Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные и природные парки




Идея создания национальных парков возникла более 120 лет назад в США. В основе данного термина лежало стремление подчеркнуть, что данная территория принадлежит всему народу, всей нации. Система национальных парков в России возникла в 80-х годах. Первые наци­ональные парки были образованы в 1983 г. Это «Сочинский» на Чер­номорском побережье и «Лосиный остров» на территории Москвы. В настоящий момент в России 35 национальных парков площадью 7 млн. га (0,41% площади страны), расположенных на территориях 13 респуб­лик, 2 краев, 20 областей и 1 автономного округа.

Национальные парки - это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и пред­назначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях, а также для отдыха и туризма. Их особое значение заключается в том, что, сохраняя участки природы как резерв национального наследия, они служат эффективным средством природо­охранного воспитания, распространения экологических знаний. Нацио­нальные парки берут на себя часть функций, которые ранее выполняли государственные заповедники.

На национальные парки возложено три взаимосвязанных задачи: экологическая (охрана естественных экосистем), рекреационная (обеспе­чение туризма и отдыха населения) и научная (разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения). Рекреационная функция приобретает в последние годы особое значе­ние в связи с появлением такого феномена, как экологический туризм (2002 г. даже был объявлен ООН годом экологического туризма). Учи­тывая повышенный спрос на подобные экоуслуги в развитых странах и огромные возможности российских уникальных природных территорий по их предоставлению, следует ожидать дальнейшее вовлечение, в пер­вую очередь, национальных парков в этот процесс.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, культурные и другие объекты недвижи­мости предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Здания, сооруже­ния, историко-культурные и другие объекты закрепляются за националь­ными парками и передаются им на праве оперативного управления. Наци­ональные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом средств Сочетание природоохранных и рекреационных задач обусловливает выделение в пределах территории национального парка ряда функцио­нальных зон со специальным эколого-правовым режимом:

- заповедной зоны, в пределах которой запрещена любая хозяйствен­ная деятельность и рекреационное использование территории;

- особо охраняемой зоны, в пределах которой обеспечиваются усло­вия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение;

- зоны познавательного туризма, предназначенного для экологичес­кого просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

- рекреационной зоны, предназначенной для отдыха. Обеспечение регули­руемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществля­ется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий;

- зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающей условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия;

- зоны обслуживания посетителей, предназначенной для размещения, ночлега, бытового информационного обслуживания посетителей;

- зоны хозяйственного назначения, в пределах которой ведутся необходимые производственно-хозяйственные работы.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Соотношения размеров каждой функциональной зоны в различных национальных парках заметно варьируется - заповед­ная зона может составлять наибольший процент площади в националь­ных парках: «Приэльбрусье» (73%), «Забайкальский» (41%), «Сочин­ский» (37,5%), а может наименьший - «Мещерский» (0,1%), «Русский Север» (1%), «Нижняя Кама» (7%) и т.д.

На территориях национальных парков запрещается любая деятель­ность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объек­там растительного и животного мира, культурно-историческим объек­там; противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с фун­кционированием национальных парков и т.д.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государствен­ной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка созда­ется охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях наци­ональных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности но обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков. Предлагаемые услуги по органи­зации обслуживания посетителей не должны противоречить целям деятельности национальных парков и не причинять ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. При наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемы­ми с дирекциями национальных парков.

Правовое положение природных парков имеет сходные и отличные черты с положением национальных парков. Схожими являются задачи, стоящие перед национальными и природными парками, заключающиеся в создании условий для отдыха (в том числе массового), разработка и внедрение эффек­тивных методов охраны природы, поддержание экологического баланса.

Однако в отличие от национальных парков, природные парки:

1. Являются природоохранными рекреационными учреждениями, реше­ния об образовании которых принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Так, в Вол­гоградской области принято несколько законов, регулирующих создание природных парков областного значения: Эльтонского природного парка, природного парка «Нижнехоперский», природного парка «Донской» и т.д.

2. Природные парки находятся в ведении субъектов РФ, и их деятель­ность финансируется из бюджета соответствующего субъекта РФ.

3. В отличие от национальных парков, внутренняя структура которых четко закреплена в законе, перечень функциональных зон природных парков не сформулирован как исчерпывающий, т.е. решение данного вопроса оставле­но на усмотрение органов государственной власти субъекгов РФ. При этом в случае создания на территории субъекта Российской Федерации нескольких природных парков, их внутренняя структура может не совпадать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.