состав совета директоров варьирует от семи или девяти членов.

Введение в действие Закона «Об акционерных обществах» внесло существенные изменения в организацию и деятельность совета ди­ректоров. Прежде всего усилена роль этого органа управления. Его члены избираются на один год, хотя могут переизбираться неограни­ченное число раз. Полномочия любого члена совета директоров ре­шением общего собрания могут быть прекращены досрочно. Усиле­ние роли этого органа управления потребовало повышения ответст­венности (в некоторых случаях субсидиарной) его членов. Закон ог­раничивает участие в совете директоров членов коллегиального ис­полнительного органа акционерного общества, которые не могут со­ставлять в нем большинство. Одновременно установлено, что руко­водитель единоличного исполнительного органа акционерного об­щества не может быть одновременно председателем совета директо­ров. Этим достигается разделение функций стратегического управле­ния и контроля и функций текущего управления (исполнения).

Совет директоров представляет собой не только полноправного представителя акционеров, но и стратегического управляющего по широкому кругу вопросов. Помимо организации общего собрания и вынесения на него вопросов реорганизации общества, дробления и консолидации акций и т. д., совет директоров обладает исключитель­ной компетенцией по следующим вопросам:

• определение приоритетных направлений деятельности общества;

• принятие решений о росте уставного капитала общества путем
увеличения номинальной стоимости акций или размещения общест­вом акций в пределах количества и категории (типа) объявленных акций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено;

• размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если
иное не предусмотрено уставом общества;

• определение рыночной стоимости имущества;

• приобретение размещенных обществом акций, облигаций и
иных ценных бумаг;

• образование исполнительного органа общества и досрочное пре­кращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему
вознаграждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено
к его компетенции;

• принятие рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

• принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и по­
рядку его выплаты;

• использование резервного и иных фондов общества;

• утверждение внутренних документов общества, определяющих
порядок деятельности органов управления общества;

• создание филиалов и открытие представительств общества;

• принятие решения об участии общества в других организациях,
за исключением участия в объединениях коммерческих организаций;

• заключение крупных сделок, связанных с приобретением и от­чуждением обществом имущества, стоимость которого составляет до
50% балансовой стоимости активов общества (на дату принятия ре­шения о совершении такой сделки), и иные вопросы, предусмотренные уставом.

Таким образом, совету директоров принадлежат широкие права в управлении акционерным обществом, однако законодательство не определяет требований к его членам. Указано лишь, что требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров, могут устанавливаться уставом или другим документом, утвержденным общим собранием акционеров. Практически единственной ограни­чительной нормой является порядок принятия решений о соверше­нии сделки, согласно которому такое решение принимается большин­ством членов совета директоров (независимых директоров), не заин­тересованных в совершении сделки.

Исполнительный орган

Все вопросы управления текущей деятельностью акционерного общества (кроме отнесенных законодательством к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров) решает испол­нительный орган общества. На него же возложена организация вы­полнения решений общих собраний и совета директоров. Образова­ние исполнительного органа и досрочное прекращение его полномо­чий осуществляются в соответствии с уставом акционерного общест­ва либо общим собранием, либо советом директоров.

Существуют два варианта организации исполнительного органа акционерного общества:

• единоличный исполнительный орган (директор, генеральный

директор);

• единолично-коллегиальный исполнительный орган (директор,
генеральный директор и правление, дирекция).

Компетенция исполнительного органа должна быть определена уставом общества, а также другими документами, утвержденными советом директоров. Права и обязанности единоличного исполнитель­ного органа устанавливаются договором, заключаемым с ним предсе­дателем совета директоров от имени общества.

Указанными нормами, по существу, исчерпывается регламентация вопросов управления текущей деятельностью акционерного общест­ва. Если законодательство достаточно полно определяет управление капиталом (посредством норм, определяющих права, обязанности и компетенцию общего собрания и совета директоров), то решение во­просов организации управления производственно-хозяйственной де­ятельностью предоставлено акционерным обществам. Такое положе­ние объясняется тем, что указанные вопросы должны решаться са­мим собственником. Кроме того, наличие акционерных обществ, различных по масштабу, сфере деятельности и другим конкретным характеристикам, практически не позволяет нормативно регламен­тировать текущее управление.

Создание эффективных систем управления текущей производст­венно-хозяйственной деятельностью в акционерных обществах может осуществляться несколькими путями. Прежде всего при реализа­ции государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий необходимо предусматривать обязатель­ные требования к перестройке систем управления приватизируемых предприятий. Эти требования должны учитывать конкретные особен­ности предприятий и устанавливаться на основе специально разрабо­танных схем или других документов рекомендательного характера. Государственные органы могут оказать существенное влияние на пе­рестройку систем управления в акционерных обществах, где преобла­дающая часть собственности закреплена за государством. В отноше­нии акционерных обществ с незначительной долей государственной собственности, а также без государственного участия, находящихся в кризисном положении в связи с ненадлежащим управлением, мо­жет применяться процедура внешнего управления.

Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу на­учиться управлять такими обществами с учетом их специфики, сти­мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель­скую активность. По критерию участия в капитале и влияния госу­дарства на управление можно выделить три группы акционерных об­ществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с при­надлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государ­ственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организацион­но-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи­вости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государ­ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущест­венную ответственность, что создает возможность обращения имуще­ства такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно­сти на имущество и ответственность по своим долгам создают объек­тивные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производст­вом, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих пред­ставителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент­ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие ор­ганы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на вы­пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо­собность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой меха­низм взаимоотношений между государственными органами и орга­нами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капи­талом, где государство выступает в качестве единственного акционе­ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа об­щества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Прин­цип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акцио­нерного общества с государственными органами, сводится к разум­ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.

Более перспективны акционерные общества, в которых государ­ству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества пред­ставляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью ос­новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко­личество акций и создаются условия для широкого привлечения в эко­номику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохра­няется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов об­щества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционер­ные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они под­вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государ­ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным кон­трольным пакетом акций осуществляется главным образом предста­вителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное боль­шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста­вителям государства приходится считаться с мнением других акцио­неров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не про­сто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви­тия. С помощью своих представителей государство оказывает влия­ние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

Функции и права представителя государства, управляющего па­кетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные от­личия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционе­ров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

Кадры руководителей в акционерных обществах

До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управ­ления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, раз­мещение и размеры предприятий, планирование численности работ­ников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений.

Еще более жестко регламентировались решения стратегического характера — о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее эксплуатационных ха­рактеристиках, о показателях качества и надежности. Государствен­ная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, ко­эффициенты использования материалов, организационную структу­ру предприятий и т. п. В этих условиях руководитель в процессе свое­го должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие по­лучать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льгот­ных условий финансирования и снабжения и т. п.

Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономичес­кой реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самосто­ятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления исполь­зования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические реше­ния, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использо­вать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавли­ваемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя — предприимчивость. В новых условиях в составе кад­ров руководителей акционерных обществ должны произойти корен­ные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социаль­но-экономических отношений.

Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессио­нально-квалификационными характеристиками. Важнейшими со­ставляющими этой структуры в современных условиях являются:

руководители низшего звена, обладающие необходимыми знани­ями и опытом непосредственного управления производством и пер­соналом;

руководители среднего звена, обладающие знаниями и навыка­
ми, необходимыми для линейного руководства производственно-
структурными подразделениями (цехами, отделами, отделениями, фи­лиалами) и функционального руководства (в области финансов, мар­кетинга, права);

руководители высшего звена, обладающие профессиональным и
личным потенциалом для осуществления стратегического руководст­ва и управления процессом принятия решений;

особый корпус руководителей, способных осуществлять функ­ции внешних управляющих при проведении процедур санации и бан­кротства.

На данном этапе российских реформ наиболее актуальной явля­ется проблема повышения квалификации руководителей высшего зве­на. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специ­альных курсах (семинарах) с приглашением в качестве преподавате­лей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содер­жанием такой учебы должны быть основы производственно-хозяйст­венной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной защиты работни­ков и т. д. Распространению опыта управления акционерными обще­ствами, успешно приспосабливающимися к новым условиям,' могут способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т. п. Заслуживает, в частности, внимательного изучения и уже сложив­шийся опыт реформирования многих предприятий.

Принципиально важно формировать у высших управленцев по­зитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и со­ответствующий опыт работы. Необходимо создать особый корпус ру­ководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при сме­не руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подго­товки специалистов.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Развитая рыночная экономика базируется на достаточно отлажен­ной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность.

Государство, с одной стороны, выступает как собственник иму­щества и как предприниматель, а с другой - как регулятор социаль­но-экономических процессов. Государственная собственность явля­ется важнейшим инструментом проведения в жизнь политики госу­дарства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собствен­ности. Среди них выделяется непосредственная собственность госу­дарства, находящаяся под его прямым контролем; государственная ак­ционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собствен­ность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционер­ное участие государства в капитале частных фирм.

Процесс формирования государственной собственности осуще­ствляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национа­лизации государством объектов, находящихся в частной или смешан­ной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств го­сударственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у част­ного капитала.

Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сло­жившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью на­циональной экономики, социально-экономическими, исторически­ми, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (ав­томобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.

Масштабы государственной собственности значительно расшири­лись в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое соци­ально-экономическое и стратегическое значение для страны, но тре­бующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы го­сударственной собственности в различных странах постоянно изме­няются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются ме­тоды управления государственной собственностью.

В странах с развитой рыночной экономикой существует несколь­ко типов государственных предприятий. В первую очередь это собст­венно государственные предприятия, находящиеся под прямым кон­тролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расхо­ды непосредственно включаются в государственный бюджет. Широ­кое распространение получают предприятия смешанной частно-го­сударственной формы, где государству принадлежит часть акций ком­пании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредст­вом заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательст­вами и тем самым устанавливает отношения формальной субордина­ции с негосударственным сектором экономики.

Государственные предприятия являются инструментом проведе­ния политики государства. С помощью создания тех или иных пред­приятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиин­фляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводите­лям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потре­бителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гаран­тиями государства — это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преиму­щества в государственных закупках и т. д.

Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда пра­вомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использован­ных государственных ресурсов.

В индустриально развитых странах в последние десятилетия преж­ние способы централизованной государственной политики с широ­ким государственным вмешательством в экономику, значительной го­сударственной поддержкой определенных секторов промышленнос­ти были заменены рыночно ориентированной политикой, включаю­щей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, изби­рательную помощь ограниченной группе отраслей высоких техноло­гий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимо­стью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на администра­тивные цели, повышения эффективности и стимулирования конку­рентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку пра­вительства, удешевления государственного управления за счет сокра­щения изживших себя административных структур, формирования ка­чественно нового типа информационных систем. Масштабы ослаб­ления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стра­не, зависят от сложившихся моделей управления экономикой.

Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой ка­питалоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубо­проводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координи­руя приватизационный процесс. Как правило, приватизация госу­дарственной собственности включает несколько этапов: 1) опреде­ление конечной цели проекта приватизации конкретного предпри­ятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск по­тенциальных покупателей акций, продажа акций.

Часто государство предпочитает реализовывать на рынке неболь­шой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение кон­трольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществ­лять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный па­кет акций, получает возможность увеличить капитал без потери кон­троля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случа­ев за государством остается «золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осу­ществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватиза­ция осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдель­ными покупателями.

В ряде стран государство берет на себя финансирование строи­тельства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те от­расли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высоко­технологичных отраслей — атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти от­расли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления част­ным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными за­казами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Науч­ные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений.

В современных условиях определенной модификации подверга­ется государственное программирование как метод воздействия государ­ства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государствен­ные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы по­крывались за счет средств от успешной предпринимательской деятель­ности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействован­ным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, кото­рые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной програм­мы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собст­венности, имеют общегосударственное значение, так или иначе ока­зывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия местного подчинения главным образом представлены сферой комму­нальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог, жилого фонда и др.

Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с паке­том акций, владельцем которого выступает та или иная сторона.

Принципиальное значение имеет проблема разграничения объек­тов федеральной и региональной собственности и механизмов управ­ления государственной собственностью на разных уровнях. Предпри­ятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объ­ектов частной собственности федеральным правительством. Соответ­ственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государствен­ного управления или же его деятельность подлежит косвенному регу­лированию.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.189 сек.