Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды монополий




На рынке работают следующие виды монополистических структур:

1. Естественная монополия – единственное предприятие представляющее целую отрасль, существование которого целесообразно по естественным образом сложившимся в экономике страны причинам.

Виды естественных монополий:

а) в отрасли целесообразно находиться лишь одному, двум очень крупным предприятиям, которые в состоянии получить экономию на масштабах производства (автомобильные, металлургические заводы). Мелкие предприятия в этой отрасли существовать не смогут, т.к. не в состоянии расширить масштаб производства и минимизировать издержки. Крупным предприятиям войти в эту отрасль затруднительно, поскольку потребуются очень большие капиталы.

б) естественные монополии, владеющие уникальными природными ресурсами и месторождениями (ЮАР компания «Де Бирс» контролирует около 70% мировой переработки алмазов).

в) естественные монополии, регулируемые и контролируемые государством (предприятия энергетики, жилищно-коммунальное хозяйство). Предприятия, работающие в этих отраслях, производят общественно-значимые товары и услуги, поэтому государство поддерживает цены и тарифы на эти товары и услуги на низком уровне за счет предоставления льгот, преимуществ предприятиям монополистам. Иногда такие естественные монополии существуют просто по чисто техническим причинам. В одном городе по техническим причинам не могут существовать две телефонные компании, т.к. абонентам пришлось бы иметь два телефонных аппарата, два справочника, два номера и т.п., что не совсем оправдано.

2. Закрытые монополии

Возникают тогда, когда государство искусственно устанавливает юридические или иные барьеры для вступления в отрасль некоторых предприятий.

Барьеры, препятствующие вступлению в закрытую монополию:

· патенты - дают право изобретателю контролировать продукт в течение определенного срока. Патенты защищают изобретателя и фирму от посягательства конкурентов, которые не участвовали в расходах денег, времени и усилий на изобретение. Патенты и научно-исследовательские разработки усиливают позиции фирмы в конкурентной борьбе.

· лицензии - право на производство какой-либо продукции или оказание услуг. Для сохранения закрытой монополии, новому предприятию лицензия не будет предоставлена.

· нечестная конкуренция – ситуации, когда конкуренты у фирмы монополиста устранены, а появление новых блокируется, в результате сговора, агрессивных, либо жестоких действий со стороны чистого монополиста.

3. Открытая монополия - это когда какая-либо фирма является единственным производителем нового уникального товара. Конкурентов у фирмы еще нет, и они появятся не скоро. Однако монополия является открытой, т.к. она ни чем не защищена от будущих конкурентов.

4. Географические монополии - это предприятия, расположенные в удаленных или географически изолированных населенных пунктах. В городах и областях также существуют своеобразные географические монополии такие как: хлебозаводы, молокозаводы, ТЭЦ.

Другие типы рыночных структур:

1. монопсония - ситуация когда продукция разных производителей имеет единственного покупателя. Например, продукцию предприятий военно-промышленного комплекса покупает только Министерство обороны.

2. двухсторонняя монополия - это когда единственный производитель продает продукцию единственному покупателю. Например, предприятия аэрокосмической промышленности и Главкосмос России.

3. монополия, практикующая дискриминацию – рыночная ситуация когда монополист продает одну и ту же продукцию разным покупателям, по разным ценам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.