Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды цен в зависимости от степени воздействия на них государства

В зависимости от степени государственного регулирования различают

- свободные цены;

- регулируемые цены;

- фиксированные цены.

Свободные цены – цены, которые складываются на рынке стихийно, под влиянием различных факторов (соотношения сил спроса и предложения, модели рынка, др.). Государственное регулирование ограничено косвенными методами (манипулирование налогами, государственными закупками).

Регулируемые цены – цены, на которые государство определяет верхние или нижние пределы, либо эти пределы вводятся на отдельные элементы цены.

Фиксированные цены – цены, устанавливаемые непосредственно государством, региональными или местными органами власти. Подобные цены устанавливаются в экстремальных условиях.

5. Виды цен в зависимости от степени новизны товара

В зависимости от степени новизны товара различают цены на новые товары и цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время.

К ценам на новые товары относятся:

- цена «снятия сливок»;

- цена проникновения на рынок;

- «психологическая цена»;

- цена следования за лидером;

- цена, определяемая по методу «издержки плюс»;

- престижная цена.

К ценам на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, относятся:

- цены на изделия, снятые с производства;

- скользящая или падающая цена;

- долговременная цена;

- цены потребительского сегмента рынка;

- гибкие цены;

- договорная цена.

Цена «снятия сливок» - цена, которая очень существенно превышает средние валовые издержки производства. Она устанавливается на товары, впервые выводимые на рынок, на которые ожидается высокий спрос.

Цена проникновения на рынок – цена, существенно ниже, чем у конкурентов. Устанавливается фирмой, входящей на рынок, для завоевания доли рынка. Используется только в случае эластичного спроса.

«Психологическая цена» - цена, учитывающая психологию покупателя. Например, продавец может установить цену 1999 руб. вместо 2000 руб. В этом случае создается эффект низкой цены и точного учета затрат.

Цена следования за лидером – цена, устанавливаемая фирмой лидером на рынке олигополии.

Цена, определяемая по методу «издержки плюс» - цена, которая складывается из суммы средних валовых издержек и определенной надбавки – прибыли.

Престижная цена – цена на группу престижных товаров (одежду ведущих модельеров, макияж у известных визажистов и т.д.).

Скользящая или падающая цена – равновесная цена, которая снижается по мере насыщения рынка данным товаром. Этот прием можно использовать, если средние валовые издержки не возрастают.

Долговременная цена – цена, не изменяющаяся на протяжении длительного периода времени. При возрастании средних валовых издержек возможно снижение размеров и качества товара.

Цена потребительского сегмента рынка – цена, устанавливаемая в зависимости от качества товара и социальной группы покупателей, для которой он предназначен (цены на авиаперевозки, проезд в муниципальном транспорте).

Гибкие цены – быстроменяющиеся цены в зависимости от изменения спроса и предложения (рынок совершенной конкуренции).

Цены на изделия, снятые с производства – цены на такие товары, как правило, выше, т.к. они редки, но необходимы определенным группам потребителей (запчасти к старым автомобилям).

Договорная цена – цена, полученная на основе договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем).

Выделяют пять основных функций цены:

· учетная,

· распределительная,

· стимулирующая,

· функция сбалансирования спроса и предложения,

· функция цены, как критерия рационального размещения производства.

Учетная функция цены заключается в том, что цена содержит в себе информацию об издержках производства товаров и услуг и прибыли, а также о доходах производителей/продавцов и о расходах покупателей/потребителей как на макро- так и на микроэкономическом уровне.

Распределительная функция цены заключается в возможности государства посредством установления налогов, субсидий и пределов цен перераспределять доходы между отраслями экономики, предприятиями и различными слоями населения.

Стимулирующая функция цены состоит в поощрении или сдерживании производства или потребления отдельных товаров или услуг посредством государственного регулирования цен. Например, установление акцизов на товары вредные для здоровья приводит к сокращению их потребления, а ведение налоговых льгот или связанного пола цены на продукцию с/х приведет к увеличению ее производства.

Функция сбалансирования спроса и предложения заключается в том, что гибкие цены приводят рынок в состояние равновесия, устраняя дефицит или избыток.

Функция цены, как критерия рационального размещения производства заключается в возможности цен влиять на перераспределение ресурсов между отраслями экономики: рост цен, как правило, свидетельствует об увеличении прибыли в данной отрасли, что привлекает новых производителей и, следовательно, создает приток ресурсов, и наоборот.

Все функции взаимосвязаны друг с другом. Так распределительная функция и функция цены, как критерия рационального размещения производства, а также функция стимулирования и функция сбалансирования спроса и предложения усиливают друг друга, в то время как учетная функция вступает с другими в противоречие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды цен в зависимости от товарного обращения | Тема 3. Регулирование цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.