Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные формы государственного регулирования

В условиях переходной экономики государство выступает, во-пер­вых, как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъ­ектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, под­держки и стимулирования и, в-третьих, как собственник государст­венного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъек­тами хозяйствования (рис. 4.). Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание какого-либо одного подхо­да ведет к слабости государственной власти, сдерживает экономи­ческую активность агентов рынка.

Рис. 4.. Роль государства в рыночной экономике


В качестве властной структуры, устанавливающей для субъектов рыночной экономики общие правила поведения, государство должно как минимум не мешать деловой активности предпринимателей. Оно обязано создать стабильную правовую базу предпринимательства и на основе экономических и административных методов управления про­водить активную политику поддержки предприятий (например, ввес­ти обоснованный механизм налогообложения, создать реальную сис­тему защиты предпринимательства и т. д.).

Наряду с общим регулированием экономических отношений од­ной из важных задач государства является проведение селективной политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приори­тетных направлений экономики. На рис. 4. представлена одна из схем государственной поддержки предприятий, предусматривающая селективное выделение ресурсов для осуществления приоритетных проектов в промышленной сфере на конкурентной основе.

 

Государственные и местные органы исполнительной власти   Корпорациии, предприятия, НИИ, КБ
• Объявление приоритетных   • Получение информации о промыш
направлений развития   ленных приоритетах и условиях го-
техники   сударственной поддержки
    • Оценка научного и производственного
• Разработка конкурсных   потенциала предприятия на предмет
и внеконкурсных условий   его соответствия объявленным
предоставления госу   приоритетам
дарственной поддержки   • Оценка роли предприятия в развитии
предприятиям, реализующим   данных направлений техники, в том
эти приоритеты   числе возможности быть головным
    разрабатывающим или серийно
• Проведение конкурсов   тиражирующим предприятием
юридических лиц - исполнителей   • Проведение (при необхо-
работ в рамках приоритетных   димости, а также в соответст-
направлений развития техники   вии с условиями конкурса)
    мероприятий по реструк-
• Принятие решений   туризации производств,
по внеконкурсной   их финансовому оздоров-
государственной поддержке   лению
(при условии ограниченности   • Подготовка документов на участие
конкурентоспособности   в процедурах получения государст-
предприятий)   венной поддержки
    • Разработка и реализация планов
• Контроль своевременности   государственной поддержки
мер государственной   (при ее получении)
поддержки и эффективности   • Представление отчетов федераль-
ее использования   ному органу

Рис.. Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений промышленной сферы

 

Характер административных актов, как известно, не одинаков. Одно дело, скажем, установление квоты на экспорт какого-то вида сырья и проведение конкурсных торгов для ее получения и совсем другое — повышение тарифов на электроэнергию для прибыльных предприятий и их уменьшение - для убыточных по усмотрению ме­стного органа власти. В первом случае речь идет об администра­тивном акте, не затрагивающем основ рыночной экономики, во втором — об административном произволе, разрушающем основы рынка, о «распределиловке», являвшейся сутью административно-командной системы.

Разумеется, названы крайние случаи. Между ними лежат пра­вовые акты, которые при умелом использовании корректируют ры­ночные отношения в сторону удовлетворения общественного инте­реса. К таким актам относятся, например, льготное налогообложение, освобождение отдельных видов товаров от таможенных сборов и др. Без актов подобного рода, в которых проявляется активная политика государства, не могут обойтись даже наиболее передовые индустри­ально развитые страны.

Итак, можно выделить три формы государственного регулирова­ния экономической жизни: 1) утверждение единых для всех общих пра­вил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных адми­нистративных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения.

Естественно, что применение первой из указанных форм, образу­ющей правовой базис рынка, необходимо и целесообразно, если, ко­нечно, речь не идет о чрезмерном числе запретительных норм, меша­ющих свободному обращению товаров на рынке. Иначе обстоит дело с применением второй и особенно третьей форм. Роль государства должна здесь ограничиваться лишь выполнением кардинальных за­дач развития общества и поощрением частной инициативы.

Действительно, чрезмерное вмешательство государства в эконо­мическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффектив­ность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако не суще­ствует раз и навсегда установленных рациональных пределов вмеша­тельства государства в экономическую жизнь. Любая страна в опреде­ленный период должна решать рассматриваемый вопрос, исходя из конкретных экономических условий. Например, резкие колебания ры­ночной конъюнктуры, высокие процентные ставки, резкий рост инфляции и другие факторы приводят к усилению государственного ре­гулирования. С развитием противоположных тенденций необходи­мость государственного вмешательства в экономику снижается.

В условиях приватизации проблема роли государства в управлении производством в отношениях «государство-фирма» при­обретает особую остроту. Объясняется это тем, что рыночный меха­низм только зарождается и рыночные рычаги из-за сохраня­ющейся высокой монополизации экономики и практически полного отсутствия конкуренции не могут заменить регулирующую роль госу­дарства.

Принципы организации и функции государственных органов

В переходной экономике в качестве основных принципов организации деятельности отраслевых и межотраслевых органов фе­дерального правительства в отношении предпринимательства могут рассматриваться следующие:

• соответствие организационных звеньев задачам разработки и
осуществления промышленной, инвестиционной и научно-технической политики, институциональных и экономических реформ;

• обеспечение эффективного организационного взаимодействия
центральных и региональных органов в связи с выполнением задач по
поддержке предпринимательства;

• отделение функций государственного управления и регулирования от хозяйственных функций с учетом изменения структуры собственности и новых форм хозяйственного управления в государственном секторе;

• обеспечение надежности и устойчивости структуры государст­венного управления, преодоление неоправданного разнобоя в стату­се, построении и характере деятельности правительственных органов,
подразделений и служб с тем, чтобы были отлажены все рычаги госу­дарственного регулирования, в том числе по поддержке предпринимательства.

В соответствии с указанными принципами целесообразно прове­сти назревшие изменения в организации и методах управления со сто­роны исполнительной власти.

Органы федеральной исполнительной власти, регулирующие раз­витие материального производства, должны быть наделены правом исполнять следующие блоки государственных функций:

• поддержка предпринимательства и становление рыночных от­ношений (формирование нормативно-правовой базы, привлечение

коммерческих структур к реализации государственных программ и за­казов, развитие рыночной инфраструктуры, предоставление гарантий иностранным инвесторам, открытие предпринимателям доступа к кре­дитам, консультационно-методическая деятельность);

?разрешительные функции (формирование и размещение государственных заказов, их ресурсное обеспечение, квотирование, ли­цензирование, субсидирование, создание бюджетных и внебюджет­ных фондов);

?контрольно-запретительные функции (государственное инспек­тирование, приостановление деятельности предприятий, экономиче­ские и административные санкции, введение норм безопасности, антимонопольные меры);

?прямое управление объектами государственной собственности,
не подлежащими приватизации, и участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства (наблюдательные советы, правления, собрания акционеров);

?аналитические функции (анализ и оценка состояния отраслей,
выявление тенденций их развития, содействие развитию сферы услуг,
рынков, конкурентной сферы и др.);

?информационные функции (разработка и предоставление информации о прогнозируемых потребностях населения и экономики, сте­пени удовлетворения спроса, складывающихся пропорциях и т. п.);

?формирование и реализация научно-технической политики (определение приоритетных направлений развития техники и технологии, организация научных исследований и технических разработок, экспертиза, выпуск нормативно-технической документации, финан­сирование);

?подготовка кадров для рыночных и нерыночных структур (фор­мирование и функционирование сети центров обучения);

?координирующие действия в области взаимосвязи региональных
рынков, межгосударственных отношений стран СНГ, а также участие
во внешнеэкономических связях.

В качестве примера рассмотрим организационное построение одного из федеральных органов - Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. Организационная структура управления данного министерства нацелена на выполнение регулирующих функций по текущим задачам и оп­ределение перспектив дальнейшего реформирования и развития отрасли. Основной принцип построения министерской структуры заключается в том, что она разделена на две части: 1) оперативно-диспетчерский блок управле­ния отраслью; 2) блок перспективного стратегического развития.

Оперативный блок представляет собой механизм управления топливно-энергетическим комплексом с департаментами: геологическим, нефтегазо­вым, угольным, электроэнергетическим. Особое место занимает Госэнерго надзор. Это необходимо с точки зрения энергетической безопасности госу­дарства. Основа всего оперативного блока — департамент топливно-энерге­тических ресурсов и управление балансов топливно-энергетических ресур­сов, несущие ответственность за сбалансированность рынка топливно-энер­гетических ресурсов в каждом регионе.

Основа второго, перспективного, блока — департамент информационно-аналитического обеспечения и стратегического планирования. В период, когда вся собственность топливно-энергетического комплекса находилась в руках государства, оно могло управлять отраслями этого комплекса только дирек­тивным способом. В настоящее время, когда в нефтяном комплексе привати­зация практически завершается и государственная собственность «сжимает­ся» до минимума, на первый план выходит новый стратегический подход: в собственности государства должна остаться только сфера естественных мо­нополий. Другие виды собственности требуют принципиально иных мето­дов регулирования. Перспективный блок министерства призван заниматься выработкой новой рыночной системы регулирования. И главным здесь ста­новится сбор информации, ее анализ и планирование.

В перспективном блоке имеется департамент координации проектов Фе­деральной программы энергосбережения и энергетической политики. С этим департаментом взаимодействует управление научно-технического прогресса, координирующее работу многочисленных отраслевых научно-исследователь­ских институтов. В этом же блоке находятся подразделения, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Направления их работы обусловлены возрастающей значимостью таких проблем, как определение экономических интересов государства по отношению к топливно-энергетическим ресурсам, освоение российскими компаниями мирового рынка, вопросы межправитель­ственного сотрудничества. Вторая часть внешнеэкономических подразделе­ний сориентирована на привлечение инвестиций в Россию и «сопровожде­ние» инвестиционных проектов.

Наряду с выполнением регулирующих и административных функций органы исполнительной власти должны представлять ин­тересы государства в открытых акционерных обществах, акции ко­торых закреплены в государственной собственности. В соответствии с законодательством при преобразовании государственных и муни­ципальных унитарных предприятий в открытые акционерные обще­ства могут приниматься решения о закреплении акций указанных обществ в государственной или муниципальной собственности. При этом в органы управления такими обществами назначаются пред­ставители государства.

На федеральном уровне образуется орган по управлению государ­ственным имуществом, который, в свою очередь, создает в субъектах Российской Федерации свои территориальные органы и устанавли­вает их полномочия. Указанный федеральный орган призван осуще­ствлять единую государственную политику в области приватизации государственного имущества. С этой целью он осуществляет коорди­национные функции, разрабатывает и издает соответствующие нор­мативно-правовые акты и контролирует их выполнение. Данный ор­ган разрабатывает проекты программ приватизации, организует их реализацию, осуществляет продажу федерального имущества, преоб­разовывает государственные унитарные предприятия в открытые ак­ционерные общества, организует учет федерального имущества и ве­дение его реестра. Он является учредителем открытых акционерных Обществ, создаваемых в процессе приватизации, осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в устав­ном капитале) которых находятся в федеральной собственности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реалии переходных процессов | Государство и рыночная инфраструктура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.